- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Тема: Обобщение и повторение по теме «Местоимение»
Тема: Обобщение и повторение по теме «Местоимение»
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нугманова Д.Ш. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УРОК-КОНКУРС
Тема: Обобщение и повторение по теме «Местоимение»
Цель: повторить сведения о местоимении, совершенствовать умения и навыки правописания местоимений и употребление их в речи; развивать мыслительную деятельность и культуру речи учащихся; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
Оборудование: плакаты, таблицы, карточки.
Ход урока:
I.Вступительное слово учителя.
II.Инсценирование сказки Я.Корчака.
III.Конкурс между командами.
1)Разминка
2)Стилистическая работа
3)Слова-заместители
4) Игра «Поймай местоимение»
5) Игра «Кто дальше удержит мелок»
6)Проверка домашнего задания
7) Заключительное слово учителя
8)Подведение итогов
1.Вступительное слово учителя
- Сегодня мы с вами проведем необычный урок - урок-конкурс. Мы познакомились еще с одной частью речи - местоимением, а сегодня мы покажем, как хорошо поняли эту тему и подготовились к конкурсу. На уроках мы говорили о том, что местоимения часто употребляются в речи. Но зачем? С какой целью? Какую роль они выполняют в общении?
2. Инсценирование сказки Я.Корчака
- А теперь давайте посмотрим сказку.
Ведущий: Я вам расскажу сейчас одну забавную историю о малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это такое маленькое слово : Кто?
Постучали в дверь (играют 2 ученика).
1 ученик: Кто там?
2 ученик: Это я
Ведущий: А не будь этой малышки кто, ты должен был бы поступить так:
1 ученик: Это Витя стучит?
2 ученик: Нет.
1 ученик: Тетя, дядя?
2 ученик: Нет, нет!
Ведущий: И ты бы мог так три часа подряд спрашивать и не угадал бы, стал бы мокрый как мышь.
1 ученик: (устало): Это…?
2 ученик: (устало): Нет.
1 ученик: (жалобно): Это…?
2 ученик: (чуть не плача): Не-ет!
Ведущий: Разозлился.
1 ученик: (кричит): Это слесарь к нам пришел.
2 ученик: (кричит): Нет! Нет!
Ведущий: Не ел, не пил бы, все только спрашивал.
1 ученик: (садится на пол): это телемастер?
2 ученик(устало садится на пол):нет
Ведущий: А так…
1 ученик (ударяя себя по голове, кричит) Кто там?
2 ученик (обрадовано): Это я, Петя Иванов (ребята счастливо улыбаются)
Ведущий: И в этом коротеньком -кто - сидят все имена всех на свете людей. Итак, кто - это местоимение. С какой же целью употребляются местоимения в речи?
III. Конкурс между командами. (класс заранее поделен на 2 команды)
(Дано заранее домашнее задание: придумать сказку о местоимении. Гости - члены жюри. Ведущий - ученик - старшеклассник)
Ведущий: Итак, начнем наш поединок
I.(для разминки предлагаются несложные задания на смекалку)
-
Назовите местоимение, состоящее из 2-х предлогов? (о-на)
-
2)Какие местоимения мешают ездить по дорогам? (я-мы)
-
Какое местоимение требует чистоты? (мой)
-
Какое местоимение является помощником прилагательного? (самый)
-
Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (ты-к-вы)
-
Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (он-но)
II. Стилистическая работа. Найти ошибку.
На экране проецируются предложения из школьных сочинений.
Задание №1.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
Задание №2. Мишутка прижимался к шее коня, ему было страшно, ему было страшно в степи.
Задание №3. Рано утром я пошел в ихний сарай, где лежали ихние и наши дрова.
Задание №4. Лавочник протянул Алеше его пухлую ручку.
Жюри подводит итоги первых конкурсов.
Ведущий: Местоимения выделяются в особый класс - слов заменителей, которые как запасные игроки в футболе, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.
III. Отгадай, какое слово заменяет личное местоимение?
а) Утром
Так заведено -
Разомкнешь ресницы
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей (солнце)
б)Среди подруг плывет оно
В пелене тумана,
круглолица и грустна
будто Несмеяна (луна)
-Какое свойство местоимения отражено в загадках?
IV. Игра «Поймай местоимение»
Вставь вместо точек нужное местоимение, укажи его разряд.
……. жерка - это наша мебель (эта)
Эти …… -ки - большие звери (я)
Эту …шь - брится слон (мы)
Чу …… страны народность (ваши)
Эта …..ва в воде живут (мой)
Эта ….дра - пушной зверек (вы)
Ведущий: Слово предоставляется жюри.
V. Игра «Кто дольше удержит мелок?»
От команды 1 ученик выходит к доске.
Ведущий диктует слова с трудными орфограммами, изученными по теме «Местоимение». Учащийся пишет слова до тех пор, пока не допустит ошибку. В этом случае он должен передать мелок другому ученику, который исправляет ошибку и далее продолжает запись, пока не сделает ошибку. Победителем считается тот, кто запишет больше слов и соответственно команда, участники которой допустили меньше ошибок.
Ведущий: Жюри подводит итоги, а команды готовятся к последнему конкурсу и сейчас представят свое творчество : созданную ими сказку о местоимении. Можно по желанию ребят пересказать сказку или проинсценировать ее. Жюри подводит итоги конкурса и называет победителя.