Использование игровых технологий во внеклассной работе

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКСКОУ «Ярская школа - интернат»













«Использование игровых технологий во внеклассной работе»




























Владыкина О.Л.

2013 год

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Древнекитайская мудрость.

Одной из главных целей образования является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. В моём понимании технология - это символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств - основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие личности учащегося.

Применяя новые педагогические технологии во внеклассной работе можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Увеличение нагрузки на уроках и во внеклассной работе заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемым темам. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Педагогические технологии и достигаемые результаты:

Личностно-ориентированная технология обучения

Помогает мне в создании творческой атмосферы во время беседы, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творчества.

Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний.

Тестовые технологии

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую при проверке знаний.

Информационно-коммуникационные технологии

Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.
Использование ИКТ во время бесед мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий.

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении , повышают познавательный интерес .

Игровые технологии

Отдельно остановимся на использовании игровых технологий.

Я считаю, что использование во время бесед игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в беседу игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Я использую их на разных этапах . Так в начале беседы включаю игровой момент «Отгадай тему беседы».

При закреплении изученного материала - «Найди ошибку».

Игры и игровые формы включаются работу не только для того чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания .

Виды игр

1.По назначению различают обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.

2.По массовости различают коллективные и индивидуальные игры.

Оба вида игр имеет свои особенности и возможности, поэтому о предпочтении какой-нибудь из них говорить нельзя.

3.По реакции выделяют подвижные и тихие игры.

4.По темпу выделяют скоростные и качественные игры.

Некоторые игры должны принимать форму состязаний, соревнований между командами или на личное первенство, это обусловлено характерной чертой детей, стремления к различным видам состязаний.

Следует различать два вида состязаний. Во-первых, это игры, в которых победа достигается за счет скорости действий, но это без ущерба качеству выполнения задания. Например, задания на скорость выполнения . Такие игры называются скоростными. Во-вторых, так же можно выделить игры, победа в которых достигается не за счет скорости выполнения заданий, а за счет качества его выполнения, правильности выполнения, безошибочности. Такие игры условно называют качественными.

5.Наконец, различают игры одиночные и универсальные.

К одиночным играм относят те игры, правила которых не допускают изменения содержания игры, они разработаны с учетом особенностей конкретного материала.

Универсальные игры же, наоборот, позволяют менять свое содержание. Они разрабатываются по широкому кругу вопросов школьной программы, могут использоваться в различных целях, на различных внеклассных мероприятиях, и поэтому являются очень ценными.

Знание видов и требований игры позволяет не только развлечь учеников, но и заинтересовать их , возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.

У детей с проблемами в развитии действия часто сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения. Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении мы решили уделить особое внимание дидактическим играм.

Д/и «Кто как кричит?»

Цели: знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, с тем, как они кричат; развивать воображение, тактильное ощущение, моторику, двигательную активность; вырабатывать силу голоса и эмоциональную выразительность.

Ход игры:

1-й вариант: Детям показывается изображение домашнего животного, они изображают, как это животное кричит и двигается.

2-й вариант: Детям предлагается загадка о домашнем животном, они отгадку не проговаривают, а изображают движением и голосом.

3-й вариант: За ширмой находятся игрушки, изображающие домашних животных; ребёнок не называет животное, описывает его характерные особенности (внешность, чем питается, чем полезно, как кричит). Остальные дети угадывают. (Усложнение «Чудесный мешочек»).

4- вариант:Изобразить голосом, мимикой, жестами, движением настроение животного в определённой ситуации: котёнку наступили на хвост; щенок просит кушать, козлёнок потерялся и т. д.

Д/И «Найди маму»

Цели: закреплять знания о домашних животных и их детёнышах, о том, чем они питаются и как кричат; расширить и активизировать словарь по схеме.

Ход игры:

Дети вешают на шеи таблички с изображением домашних животных и их детёнышей. По команде поочерёдно ищут пару (маму и детёныша), приветствуют криками животных (мама - низким, детёныш- тонким). Затем находят на столе картинки с изображением пищи, которую употребляет данное животное; мама кормит детёныша.

Д/И «Четвёртый лишний»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память.

Ход игры:

Детям предъявляются три изображения животных, объединённых каким- либо общим признаком, и одно, не обладающим этим признаком. Каждый ребёнок должен определить «лишнее» изображение (можно играть со словами).

Д/И «Дорисуй недостающие детали»

Цель: развивать зрительное восприятие, память, графомоторные навыки.

Ход игры:

Детям предлагается изображения животных (птиц), в которых не хватает какой- либо детали: у лошади- гривы, у барана- рогов, у козы- копыт, у свиньи- пятачка, у барана- рогов, у кошки- усов, у собаки- хвоста и т.д. Каждый ребёнок должен дорисовать недостающие детали и объяснить, почему он это сделал.

Д/И «Построим домик для животных»

Цель: развивать конструктивные навыки, логическое мышление; закреплять знания о жилищах домашних животных; о пользе домашних животных, расширять словарь.

Ход игры:

Ребёнок выбирает себе игрушку, изображающие домашние животное, и объясняет, какую пользу оно приносит людям, как человек заботится о нём. После этого строит для него домик по образцу или замыслу из строительного материала и говорит, как он называется (коровник, свинарник, конура, конюшня и т. д.)

Игры по системе Карла Орфа

1. Повторить фразу с разной интонацией (грустно - весело, тихо - громко).

2. Повторить фразу, подражая животным (как волк, как ворона)

3. Выделить по очереди интонационным ударением слова определённой фразы.

4. Произнести фразу в разном ритме (быстро - медленно)

5. Прохлопать фразу.

6. Пропеть фразу.

7. Произнести фразу с усиливающейся или ослабевающей громкостью.

8. Изобразить (обыграть) фразу

Д/И «Составь семью»

Цели: закреплять знания о составе семьи домашних птиц; закреплять словари по теме; развивать внимание, зрительное восприятие, память.

Ход игры:

1-й вариант. Ребёнку предлагается четыре картинки с изображениями детёнышей домашних птиц (утёнок, гусёнок, индюшонок, цыплёнок), а также ряд картинок с изображением их пап и мам и одна- две картинки диких птиц. Надо подобрать для каждого детёныша семью и назвать каждого члена этой семьи.

2-й вариант. Ребёнку предлагается изображения четырёх символических домашних птиц, размещены семьи, перепутанные по составу. Необходимо навести порядок в семьях, назвать всех членов семьи и объяснить свои действия.

Д/И «Что изменилось? Кто спрятался?»

Цель: закреплять обобщающее понятие «Домашние птицы» (животные), использовать предлоги в связной речи (перед, за, между); развивать зрительную память, внимание, способность ориентироваться на плоскости.

Ход игры:

1-й вариант. Перед детьми выставляются игрушки, изображающие домашних птиц (животных) и их детёнышей. По команде дети закрывают глаза. В это время педагог меняет порядок расположения игрушек или убирает какую- либо из них. Дети должны объяснить, что изменилось, использую в своей речи предлоги.

2-й вариант.Картинки с изображением домашних животных (птиц) расположены в вертикальной плоскости. По команде дети закрывают глаза. Педагог меняет расположение картинок. Дети должны вспомнить, где находилось то или иное животное, рассказать об этом, используя в своей речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «в правом верхним углу» и т. д. Точно так же объясняется новое расположение картинок.

Только сбалансированное применение всех технологий позволит активизировать познавательный интерес учащихся, развивать их творческие способности, помочь в обучении.


© 2010-2022