Из опыта реабилитационной работы с детьми группы риска

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт социально - педагогической работы с детьми и семьями группы риска

МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Корочанского района Белгородской области


Антон Семёнович Макаренко о воспитании детей высказал такую мысль: «Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Важнейшим направлением в работе педагогического коллектива любого социально-реабилитационного центра - это помощь в адаптации поступившим к нам детям. Ведь в центр поступают дети из социально-опасных семей, которые сами находятся в группе риска. В основном все наши воспитанники - непростые дети, дети с изломанной судьбой и психикой, дети, у которых украдено детство, которые рано стали взрослыми, дети - сироты при живых родителях, дети, обделённые лаской и любовью. А это, согласитесь, такая гремучая смесь, которая готова взорваться в каждую секунду, как протест нашему несправедливому миру.

Группа детей в нашем центре разновозрастная, поэтому планируем свою воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В процессе знакомства с детьми, стараемся выявить положительные черты личности воспитанника. Обязательно учитываю, что в момент поступления детей в них преобладает враждебность, агрессивность, замкнутость, неприятие ко всему существующему миру, который и виноват во всех их бедах и несчастьях. Для этого нужно проявить огромное терпение, сопереживание и главное увидеть «зёрнышко» положительного и хорошего, что есть у каждого ребёнка, бережно и с любовью взращивать его, раскрывая и изучая таланты и интересы ребёнка. В своей повседневной жизни, эти дети один на один со своими житейскими проблемами и «взрослыми» трудностями. Их сверстники смотрят на них снисходительно и свысока, считают их людьми второго сорта. Да и чего греха таить, и у взрослых такое же отношение к ним, даже в школе педагоги стараются побыстрее «отделаться» от них. Эти дети редко участвуют в школьных мероприятиях, у них практически нет друзей в школе, им совсем не интересны ни школьные предметы, ни школьные мероприятия. Они часто пропускают занятия, поэтому и слабые знания по предметам, не потому, что они ленивы и не хотят учиться, а потому что порой им просто стыдно за свою плохую одежду и обувь, за пьющих родителей, у которых нет желания заботиться о них. Отсюда и агрессия, обида на всех и вся. Поэтому к ребёнку, перенесшему стресс, подвергшемуся психологическому насилию со стороны окружающей среды и лишенному полноценного поступательного воспитательного процесса, необходим особый подход, направленный на стимулирование личностных ресурсов. В ходе групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов воспитанники реабилитационного центра формируют умение и навык в сфере общения, развивают способность адекватного и полного познания себя и окружающих. Готовя любое мероприятие, привлекаем детей к написанию сценариев, к оформлению зала, к участию в этих мероприятиях. И вот, впервые ребёнок чувствует свою ответственность за что-то, и поэтому всегда относится к поручениям очень серьёзно. Он впервые ощущает свою «нужность», ответственность, поэтому из всех своих сил стремится выдвинуть свои идеи, свои пожелания. А если мы готовим концертный материал, то оказывается, все эти дети очень любят петь, читать стихи, и у многих есть хорошие данные. На литературно-музыкальные мероприятия приглашаем родителей. Многие родители и не знали, что их ребёнок обладает хорошим голосом, так прекрасно читает стихи. Ну, а если мы готовим «театральное» представление, то распределение ролей не составляет труда. Дети с удовольствием «играют» на сцене. Мы сами готовим костюмы и декорации к спектаклям. Работа нашего маленького «театра» стирает все негативы, всё плохое с детских душ, и дети становятся самими собой, то есть вполне нормальными детьми, в них уже нет ни агрессии, ни злобы, только сияющие, счастливые глаза. Часто у таких детей плохая память, им трудно выучить свои монологи, но жажда играть на сцене, быть в центре внимания, получить «массу» аплодисментов, делает просто чудеса.

Мои непредсказуемые детки (Зарисовки на детей)

1. Ш. Галина Ивановна (16 лет). Эта девочка вызывала озабоченность всего коллектива центра уже с первой минуты пребывания в нём. О таких детях обычно говорят «трудный ребёнок». Её характер невозможно описать словами - это гремучая смесь наглости, вранья, дурных манер, жажда быть лидером, а также «море» обаяния и «океан» доброты. Она, как спичка: «вспыхнет» - обидится, но через пять минут уже просит прощения, а через минуту всё повторяется снова. Я в своей жизни не видела ни одного ребёнка, который врал бы с таким воодушевлением и такими честными глазами, не моргнув ими. В её словах невозможно усомниться, но потом, когда выясняется её ложь, то чувствуешь себя глупым и беспомощным. Вот такие стихи я ей посвятила:

Активистка и артистка

Да к тому же, теннисистка.

Стих прочтёт, и станцует и споёт.

Стройна, добра, бывает справедлива

Но часто в гневе и криклива.

Злой гений, редкий экземпляр

Все образы твои так многозначны

Редчайшее природы сочетанье-

однозначно!

2. С. Оксана Геннадьевна (14лет). Натуральная блондинка, но бог не обделил её и умом, и упорным характером, и железной волей. В силу жизненных передряг, она много пропустила занятий в школе. Но с помощью своих выше перечисленных черт характера, сумела наверстать упущенное в учёбе.

Железная воля, упрямство и труд,

К желаемой цели тебя приведут,

Счастье улыбнётся тебе - непременно,

Удачно жизнь сложится - несомненно!

Всегда ты первая и в спорте и в труде,

Друзей никогда не бросаешь в беде.

И все неудачи ты примешь достойно

Без дела ты не усидишь спокойно.

В парламенте страны любой,

Смотреться будешь ты весьма пристойно,

Как Маргарет Тэтчер, ты делова,

Ты ведь талантлива, ты - «голова»!

Вся наша работа направлена на то, чтобы спасти детей от того образа жизни, который ведут их родители. Даже пусть, в результате наших совместных усилий, спасённым будет хоть один ребёнок, значит жизнь прожита не зря!

Но больше всего восхищает преданность и огромная любовь этих детей к своим мамам. Мы провели тестирование среди старшеклассников по форме «закончи предложение». Приведу в пример «Открытое письмо» Свидовской Оксаны (14лет) к маме.

- Здравствуй, мамочка, я очень соскучилась и хочу увидеть тебя, ведь я тебя очень люблю.

-В этот особенный день (8марта) я хочу признаться тебе в том, что я очень рада, что у меня есть такая любящая и любимая мама, которая согреет душой и любовью в трудную минуту.

-Сегодня праздник, и я хочу тебе пожелать только здоровья, только счастья и душевной теплоты, и чтобы мы, твои дети, не огорчали тебя по пустякам.

-Я не всегда бываю послушной, но постараюсь быть послушной, чтобы тебе не было стыдно за меня.

- Но я всегда вспоминаю о тебе и жду тот день, когда мы встретимся с тобой.

-Я редко говорю тебе об этом, но сейчас я хочу сказать, что ты самая лучшая и единственная мать на свете, которую я встречала в своей жизни, даже когда ты бываешь строга.

- Я знаю, что ты меня любишь за то, что я твоя любящая дочь.

- И чтобы не случилось в жизни, чтобы не произошло, я люблю тебя, потому что ты тот человек, который дал мне жизнь, и я благодарна тебе за то, что ты моя мама, да и не будет у меня другой мамы кроме тебя.

- Всегда любящая тебя дочь (письмо в подлиннике). Позднее её маму лишили родительских прав.

Это письмо наглядный пример того, о чём мечтают дети, какую бы они хотели видеть свою семью, своих родителей.

Самое трудное в нашей работе, я считаю, это работа с родителями. Контингент ещё тот, достучаться практически невозможно. Многие из родителей не занимаются детьми, пьют, не работают, документы утеряны, не имеют жилья или имеют ветхое жильё, где отключен газ, свет. Родителям при необходимости оказывалась психологическая, педагогическая, финансовая, правовая, медицинская и др. помощь. Основное количество неработающих родителей было трудоустроено, все желающие прошли курс лечения от алкогольной зависимости, оказывалось содействие при решении жилищных вопросов и оформлении отсутствующих документов. В рамках организации летнего отдыха дети из многодетных, малообеспеченных и неполных семей направлялись в летние - оздоровительные лагеря. Даже в самых трудных и, казалось безнадежных ситуациях, наш коллектив всегда находит конструктивные решения.

Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - это зачастую семья, во многом утратившая свой собственный потенциал, растерявшая свои внутренние ресурсы. Этим семьям продолжительное время (или никогда) никто не предоставлял возможность оказывать влияние на принимаемые решения. Ресурсы государственных учреждений и самой семьи в этих ситуациях начинают действовать (или бездействовать) в параллельных плоскостях.

Алгоритм самой работы с ребенком включает в себя следующие действия:

1. Предварительная работа - начинается с момента поступления ребенка в учреждение. Главной задачей здесь является установление контакта и доверительных отношений ребенка со специалистом (социальным педагогом, психологом, специалистом по социальной работе).

2. Составление социальной карты воспитанника. При этом очень важно, чтобы учитывались возрастные и личностные особенностям ребенка, процесс составления карты не должен становиться «выкачиванием» информации. Эта работа может состоять из нескольких этапов по времени. В результате карта дает представление о том, кто конкретно входит в окружение ребенка и как он описывает свои отношения с каждым из этих лиц

3. Далее специалист исследует баланс секторов социальной карты. На основе анализа межличностных связей и отношений специалист определяет важных и значимых для ребенка лиц.

4.. На основе анализа специалист совместно с ребенком исследует возможность организации встречи, на которую могут прийти люди, указанные в карте ребёнком. Организацией встречи занимается социальный педагог. Он определяет тему - проблему встречи.

5. Работа с социальной сетью (администрацией школы, администрацией районного и сельского поселения, участковым уполномоченным полиции, ПДН) подразумевает, что специалисты центра предоставляют свои профессиональные знания в распоряжение людей, обратившихся за помощью в центр.

6. Работа после сетевой встречи заключается в реализации позитивных и конструктивных решений, предложений, найденных в процессе встречи. В эту работу включаются уже не только специалисты и чиновники по долгу службы, но и лично заинтересованные участники: родственники, друзья, соседи.

Таким образом, мы видим, что в ходе работы происходит постоянный циклический переход от уровня к уровню, от системы к системе и в диагностике, и реабилитационных мероприятиях.

В последние годы заметно расширяется область оказания социальной помощи населению: увеличивается количество и появляются новые типы учреждений, возникают и укрепляются внутриведомственные и межведомственные связи, приобретен немалый практический опыт, позволяющий специалистам более продуктивно оказывать помощь. Нужно рассмотреть возможность построения единой модели социальной помощи, что позволит осуществлять преемственность в деятельности различных учреждений социальной защиты и обеспечит длительное сопровождение семьи и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Но что волнует больше всего, это то, что с каждым годом всё слабее спрос с родителей за неисполнение ими родительских обязанностей, всё меньше рычагов воздействия на них. Всем учреждениям и организациям, работающим в этой системе, пора основательно продумать вопрос об ужесточении наказания за родительское «разгильдяйство».

После ухода ребенка из учреждения возникают новые условия, в том числе отсутствие изоляции или разделение семьи. Продолжая работу в тесном контакте со всеми структурами (основная надежда на педагогические коллективы школ) можно оказывать помощь и далее, но уже на другом уровне, в привычной для семьи и ребенка среде. И здесь незаменима помощь школы, коллектив нашего центра и коллективы школ нашего района разработали план совместной работы с детьми и их родителями из социально опасных семей. Наиболее эффективными формами работы стали родительские собрания, совместные праздники, вечера или просто встречи. Главное правильно выбрать тему проводимых мероприятий. Во время праздников или совместных мероприятий рассказываем о той или иной семье, о бабушке - ветеране труда, имеющей награды, о прадеде, который воевал в годы Великой отечественной войны, имеющего награды за героизм и мужество, по крохам ищем материал о близких родственниках, которыми можно гордиться, не все же в этих семьях было всегда плохо. Не скажу, что наши подопечные сразу становятся на путь исправления, но всё же положительные результаты есть. Специалисты нашего учреждения используют в работе различные формы развития и поддержки родительской компетентности и эффективности (тренинг родительской эффективности, родительский лекторий, разработка памяток, практических рекомендаций для родителей, выпуск информационных бюллетеней и т.д.).

Социальный педагог МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Корочанского района Белгородской области

Акулова Людмила Петровна.

педагогический стаж 27 лет,

Социальный стаж -5 лет


Адрес электронной почты: mbu [email protected]









© 2010-2022