Конспект по теме Самореализация учащегося в образовательном процессе современной школы

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по теме Самореализация учащегося в образовательном процессе современной школыКонспект по теме Самореализация учащегося в образовательном процессе современной школыМОУ Высоковская СОШ




















Заместитель директора по УВР Тихонова Н.А.


















2010-2011 учебный год

Проблема: Отслеживание достижений учащегося в образовательном процессе и построение личностно ориентированного обучения в современной школе на основе педагогических технологий.

Цель: Разработка условий, способствующих самореализации личности школьника в учении.

Предварительная подготовка:

1.Диагностика умственного развития и сформированности учебной деятельности учащихся на различных этапах школьного обучения.

2. Массовый опрос педагогического коллектива, направленный на изучение отношения учителей к ученикам и выявление особенностей образовательного процесса в школе по методике «Направленность» и «Рефлексия на саморазвитие».

3. Создание презентации по теме педсовета.

План проведения педсовета

1.Что понимать под самореализацией человека, ученика?

2.Умственное развитие учащихся и сформированность учебной деятельности как показатели работы школы по созданию условий, способствующих самореализации личности школьника в учении.

3.Самореализация учащихся на уроках физкультуры и во внеурочной спортивной работе.

4. Самореализация учащихся с помощью ИКТ.

6.Рефлексия.

Литература:

1Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

2.Никишина Т.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процесса в школе. - Волгоград: Учитель,2008.

4. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. Пособие для учителя - М.: Вита-Пресс, 2003.

5. Л. Бережнова. Педагогические советы как организационно-управленческие технологии. Практический журнал руководителей и учителей сельских школ. № 1 2010 год

Умственное развитие учащихся и сформированность

учебной деятельности как показатели работы школы по созданию условий, способствующих самореализации личности школьника в учении.


Образовательное учреждение, по определению «Закона об образовании РФ», является социальным институтом, обеспечивающим всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

К предмету образовательной деятельности школы следует отнести обеспечение для конкретного ребенка определенного уровня образованности, позволяющего ему успешно адаптироваться в современной материально-технической, социальной сфере. Школа должна создать такую образовательную среду, в которой каждый ребёнок мог бы «найти себя», реализоваться как личность. Процесс создания образовательной среды начинается с изучения личности учащегося: определения его умственных способностей, склонностей, психофизических особенностей. Полученные данные ложатся в основу выбора педагогических средств, максимально способствующих самореализации учащегося в образовательном процессе. На сегодняшний день такими педагогическими средствами являются технология личностно-ориентированного и развивающего обучения. Особую роль играет использование проектно-исследовательской деятельности. Ведь успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его - достичь поставленные цели. Применение ИКТ в учебном процессе также способствует созданию благоприятных условий для самореализации личности. В этой связи хотелось бы иметь в школе доступный для всех (и учащихся, и учителей) выход в интернет, побольше кабинетов, полностью оснащённых мультимедийным оборудованием.

Развивающий эффект школьного обучения зависит от присутствия учебных задач, определенных уровнем его общего умственного развития. Деятельность школы будет эффективна лишь тогда, когда, как писал Л.С. Выготский, школьное обучение «ведет за собой развитие». На практике важно тщательно следить за тем, чтобы не возникло обратной ситуации, когда обучение, не достигающее уровня уже имеющегося интеллектуального потенциала конкретного школьника, «тормозит» его развитие, или, наоборот, далеко оторвавшись от реальных возможностей, ничего не дает школьнику, так как выходит за пределы его зоны ближайшего развития.

Успех деятельности школы характеризуется тем, насколько процесс обучения способствует умственному развитию учеников. Умственное развитие определяется как совокупность умственных способностей человека. В основе умственного развития лежит интеллект - присущий каждому человеку психофизиологический механизм, который служит условием и предпосылкой приобретения, переработки и применения поступающей информации, являясь условием усвоения опыта. В течение жизни интеллект человека под влиянием этого опыта развивается, получая новую информацию о мире. При подготовке к педсовету я провела диагностику умственного развития учащихся нашей школы, разделив их на три возрастных группы: учащиеся начальных классов, учащиеся 5-7 и 8-11классов. В каждой группе уровень умственного развития определялся по методике, рекомендованной для данного возраста учащихся.

По итогам диагностики высокий уровень умственного развития имеют 22% учащихся начальных классов, 25% учащихся 5-7 классов, 35% учащихся 8-11 классов. Больше всего учащихся в нашей школе со средним уровнем развития. С низким уровнем развития больше всего детей в средней группе учащихся (42%). По школе высокий уровень развития имеют 29% учащихся, средний - 46%, низкий - 24% учащихся.

Составляющими умственного развития являются знания, умения и навыки, а также умственные (интеллектуальные) действия, сформировавшиеся в процессе приобретения этих умений и знаний. Оценки по отдельным школьным предметам, отражая качество знаний, умений и навыков, еще не дают информации о том, как идет развитие логических операций мышления у каждого школьника. Поэтому необходимо проводить диагностику умственного развития направленную на выявление уровня совершенства мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, осуществляемых на материале конкретных учебных дисциплин, на выявление форм и методов мыслительной деятельности школьника, уровня его интеллектуального развития, на формирование системы представлений и понятий, образующих общую научную картину мира. В младшей группе такая диагностика позволила установить, что учащиеся полностью овладели умениями исключать понятия, и делать обобщения, только 12% детей имеют низкий уровень общей осведомлённости, умения проводить анализ.

В средней группе учащихся определялся уровень умения мыслить по аналогии, делить проблему на части, определять сходства и различия, а так же уровень развития внимания.

Следует отметить, что учащиеся 5-7 классов умеют мыслить по аналогии, неплохо развито внимание, но многие не умеют находить сходства и различия, делить проблему на части.

В старшей группе определялся уровень осведомлённости в области гуманитарного образования и точных наук. Как видите уровень осведомлённости в области гуманитарного образования выше - высокий и средний 95% против 65% в области точных наук. По мнению авторов диагностики эти данные могут помочь при определении достижений и выявлении пробелов в учебно-воспитательном процессе, но не могут выступать основанием для однозначного вывода о качестве работы педагогов, ведущих предметы анализируемых профилей.

С точки зрения мыслительных операций в 8-11 класса уровень концентрации внимания и уровень абстрактно-логического мышления.

Особой задачей школы по выполнению образовательной функции, является формирование учебной деятельности. Уровень образованности человека определяется развитием способности к познавательной ориентировке в окружающей действительности, то есть умением самостоятельно добывать знания. Это умение обеспечивается сформированностью у человека учебной деятельности, приобщением к культуре познавательного труда. Уровень сформированности учебной деятельности является следующим показателем, необходимым для самореализации школьника. Специальное рассмотрение учебной деятельности показало, что она состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов. Д.Б. Эльконин выделяет следующие компоненты учебной деятельности.

1. Учебно-познавательные мотивы. Ими могут быть мотивы, непосредственно связанные с содержанием учебной деятельности, мотивы собственного роста, социальные.

2. Учебные задачи. Учебная задача - это цель, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Последняя создает учебную ситуацию, разрешая которую, учащиеся осуществляют поставленную цель - овладевают нужными знаниями и умениями. Максимальное развитие этого компонента учебной деятельности подразумевает умение самопостановки учащимися учебных задач.

3. Учебные действия, с помощью которых учащиеся решают поставленные задачи. Такими действиями являются следующие: вычленение проблемы из учебной задачи; выявление общего способа разрешения проблемы на основе анализа; моделирование способов разрешения учебных проблем; контроль и оценка хода и результатов учебной деятельности.

Наблюдения показывают, что в самом начале своего формирования учебная деятельность школьника далека от зрелой формы. Более того, она может быть не сформирована и на протяжении всех лет обучения. Это зависит от конкретного содержания усваиваемого материала и организации процесса обучения. Несформированность учебной деятельности приводит к механическому усвоению учебного материала и делает невозможным его практическое применение в меняющихся условиях жизни, что снижает адаптивность человека. Важнейшей задачей школы является привлечение школьника к полноценной учебной деятельности. Учебная деятельность, осуществляемая под руководством учителя, должна превращаться в самостоятельную, сознательную, организованную самим учащимся деятельность, т.е. в самообучение.

Целенаправленная учебная деятельность начинает формироваться у учащихся с первых дней занятий в школе. Завершается ее формирование обычно к 7-8 классам. При подготовке к педсовету был определён уровень сформированности учебной деятельности в средней и старшей группе учащихся.

Результаты диагностики показали, что в средней группе низкий уровень сформированности учебной деятельности имеют 100% учащихся, в старшей группе высокий уровень сформированности учебной деятельности имеют 20% школьников, средний - 50%, низкий - 30%.

Учащиеся 5-7 классов плохо владеют навыками самоконтроля, с трудом планируют учебные действия, при этом неплохо умеют выполнять инструкции.

Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию самостоятельной деятельности школьника. Формирование способности к самообучению у школьников - это процесс, основные этапы которого зафиксированы во временных ступенях школьного обучения. Чтобы отследить, насколько успешно осуществляется формирование способности к самообучению у учащихся, необходимо диагностировать качество учебной деятельности при переходе с одной ступени обучения на другую.

Создание образовательной среды, максимально отвечающей цели самореализации, возможно усилиями всех участников образовательного процесса, но особенно важно единство и согласованность действий всего педагогического коллектива. С помощью методики «Направленность» я попыталась выявить особенности образовательного процесса в нашей школе. Результаты опроса показали, что в своей работе большинство учителей ориентируется на воспитание социально адаптированной личности, стараются сохранить индивидуальность ребёнка, помочь ему достичь цели в жизни, понимают, что хороший учитель - человек творческий, способный к самосовершенствованию, любящий своих учеников, настойчиво формирующий общечеловеческие ценности, «умеет давать хорошие знания, не вызывая к себе отвращения детей». В совместной деятельности с учащимися преподаватели руководствуются принципом «не навреди», требованиями времени, понимают, что для осуществления индивидуального подхода необходимо хорошо знать особенности ребёнка и учитывать их в общении с ними. Возникают сомнения стоит ли относится к ученикам одинаково. Одинаково хорошо? Может быть. Но в целом - к каждому сообразно его индивидуальности. Большое значение в формировании благоприятной образовательной среды имеют взаимоотношения в коллективе. Что греха таить имеют место быть у нас, к сожалению скрытая, а то и явная недоброжелательность, злословие, зависть. И что совсем недопустимо, нелестные отзывы в адрес коллег в присутствии детей. Теоретически все понимают, что этого делать нельзя, но неумение или не желания вести себя тактично, поддерживать авторитет друг друга, приводят к разрушению авторитета педагогического коллектива в целом. В связи с этим призываю в отношениях с коллегами проявлять больше толерантности, поддерживать друг друга в неудачах, а главное спокойно и доброжелательно относиться к успехам коллег.

Проведенная диагностика позволила выявить особенности образовательного процесса с точки зрения отношения учителей к учебной деятельности. Выяснилось, что подбирая содержание обучения, учителя в большинстве своём, ставят развивающие цели, стараются обеспечить максимально продуктивную работу каждого ребёнка, полнее мобилизовать склонности и интересы учащихся, что говорит о стремлении к индивидуализации обучения, не смотря на то, что над каждым из нас давлеет груз выполнения учебных программ. При организации обучения учителя, с целью активизации познавательной деятельности, используют активные формы работы: проектно-исследовательскую деятельность, диспуты, работу в группах, игры, аукционы знаний, по мере возможности - ИКТ.

Результативность обучения в первую очередь оценивается по результатам контрольных работ и устных ответов, вместе с тем большое внимание уделяется похвале, высказывается мнение о необходимости чаще награждать детей грамотами за успехи в различных видах деятельности, а лучше премиями. Отвечая на вопрос «Что в школе разрушает самоуважение ученика?» все единодушно признают, что это во-первых неуважительное отношение к ребёнку со стороны сверстников, старших ребят, учителей, во-вторых неуспешность в учении, часто неудовлетворённость полученной оценкой. Не все смогли предложить способы повышения самоуважения ученика, поэтому особенно ценны предложения тех, кто ответил на этот вопрос. Учителя предлагают найти в ребёнке положительные качества, создать условия для их проявления, постоянно подчёркивать «плюсы» характера и что мне показалось наиболее значимым, «смягчать минусы», ведь это есть ни что иное как профилактика конфликтов в коллективе. Немногие смогли сформулировать базовые потребности учащихся, в обучении справедливо отмечая, что они не определены государственными стандартами и разные в зависимости от возраста, развития интеллекта, социального окружения. Но природа человека устроена так, что у ребёнка уже в младшем дошкольном возраста возникает множество «Почему?», главное не отбить охоту у детей спрашивать, а если это произошло, значит - мы что то сделали не так. Поэтому совершенно правильно многие отмечают, что длительное ограничение возможностей удовлетворения базовых потребностей учащегося в обучении приводит к деградации личности. Таким образом приходим к выводу: чтобы помочь школьникам реализоваться в учении необходимо их научить своему предмету, научить всех независимо от способностей, но каждого на своём уровне, определённом природными задатками. Намного сложней вопрос «Как это сделать?». Вы предлагаете опираться на уже имеющиеся у ребёнка знания, подбирать индивидуальные и творческие задания, создавать ситуацию успеха, а если ничего не получается, заниматься дополнительно, обращаться за помощью к родителям.

Обеспечивая благоприятную среду для самореализации учащихся, мы сами должны стремиться к саморазвитию дабы не допустить депривацию в образовательном процессе.(Депривация. Строго говоря, термин означает потерю какого-то желаемого объекта или человека и используется для обозначения удаления объекта или человека или для обозначения состояния потери непосредственно). Известно, что саморазвитие характеризуется стремлением к саморазвитию, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию. Именно эти параметры нашего педагогического коллектива удалось определить на основании «Рефлексии на саморазвитие». На основании опроса коллектива учителей выяснилось, что уровень стремления к самореализации выше среднего имеют 17% учителей, средний - 42%, ниже среднего - 33%, низкий - 8%, т.е. уровень стремления к самориализации оставляет выше среднего и средний составляют 59% против ниже среднего и низкого - 41%.

Самооценка личностью своих качеств, способствующих саморазвитию завышенная у 8%, нормальная - у 42%, заниженная - у 42%,низкая - у 8 %,что говорят о том, что мы - учителя часто не уверенны в своих силах, что мешает самоопределению и стремлению к поставленной цели.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод: большинство детей (75%) школы имеют средний и высокий уровень развития умственных способностей, при этом уровень сформированноти учебной деятельности оставляет желать лучшего, хотя к старшим классам нам удаётся достигнуть высокого и среднего уровня сформированности учебной деятельности у 80% учащихся. Однако не следует забывать и об оставшихся 20% детей, которым мы не смогли на сегодняшний день, привить навыки учебной деятельности, а значит, у них возникну проблемы с самореализацией. Диагностика показала: учителя знакомы с современными педагогическими средствами, способствующими самореализации учащихся, но не всегда и не все в полной мере используют их в своей практике в силу разных причин - это и недостаточно высокий уровень стремления к самореализации, и неуверенность в том, что современные нововведения действительно приведут к совершенствованию образовательного процесса, а также по причинам связанным с особенностями характера. Большим подспорьем в деле сомореализации учащихся. на мой взгляд, может стать работа детских творческих объединений. Где как не на кружках можно организовать свободное общение для выявления склонностей ребёнка и работу над проектом как моделью самореализации в жизни. Закончить свой доклад хочу словами М. Горького «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества».

Решение педагогического совета

1.Классным руководителям и учителям-предметникам:

  • Активно применять различные методы изучения личности ученика в образовательном процессе.

  • Диагностировать качество учебной деятельности при переходе с одной ступени обучения на другую.

  • Отслеживать достижения учащихся в различных видах учебной деятельности.

  • Использовать полученных данных для создания условий самореализации личности учащегося в образовательном процессе.

  • Активно применять педагогические средства (формы, методы), способствующие самореализации учащегося в образовательном процессе.

2.Администрации обеспечить условия для занятий учащихся проектно-исследовательской деятельностью:

  • доступный выход в интернет;

  • работу школьных компьютеров в едином программном обеспечении;

  • работу школьной локальной сети.

3.Шире использовать работу творческих объединений для создания условий способствующих самореализации личности школьника.

4.Разработать систему поощрения учителей активно работающих над самориализацией учащихся в образовательном процессе.

© 2010-2022