ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «АНТИСУИЦИД»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА

СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

«АНТИСУИЦИД»

Содержание программы:

I. Паспорт программы.

II. Пояснительная записка.

III. Проблемно-ориентированный анализ к началу 2015-2016 учебного года и

перспективы ее развития.

IV. Цели, задачи и этапы реализации программы.

V. Основные направления реализации программы.

VI. Ресурсное обеспечение реализации программы и система контроля.

VII. Ожидаемые результаты и показатели эффективности реализации программы

профилактики суицида среди несовершеннолетних.

VIII. Первоочередные мероприятия по реализации программы профилактики суицида

среди несовершеннолетних школы на 2013 - 2016гг.

IX. Система мероприятий и прогнозируемые объемы финансирования программы

профилактики суицида среди несовершеннолетних на 2013 - 2016 гг.












I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДА УЧАЩИХСЯ

НА 2013 - 2016 ГОДЫ

Наименование программы:

Программа профилактики суицида среди несовершеннолетних «АНТИСУИЦИД» МБОУ «школа №3 им. А.И. Покрышкина» на 2015- 2018 годы (далее программа).

Сроки реализации программы

2015 - 2018 годы.

Основания для разработки программы:

1. Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от

25.07.2003г.

2. Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН

от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года).

3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ.

4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (в действующей редакции на

2012г.).

5. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО (Утверждена резолюцией

5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года

6. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.)

7. ПРИКАЗ Минобрнауки России от 26 октября 2011 г. N 2537 «Об утверждении

плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по

профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных

учреждений на 2011 - 2015 годы».

8. Письмо Минобрнауки России от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике

суицидального поведения обучающихся»,

9. Устав МБОУ «школа №3 им. А.И. Покрышкина»;

Исполнители программы:

Администрация Муниципального образовательного учреждения МБОУ «школа №3 им. А.И. Покрышкина», педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность.


Цель программы:

Охарактеризовать суицид в молодежной среде как социальное явление. Принятие эффективных профилактических мер по предотвращению суицидального риска среди детей и подростков.

Основные задачи программы:

1. Диагностика ученического коллектива с выявлением группы лиц, склонных к суициду

(группа риска).

2. Выявление причины суицидального поведения учащихся группы риска.

3. Выявление психологического портрета молодого человека;

психокоррекция суицидального поведения.

4. Повышение уровня самооценки, уровня социально - психологической адаптации детей

и подростков.

5. Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) в

области воспитания и взаимодействия с детьми.

6. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании личности

учащегося.

7. Организация психолого-социально-педагогического консультирования учащихся,

родителей (законных представителей), учителей.

Приоритетные направления

1. Создание и поддержание благоприятного психологического климата в

коллективе;

2. Профилактика психоэмоционального состояния детей;

3. Предоставление ребенку максимально возможной самостоятельности и свободы;

4. Построение здоровьесберегающей среды в школе;

5. Использование медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учебно

- воспитательного процесса учащихся;

6. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;

7. Уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;

8. Формирование компенсаторных механизмов поведения;

9. Работа с родительской общественностью;

10.Формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Этапы реализации программы

¾ 1 этап (информационно-аналитический): 2013 - 2014 г.

¾ 2 этап (практический): 2014 - 2015г.

¾ 3 этап (аналитико-обобщающий): 2015 - 2016 г.

Система организации контроля исполнения программы:

Контроль исполнения программы осуществляется администрацией МБОУ «школа №3 им. А.И. Покрышкина» в пределах её компетенции, педагогическим советом школы, Советом школы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

¾ Совершенствование механизмов сохранения и укрепления здоровья детей, создание

безопасного и комфортного образовательного пространства;

¾ Обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальным

и перспективным потребностям личности, общества и государства;

¾ Развитие эффективной системы профилактики асоциального поведения детей, детской

беспризорности, правонарушений;

¾ Формирование толерантной личности в условиях многонационального состава

населения РФ;

¾ Построение модели работы с детьми разного возраста, направленной на приоритет

здорового образа жизни;

¾ Целенаправленная борьба с вредными привычками на основе современных методов

коррекции и реабилитации;

¾ Проведение профилактических мероприятий по воспитательной работе среди родителей

(законных представителей), учителей и учащихся.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самоубийство - чисто человеческий, сознательный поведенческий акт, значит, не будет

преувеличением сказать, что оно является своеобразной «платой» за разум,

индивидуальность, за свободу выбора и воли. Тем не менее, это не значит, что мы не

должны стремиться максимально снизить число самоубийств, а для этого необходимо

углубленное изучение феномена самоубийства во всех его аспектах и эффективно

проводимая система профилактических мер.

Программа профилактики суицида МБОУ «школа №3 им. А.И. Покрышкина»

на 2015 - 2018 годы (далее программа) направлена на профилактику предотвращения случаев суицида среди детей и подростков, на формирование адекватной самооценки, на устранение уровнядезадаптации (коррекция и тренинги), выявление причин суицидального риска

(анкетирование, диагностика), психологическое консультирование (родители или

законные представители, педагоги, дети), развитие навыков эффективного общения и

уверенного поведения.

Основным предметом внимания программы, является:

¾ взаимодействие между подростками, в частности, в коллективе;

¾ способы разрешения конфликтов, возникающих в ходе этого общения;

¾ влияние и противостояние влиянию.

Основные задания программы:

1. Снижение агрессивности и тревожности у детей в период адаптации к школе и в

процессе учебной деятельности.

2. Гармонизировать уровни базальной эмоциональной регуляции:

¾ обучить способам регуляции эмоциональных состояний;

¾ развить навыки повышения работоспособности;

¾ обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей.

3. Обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и

выхода из конфликтных ситуаций

Работа по данной программе предполагает формирование у детей следующих

навыков:

1. Сдерживание негативных эмоций, социально приемлемому выходу их конфликтных

ситуаций;

2. Саморегуляция;

3. Отыгрывание страхов;

4. Снятия напряжения, рефлексии.

Современное законодательство обязывает общеобразовательное учреждение улучшать

условия, в которых растет и получает воспитание ребенок, оказывать особую поддержку

семьям и по возможности помогать родителям в воспитании учащихся. Ведущую роль в

этом играют классные руководители, которые непосредственно занимаются с учениками и

их родителями. Поэтому нашим педагогическим коллективом принято решение

проанализировать данную проблему в общеобразовательном учреждении и выработать

систему мер по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

III. ПРОБЛЕМНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЫ К

НАЧАЛУ 2015-2018 учебного года

В происхождении суицидального поведения в детском возрасте ведущая роль отводится

нарушениям взаимоотношений в семье и наличию отягощенности психическими

расстройствами со стороны родителей. Школьные проблемы обычно связаны с

неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями и администрацией школы, реже

с взаимоотношениями в классе.

Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты,

участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному

учреждению. Это:

1. Учащиеся;

2. Их родители (законные представители);

3. Педагогический коллектив.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

- интересный досуг детей;

- наличие психологической защиты детей от насилия, а также создавала условия для:

-удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

- сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей;

- вовлечение детей в разнообразные внеурочные формы учебно - воспитательного

процесса.

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

- имелись комфортные психолого-педагогические условия для успешной учебной

деятельности, общения, самореализации.

- соблюдался гуманистический характер воспитания;

- взаимного уважения всех субъектов учебно - воспитательного процесса;

Педагоги ожидают:

- создания в школе комфортных психолого-педагогических условий для осуществления

профессиональной деятельности;

- наличия компетентных специалистов, помогающих преодолевать конфликтные

ситуации между участниками образовательного процесса.

Изучение проблемы суицида среди молодежи по литературным источникам показывает,

что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить

внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным

образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на

такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения

одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни.

Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное детям в трудной жизненной ситуации, помогают избежать трагедии. В нашей школе случаев суицида не

зарегистрировано. Но, как и в любом коллективе, в общеобразовательном учреждении

случаются конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса.

Классными руководителями своевременно был проведен мониторинг и коррекционная

работа по устранению конфликтных ситуаций.


IV. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цели Программы «Антисуицид»: охарактеризовать суицид в молодежной среде как

социальное явление. Принятие эффективных программ профилактических мер по

предотвращению суицидального риска среди детей и подростков.

Основные задачи Программы:

1. Диагностика ученического коллектива с выявлением группы лиц, склонных к суициду

(группа риска).

2. Выявление причины суицидального поведения учащихся группы риска.

3. Выявление психологического портрета молодого человека;

психокоррекция суицидального поведения.

4. Повышение уровня самооценки, уровня социально - психологической адаптации детей

и подростков.

5. Повышение психологической компетентности родителей в области воспитания и

взаимодействия с детьми.

6. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании личности

учащегося.

7. Организация психолого-социально-педагогического консультирования учащихся,

родителей, учителей.

8. Анализ результатов и выработка практических рекомендаций по профилактике

суицидального поведения




Этапы реализации программы

п/п

Наименование

Содержание этапа

Сроки

Исполнители

1

Информационно

- аналитический

Анализ деятельности

школы, сбор

фактического

материала, изучение,

анализ и оценка

современного

состояния проблемы.

Разработка

программы, внесение

коррективов,

принятие и первичная

реализация.

Выявление и научное

обоснование

деятельности

классных

руководителей по

предупреждению

суицидального

поведения детей и

подростков,

разработка

педагогического

обеспечения этого

процесса и его

опытной апробации

Октябрь -

ноябрь

2015 г.

Социальный педагог,

классные

руководители

2

Практический

Реализация целевой

программы, сбор и

анализ данных

мониторинга

деятельности школы в

рамках

профилактической

программы.

Действия исполнителей

программы для

максимального

решения поставленных задач профилактики

суицида среди

несовершеннолетних.

Декабрь

2015-

январь

2016 г



Февраль

2016 -

январь

2017г

Администрация

школы, педагогический

коллектив,

ученическое

самоуправление,

родительская

общественность,

социальные партнёры

школы, совет по защите прав и интересов ребенка.

3

Аналитико-

обобщающий

Структурирование и

уточнение полученных

данных, обработка

фактических

материалов, обобщение

результатов, апробация

материалов.

Формулирование

проблем и перспектив

развития в данном

направлении.

Ноябрь-

декабрь

2017 г.

Директор школы,

заместитель

директора по ВР,

уполномоченный по

защите прав и

интересов ребенка.

V. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «АНТИСУИЦИД»

п/п

Ключевые компоненты

Формы работы

Сроки

Ответственные

Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе

1

Диагностика ученического

коллектива с выявлением

группы лиц, склонных к

суициду

Изучение документов,

диагностика, беседы с

родителями и детьми

Сентябрь -

октябрь

Социальный

педагог,

классные

руководители.

2

Адаптация учеников 5-х классов

Индивидуальные беседы со

школьниками, родителями,

приобщение учащихся к

творческим делам класса,

запись в кружки и секции,

т.е. формирование детского

коллектива, проведение

педсоветов.

Сентябрь -

декабрь

Заместитель

директора по ВР

классные

руководители,

учителя-

предметники.

3

Изучение личности каждого

ребенка и выявление среди

них учащихся, требующих

особого внимания

педагогического коллектива

школы.

Коллективные школьные и

классные мероприятия,

родительские собрания,

родительские дни, малые

педсоветы.

В течение

учебного

года

Заместитель

директора по

ВР,

социальные

педагоги,

классные

руководители и

учителя -

предметники.

4

Выявление факторов,

приводящих к чрезмерному

напряжению и тревожности

и организация работы по

коррекции.

Тестирование,

анкетирование,

наблюдения,

коррекционные занятия,

индивидуальные беседы.

В течение

учебного

года

Социальные педагоги, педагог - психолог

Профилактика психоэмоционального состояния детей

5

Коррекционная работа с

детьми, склонными к

суициду.

Организация свободного

времени, отдыха в

каникулы, специальные

формы поощрения,

раскрытие потенциала

личности ребенка в ходе

бесед, тренингов, участия в

КТД.

В течение

учебного

года

Социальные

педагоги,

классные

руководители.

6

Целенаправленная борьба с

вредными привычками на

основе современных

методов коррекции и

реабилитации.

Классные часы, лекции,

спортивные секции и

соревнования, экскурсии,

проведение дней Здоровья,

организация активного

общественно-полезного

зимнего и летнего отдыха.

В течение

учебного

года

Заместитель

директора по ВР, социальные

педагоги,

классные

руководители.

7

Профориентационная работа

со школьниками с целью

поиска своего места в жизни

и смысла жизни.

Работа дискуссионного

клуба, круглые столы,

проектная деятельность,

кружки, конференции,

предметные олимпиады,

интеллектуальные

марафоны, конкурсы,

презентации, встречи с

интересными людьми.

В течение

учебного

года

Заместитель

директора по ВР, учителя -

предметники.

Организация занятости учащихся на период каникул. Построение

здоровьесберегающей среды в школе

8

Профилактическая работа с

учащимися и их родителями

(законными

представителями) перед

каникулами.

классные часы по

профилактике суицида

перед летними

каникулами;

- родительские собрания

перед летними

каникулами;

- проведение бесед с

учащимися и консультаций

для родителей;

- посещение учащихся на

дому.

Май

Заместитель

директора по ВР, классные

руководители.

9

Организация отдыха и

летней занятости

несовершеннолетних.

-организация работы

школьной спортивной

площадки по привлечению

детей и подростков,

неохваченных

организованным отдыхом,

оздоровлением и

занятостью;

зачисление

несовершеннолетних в

пришкольный

оздоровительный лагерь; -

индивидуальное

трудоустройство

несовершеннолетних через

Центр занятости.

Май -

август

Классные

руководители

10

Воспитательная работа

среди учащихся, их

родителей, педагогов

направленная на стремление

к здоровому образу жизни.

Классные часы, лекции,

спортивные секции и

соревнования, экскурсии,

проведение дней Здоровья,

организация активного

общественно-полезного

зимнего и летнего отдыха

В течение

учебного

года

Заместитель

директора по ВР,

классные

руководители

11

Просветительская работа

среди учащихся о

негативном влиянии ПАВ,

табакокурения на организм

человека.

Лекции, беседы в малых

группах и

индивидуальные.

В течение

учебного

года

Классные

руководители

12

Организация мероприятий в

рамках Всероссийской

профилактической операции

по безопасности дорожного

движения «Внимание:

дети!».

Классные часы, лекции,

родительские собрания.

В течение

учебного

года

Заместитель

директора по ВР, классные

руководители

13

Учебно-просветительская

работа среди учителей,

классных руководителей в

области негативного

влияния ПАВ,

табакокурения на организм

человека, психологической и

правовой помощи

подростку.

Лектории, семинары,

малые педсоветы,

психолого- педагогические

консилиумы.

В течение

учебного

года

Администрация

школы при

сотрудничестве

с ОДН.

14

Мониторинг динамики

психофизического развития

учащихся и условий для

сохранения и развития

здоровья школьников

(профилактика заболеваний,

организация горячего

питания, летнего отдыха и

др.)

Сбор и анализ данных

мониторинга деятельности

школы в рамках

профилактической

программы.

Сентябрь

2015 -

декабрь

2016 г.

Директор,

Заместитель

директора по ВР.

Использование медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учебно -

воспитательного процесса учащихся

15

Установление неуспешности

детей в различных видах

деятельности.

Тестирование,

анкетирование,

наблюдения, беседы.

В течение

учебного

года

16

Просветительская работа

среди учащихся о

негативном влиянии ПАВ,

табакокурения на организм

человека.

Лекции, беседы в малых

группах и

индивидуальные.

В течение

учебного

года

Учителя

биологии,

химии, ОБЖ,

медицинская

сестра

17

Психологическая и правовая

помощь

несовершеннолетним.

Лектории, семинары,

малые педсоветы,

психолого- педагогические

консилиумы.

В течение

учебного

года

Администрация

школы при

сотрудничестве

с ОДН

Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации

18

Обеспечение защиты прав

детей, находящихся в

социально - опасном

положении.

обследование семей,

состоящих на

профилактическом учете;

- оказание экстренной

социально -

педагогической помощи

выявленным семьям;

- работа по

восстановлению

нарушенных прав и

интересов выявленных

несовершеннолетних.

Постоянно

Заместитель

директора по ВР, классные

руководители.

19

Повышение уровня

самооценки учащегося.

Коррекционная работа с

учащимися

Постоянно

Заместитель

директора по ВР, социальные педагоги, педагог - психолог,

классные

руководители.

20

Организация психолого-

социально-педагогического

консультирования учащихся,

родителей (законных

представителей), учителей.

Лектории, семинары,

малые педсоветы,

психолого- педагогические

консилиумы,

индивидуальные беседы.

В течение

учебного

года

Социальные педагоги,

педагог - психолог,

классные

руководители.

Работа с родительской общественностью

21

Выявление семей,

нуждающихся в

психологической и

социальной поддержке.

Организация

консультационной и

психологической помощи.

Анкетирование,

тестирование, наблюдение,

родительские дни, беседы.

В течение

учебного

года

Заместитель

директора по ВР, социальные педагоги,

педагог - психолог,

общешкольный

родительский

комитет.

22

Учебно-просветительская

деятельность среди

родителей (законных

представителей).

Лекции, семинары,

родительские собрания,

беседы.

В течение

учебного

года

Заместитель

директора по ВР, социальные педагоги,

педагог - психолог.

Подведение итогов

23

Подведение итогов

профилактической работы

всего педагогического

коллектива, рассмотрение

предложений, рекомендаций

по данной проблеме.

Круглый стол,

конференция, семинар,

педсовет.

Апрель-

май

Администрация

школы,

педагог - психолог.

Система контроля за выполнением программы по профилактике суицида среди несовершеннолетних:

Система контроля за выполнением программы предусматривает многоуровневую дифференциацию через общественную форму управления общеобразовательным учреждением: администрацией общеобразовательного учреждения, в пределах её компетенции, педагогическим советом школы, руководителем МО, классных руководителей.

п/п

Основные

направления

реализации

программы развития

Форма контроля

Сроки

контроля

Кем

осуществляется

контроль

1

Изучение и

диагностическая

работа с учащимися

и их семьями.

Мониторинг результатов

тестирования и наблюдения

направленных на выявление

первоочередных задач

воспитания и обучения. Анализ

документации индивидуальной

и групповой работы с

учащимися, склонными к

суициду (личные дела, акты

посещения и обследования

семей, дневники наблюдений и

т.д.), отчёт о ходе

диагностической работы с

учащимися и семьями в рамках

программы профилактики

суицида среди

несовершеннолетних.

Сентябрь

(2015,

2016,

2017 гг.)

Руководитель

МО классных

руководителей,

заместитель

директора по

ВР

2

Профилактическая

работа со

школьниками.

Мониторинг организации

коррекционной работы с

детьми, склонными к суициду,

общешкольных и классных

мероприятий.

Декабрь

2015,

январь

2016 г.

Администрация школы

3

Летняя и трудовая

занятость,

организация отдыха,

внеурочная

деятельность учащихся, склонных

к суициду

Анализ организации летней

занятости детей и подростков

находящихся в социально

опасном положении.

Тематический, текущий

контроль за классными руководителями. Отчёт о

профилактической работе в

летний период

Летний

период

2015,

2016,

2017 г.

Заместитель

директора по

ВР,

начальник

школьного

лагеря.

4

Медико-

психологическое

просвещение

классных

руководителей и

учителей-

предметников.

Мониторинг формирования

базы методических материалов

по учебно- просветительской

работе среди учителей и

классных руководителей.

Тематический, текущий,

персональный контроль по

медико- психологической

компетенции педагогического

коллектива, классных

руководителей.

Февраль

2016,

январь

2017г.

Администрация школы

5

Работа с

родительской

общественностью.

Анализ работы по выявлению

семей, нуждающихся в

психологической и социальной

поддержке. Мониторинг

динамики социально-

психологического развития

учащихся и условий для

сохранения и развития их

физического и духовного

здоровья. Отчёт о создании

системы медико- социально-

психолого- педагогического

сопровождения учащихся

общеобразовательного

учреждения.

Февраль-

октябрь

2016 г.

Администрация школы





VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДА СРЕДИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ожидаемыми результатами реализации программы являются позитивные изменения

воспитательной среды в школе в интересах личности, общества и государства путем

снижения количества детей группы риска, совершенствования коррекции механизмов

суицидального поведения детей и подростков. Чтобы достичь этих результатов,

необходимо повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей, обеспечить

эффективность обратной связи между субъектами: ученик - учитель, ученик - родитель,

учитель - родитель.

Кроме того, мы предполагаем, что в результате нашей совместной работы мы можем

добиться:

1. Совершенствования механизмов сохранения и укрепления здоровья детей, создание

безопасного и комфортного образовательного пространства;

2. Развития эффективной системы профилактики асоциального поведения детей, детской

беспризорности, правонарушений;

3. Формирования толерантной личности в условиях многонационального состава

населения Российской Федерации;

4. Построение модели работы с детьми разного возраста, направленной на приоритет

здорового образа жизни;

5. Целенаправленной борьбы с вредными привычками на основе современных методов

коррекции и реабилитации;

6. Проведения профилактических мероприятий по воспитательной работе среди

родителей (законных представителей), учителей и учащихся.

7. Формирования адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих

стратегий с целью регуляции социальных отношений.

8. Уменьшения факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности.

9. Формирования навыков адекватного конструктивного поведения.

10. Развития навыков доброжелательного общения.

Показатели эффективности реализации программы профилактики суицида среди детей и

подростков.

1. Создание условий для укрепления физического, нравственно-психического здоровья

детей.

2. Создание модели действий общеобразовательного учреждения по профилактике

суицидального поведения несовершеннолетних.

3. Формирование единого «воспитательного пространства» в с. Ильинка,

обеспечивающего снижение правонарушений школьников, безнадзорности и

беспризорности, профилактику их асоциального поведения, алкоголизма, табакокурения.

4. Поэтапное повышение социально-профессионального уровня и компетенций педагогов.

5. Создание безопасного и комфортного образовательного пространства в учреждении.

6. Оптимизация работы социально - психологической службы общеобразовательного

учреждения путем использования технологии предупреждения и корректировки, а также

координации воспитательной деятельности семьи, педагогов, медработника по

предупреждению суицида несовершеннолетних с помощью социального партнерства..

7. Повышение теоретической и методической готовности педагогического коллектива по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних.

8. Снижение количества межличностных конфликтов между субъектами образовательного процесса.

9. Снижение «группы риска» учащихся с тенденцией к суицидальному поведению.


VIII. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

МБОУ «школа №3 им. А.И. Покрышкина на 2015-2018 гг.

п/п

Мероприятия

Сроки

реализации

Исполнители

Ответственные

лица

1

Сбор банка данных на учащихся с

высоким уровнем тревожности и

депрессии.

Ноябрь

2015

Классные

руководители

Социальный

педагоги

2

Практические диагностики

суицидального поведения

школьников; планирование

организации и коррекции

воспитательного процесса.

В течение

всего

периода

Классные

руководители

Заместитель

директора по

ВР

3

Социальное партнерство семьи,

школы, органов опеки и

попечительства, подразделений по

делам несовершеннолетних,

медработников по предупреждению

суицида среди несовершеннолетних

В течение

всего

периода

Классные

руководители

Заместитель

директора по

ВР

4

Разработка единой стратегии

работы классных руководителей в

целях совершенствования

деятельности по предупреждению

суицидального поведения учащихся

с учетом возможностей и

специфики учебных предметов.

В течение

всего

периода

Классные

руководители

Заместитель

директора по

ВР

5

Профилактическая работа с

семьями, проведение родительского

всеобуча.

В течение

всего

периода

Классные

руководители

Социальный

педагоги

6

Проведение индивидуальной

работы с учащимися и их

родителями.

В течение

всего

периода

Классные

руководители

Социальный

педагоги

7

Постоянная консультативная

психологическая помощь семьям и

подросткам в целях

предупреждения у школьников

нервно-психических расстройств.

В течение

всего

периода

Классные

руководители

Социальный

педагоги

8

Разработка поэтапного плана

психологической адаптации и помощи для отдельных детей и

подростков, оказавшихся в трудной

жизненной ситуации

В течение

всего

периода

Классные

руководители

Социальный

педагоги

9

Информационный час «Что такое

суицид?» для классных

руководителей и родителей.

Декабрь

10

Регулирование взаимоотношений и

конфликтных ситуаций среди

школьников. Пресечение всех

случаев неуставных (школьных)

отношений с привлечением, при

необходимости работников ОДН.

В течение

всего

периода

Педагоги,

психологи,

классные

руководители

Заместитель

директора по

ВР

11

Проведение классных часов,

формирующих в процессе

воспитательной работы у учащихся

такие понятия, как «ценность

человеческой жизни», «цели и

смысл жизни», а также

индивидуальных приемов

психологической защиты в

сложных ситуациях.

В течение

всего

периода

Педагоги,

психологи,

классные

руководители

Заместитель

директора по

ВР

IX. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с педагогами

1

Проведение консультаций по теме

«Адаптация учащихся 1 класса в

начальной школе» «Адаптация

учащихся 5 класса в средней школе»

Сентябрь январь

(2015, 2015, 2016

гг.)

Заместитель

директора по ВР, педагог - психолог

2

Диагностика учащихся и их семей на

начало учебного года

Сентябрь

(2015, 2016, 2017

гг.)

Классные

руководители, педагог- психолог, социальные педагоги

3

Заседание методобъединения классных

руководителей «Работа с детьми,

требующими особого внимания. Работа

с документацией по внутришкольному

контролю».

Октябрь

(2015, 2016, 2017

гг.)

Заместитель

директора по ВР

4

Составление и утверждение плана

проведения мероприятий по

профилактике суицида среди

несовершеннолетних

Август

(2015, 2016, 2017

гг.)

Заместитель

директора по ВР

5

Встреча учителей школы с

инспектором ОДН

Февраль

(2016, 2017, 2018

гг.)

Заместитель

директора по ВР

6

Составление перспективного плана

работы на новый учебный год

Май

(2015, 2016, 2017

гг.)

Заместитель

директора по ВР

7

Совещания для педагогов по вопросу

профилактики суицида среди детей и

подростков с привлечением

специалистов учреждений

здравоохранения

Февраль

(2016, 2017, 2018

гг.)

Заместитель

директора по ВР

8

Повышение уровня мотивации

классных руководителей к организации

деятельности по предупреждению

суицидального поведения

старшеклассников

Декабрь

(2015, 2016, 2017

гг.)

Заместитель

директора по ВР

Работа с родителями

9

Составление плана тематических

выступлений на

родительских собраниях в целях

адаптации учащихся в новом учебном

году и профилактики стресса у детей: ·

«Особенности подросткового

возраста»

· «Как стать достаточно хорошим

родителем»

· «Роль и ответственность семьи в

воспитании ребенка»

· «Формирование здорового образа

жизни у школьников - традиция

школы»

Сентябрь,

ноябрь, январь

(2015, 2016, 2017

гг.)

Март

(2016, 2017, 2018

гг.)

Заместитель

директора по ВР

10

Установление и поддерживание

доброжелательных отношений с

родителями детей, находящихся в

социально-опасном положении.

Оказание им помощи в воспитании

детей.

В течение всего

периода

Заместитель

директора по ВР

11

Ознакомление родителей с Правилами

для учащихся.

Август

(2015, 2016, 2017

гг.)

Классные

руководители

12

Привлечение родителей для участия в

классных и КТД школы (концертах,

творческих встречах, встречах с ветеранами, экскурсий, походов,

проведения тематических классных

часов и т.д.)

В течение года

( 2015, 2016, 2017 гг.)

Администрация школы,

классные

руководители

13

Проведение родительских дней

В течение года

(2015, 2016, 2017

гг.)

Заместитель

директора по ВР,

классные

руководители

14

Консультирование родителей

социально - психологической

В течение года

( 2015, 2016, 2017

гг.)

15

Индивидуальные консультации

В течение года

( 2015, 2016, 2017

гг.)

Администрация школы, социальные педагоги, педагог психолог, классные

руководители

16

Участие родителей в праздниках

окончания учебного года, на которых

объявляются достижения учащихся.

Май

(2015, 2016, 2017

гг.)

Классные

руководители,

учителя-

предметники.

17

Встреча инспектора ОДН с

родительской общественностью школы.

Март

(2016, 2017, 2018

гг.)

Заместитель

директора по ВР

18

Родительские собрания по теме:

«Вариативность образования как

возможность найти свое место в

жизни».

Октябрь

(2015, 2016, 2017

гг.)

Заместитель

директора по УВР,

классные

руководители

19

Профилактическая работа с семьями,

проведение родительского всеобуча.

В течение года

Классные

руководители

Работа с детьми.

20

Ознакомление учащихся с Правилами

поведения для учащихся.

Сентябрь

(2015, 2016, 2017

гг.)

Классные

руководители

21

Ознакомление учащихся с

расписанием дополнительных занятий,

спортивных секций, творческих

кружков в школе

В течение года

(2015, 2016, 2017

гг.)

Классные

руководители,

руководители

секций, кружков

22

Диагностика учащихся 1 класса, 5

класса, учащихся вновь прибывших в

школу

Сентябрь, октябрь, ноябрь (2015, 2016, 2017 гг.)

23

Анкетирование учащихся о

дальнейшем выборе профессии

ноябрь(2015, 2016,

2017 гг.)

24

Проведение бесед, классных часов по

вопросам:

· Режим дня школьника

· Права и обязанности школьника

Изучение Конвенции ООН о правах и

обязанностях школьника

· Алкоголизм, наркомания,

табакокурение

· Моё и чужое и т. д.

В течение всего

периода

Заместитель

директора по ВР

25

Индивидуальная работа с детьми

«группы риска» по вовлечению

кружки, секции, факультативы.

В течение года

(2015, 2016, 2017

гг.)

Классные

руководители

26

Привлечение учащихся школы к

участию в проектной деятельности,

школьных КТД, к деятельности

школьного самоуправления.

В течение года

(2015, 2016, 2017

гг.)

Заместитель

директора по ВР,

классные

руководители

27

Проведение школьных массовых

мероприятий с участием ветеранов,

бывших выпускников, родителей,

представителей общественности

В течение года

2015, 2016, 2017 гг.)

Директор,

Администрация школы

28

Проведение конкурсов плакатов,

выступление агитбригады на тему

пропаганды здорового образа жизни

В течение года

2015, 2016, 2017 гг.)

29

Систематические наблюдения за

детьми, анкетирование, изучение

результатов их деятельности,

установление характера

педагогической запущенности,

характер взаимоотношений ученика с

классом.

В течение первого

полугодия 2015,

2016, 2017 годов

Социальные педагоги, педагог - психолог

30

Проекты, классные часы по правовой

культуре

В течение года

2015, 2016, 2017 гг.)

Преподаватель

обществознания,

ОБЖ, классные

руководители

31

Малые педсоветы

По мере

необходимости

2015, 2016, 2017 гг.)

Классные

руководители

32

Организация каникул

Ноябрь, декабрь,

март, май

(2015, 2016, 2017

гг.)

Заместитель

директора по ВР,

классные

руководители

33

Туристические походы Летний

туристический поход

В течение года

Июль, август

(2015, 2016, 2017

гг.)

Заместитель

директора по ВР

34

Анкетирование учащихся «Образ

выпускника»

Март (2015, 2016,

2017 гг.)

35

Собеседование с подростками,

состоящими на внутришкольном учете

по итогам учебного года (перед

снятием их с учета)

Апрель (2015, 2016, 2017 гг.)

Классные

руководители

36

Выставка книг, журналов в

библиотеке, стенды по профилактике

правонарушений, наркомании,

табакокурения, алкоголизма

В течение года

Библиотекарь

37

Экскурсионная работа

профориентационной направленности

Экскурсии на предприятия

Классные

руководители

38

Социальное партнерство семьи,

школы, органов опеки и

попечительства, подразделений по

делам несовершеннолетних,

медработников по предупреждению

суицида старшеклассников.

В течение всего

периода

Классные

руководители

Список литературы:

1. Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. - Самара-

Ульяновск, 1998.

2. Амбрумова А.Г., Бородин С.В.. Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. - М., 1980.

3. Амбрумова А. Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения.

Методические рекомендации. - М., 1980.

4. Бек А., Раш А. И др. Когнитивная терапия депрессий. - СПб.: Питер, 2003.

5. Гилинский Я.И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с

девиантным поведением. - М., 1989.

6. Голант М.. Голант С. Если тот, кого вы любите, в депрессии. Помоги себе - помоги

другому. - М.: Институт психотерапии, 2001.

7. Конанчук Н. В. Первый психотерапевтический контакт после суицида. Психогигиена и психопрофилактика. - Л., 1983.

8. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону: Феликс, 1997.

9. Литвак М.Е., Мирович М.О. Как преодолеть острое горе. - Ростов-на-Дону: Феликс,

2000.

10. Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. - М.: Смысл, 2000.11. Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д. Й. Самоубийство подростков. - М.: Медицина, 2000.

12. Старшенбаум Г. В. Формы и методы кризисной психотерапии. Методическое

рекомендаци. - М., 1987.

© 2010-2022