Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мазин Константин Александрович

директор МБОУ СОШ № 52

Октябрьского района г. Новосибирска

руководитель высшей квалификационной категории

Из опыта работы по профилактике

правонарушений и преступлений среди школьников


Современное поколение детей, родившееся на стыке двух эпох - развала Советского Союза и становления новой социально-экономической формации, оказалось в очень сложном положении. Диаметральная смена приоритетов в обществе, утеря сформированных десятилетиями ценностей привела к бездуховности, нравственной инфантильности подростков и как следствие, беспрецидентного роста правонарушений и преступлений во всех сферах правового поля.

Сложно убедить человека, указывая ему на черную стену в том, что она белая. Педагоги школ ежедневно и ежечасно находятся в подобной ситуации, пытаясь корректировать поведение ребенка, формы общения его со сверстниками и взрослыми людьми. Слово педагога против ежедневной реальности, в которой находится ребенок в семье, на улице, в магазине, больнице, за просмотром телевизора, в сети Интернет, зачастую является слабым противовесом. Ребенка воспитывает та среда, в которой он находится, школа по мере возможности пытается корректировать плоды этого воспитания, вернуть ребенка в лоно общечеловеческих, непроходящих, независимых от общественного строя ценностей. Основную роль в этом отводится, естественно, семье. Но зачастую семья не только не оказывает помощь в воспитании ребенка школе, но и вредит этому процессу. В силу различных причин, в том числе и по правовой и педагогической безграмотности.

Одной из острейших проблем подрастающего поколения, с которой мы сталкиваемся, является девиантное деструктивное поведение, ведущее к различным правонарушением против личности, против общества, против собственности. Самое страшное, в данной ситуации, что дети, зачастую, не осознают тяжести совершенного, не понимают правовой сути содеянного.

В связи с вышеизложенным перед педагогическим коллективом школы встала задача: предупреждение правонарушений и преступлений. Я не скажу ничего нового, о сложившейся системе профилактики, наши педагоги используют всевозможные традиционные формы работы в данном направлении. Но одним из краеугольных камней в профилактике, мы считаем правовое воспитание и обучение детей, педагогов и родителей. Поэтому в школе сложилась система правового всеобуча, включающая в себя как классно- урочные и факультативные формы, так и внеурочные семинары - практикумы для педагогов, ролевые игры для детей, различного рода тренинги, родительские конференции. Именно на родительских конференциях, проходящих в рамках родительского всеобуча, общешкольных родительских собраниях, я хотел бы остановить особо.

Во-первых, такого рода мероприятия рассчитаны на несколько категорий слушателей и подразделены на несколько циклов: родители детей, уже совершивших правонарушение, родители детей с отклонениями в поведении, состоящие на так называемом «внутришкольном учете», родители из «неблагополучных семей»: злоупотребляющие спиртными напитками, неработающие, не выполняющие обязанности по воспитанию и содержанию детей, допускающими случаи жестокого обращения с ребенком. Более того, мы подразделяем родителей и по совершенным детьми правонарушениям: употребляющие токсические вещества и спиртосодержащие напитки, совершившие хулиганские действия, пропускающие занятия в школе и бродяжничающие, нарушающие правила дорожного движения. В ряде мероприятий участвую одновременно все категории правонарушителей. Другой цикл разработан для родителей всех детей школы без исключения.

Во-вторых, мы считаем целесообразным проведение данных мероприятий совместно с детьми.

К подготовки и проведению конференций привлекаются сотрудники правоохранительных органов - милиции, прокуратуры, адвокатуры, органов исполнения наказания; врачи - педиатры, наркологи, детские гинекологи, психиатры; сотрудники различных центров - психологи, психотерапевты, социальные педагоги; специалисты отделов опеки и попечительства, социальной поддержки населения; духовенство.

План проведения одной из конференций хочу предложить вашему вниманию:

Родительская конференция «Подросток, семья и закон»

Открытие конференции - директор школы К.А.Мазин, руководитель высшей квалификационной категории.

(Кратко изложил состояние дел по данной проблеме в школе, наметил цели и задачи конференции)

Состояние преступности и безнадзорности в Октябрьском районе г.Новосибирска - начальник ОППН, майор милиции Кравцова Наталья Леонидовна;

(Подробно рассказала о крименногенной ситуации среди подростков в районе)

Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних - помощник прокурора за соблюдением законодательства в отношении несовершеннолетних Октябрьского района советник юстиции Штанько Юлия Владимировна;

(Доступно рассказала что ожидает подростков за те или иные деяния)

Семейное право и кризис семьи в современном обществе - начальник отдела опеки и попечительства администрации Октябрьского района Селезнева Татьяна Александровна;

(Остановилась на ответственности родителей за воспитание и содержание ребенка)

Психология становления в семье деструктивного поведения ребенка -

Комличенко Маргарита Геннадьевна, психолог, ведущий специалист центра медико-социальной и психолого-педагогической помощи «Алиса»;

(Подчеркнула роль родителей и семьи в становлении девиантного поведения ребенка)

Духовное воспитание в семье - основа профилактики правонарушений, преступлений, асоциального поведения -протоиерей храма Архангела Михаила о.Дмитрий;

(Акцентировал внимание на решающей роли семьи в привитии общечеловеческих ценностей и моральных устоев ребенка, проблем преступления и наказания, раскаяния)

Система работы школы с семьей - социальный педагог первой квалификационной категории Шулакова Светлана Васильевна

(Рассказала о формах работы школы с подростками во внеурочное время, возможностях их занятия в свободное время, дала адреса помощи семьи)

Завершение работы, подведение итогов и принятие резолюции конференции - директор школы К.А.Мазин.

В школе разработан и апробирован лекторий, включающий в себя цикл родительских, ученических и совместных конференций «Преступление и наказание», «Подросток, семья и закон», «Малолетний преступник - чья вина?», «Мама! Я так тебя люблю!» и т.д.

Я далек от мысли, о том что наш опыт - это панацея от всех бед и рецепт для всеобщего употребления, и ждать от него сиюминутных результатов не приходится но вода камень точит, и зёрна брошенные в землю весной дают свои плоды только осенью.

Ноябрь 2015 г.

© 2010-2022