Методические рекомендации на тему: Профилактика негативных явлений

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Методические рекомендации на тему:

«Профилактика негативных явлений в детской подростковой среде, в том числе суицидов и суицидальных попыток, несчастных случаев, самовольных уходов».









Автор :социальный педагог Чинакаева Раиля Мунировна



















2015

Профилактика негативных явлений в детской подростковой среде, в том числе суицидов и суицидальных попыток, несчастных случаев, самовольных уходов.

Слайд1

В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов тема правового воспитания приобретает актуальность

Насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, суицидальные попытки захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами. В последние три года в России отмечается непрерывный рост детской преступности. В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Давно забыты «кодексы чести» подростка: лежачего не бьют, в поединке участвуют один на один, девчонки не дерутся и т.п. Конечно же, эти кодексы не являются образцом нравственных норм или вершиной юношеской чести. Однако они хоть как-то сдерживали несовершеннолетних, придавали извечной мальчишеской драчливости нравственную упорядоченность, а девочек выделяли, как хрупкие и нежные создания.

Что же происходит сейчас? Насилие и преступность подростков - не абстрактные цифры и проценты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые в детстве были в основном добрыми и сострадательными, а, подрастая, превратились в маленьких садистов, воришек, хулиганов, лжецов… Откуда же берётся в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению преступлений и суицидов?

Слайды 3-9

Администрацией, социально-психологической службой и классными руководителями нашей школы прилагаются все усилия, чтобы предотвратить падение нравственных ценностей детей и подростков, т.к. одними из главных причин совершения подростками преступлений и суицидов является недостаточная профилактическая работа всех субъектов системы безнадзорности и преступлений несовершеннолетних.

Причинами преступных деяний являются: низкий интеллектуальный и общеобразовательный уровень развития, вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков, отсутствие контроля со стороны взрослых, родителей, призванных в первую очередь заботиться о воспитании своих детей, отсутствие у подростков интересов, планов и путей их достижения.

В своей работе по данному направлению мы опираемся на «Программу воспитательной работы», раздел правовое воспитание, Программу патриотического и гражданского воспитания «Я-гражданин, я-саракташец» направление «Растим патриота и гражданина России», Положение о «Совете профилактики безнадзорности и правонарушений».

Школа совместно с другими службами ОВД и ПДН ОВД проводит профилактическую деятельность по раннему предупреждению преступности несовершеннолетних, суицидальных попыток, выявлению и привлечению к ответственности лиц, вовлекающих подростков в совершение противоправных актов.

Регулярно проводятся:

-Заседания Совета старшеклассников по проблемам воспитательной работы с учащимися,

- Заседания Совета профилактики безнадзорности и правонарушений(составлен план работы, заседания проводятся ежемесячно).На Заседаниях Совета школы рассматривается поведение учащихся склонных к правонарушениям. И вопросы «О состоянии нравственного воспитания детей и профилактики правонарушений».

Более 2/3 подростков (по России), совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями. Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между её членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей является одной из важнейших причин появления трудных подростков.

В обществе широко распространено мнение, что попытки суицида совершают только психически неуравновешенные люди, страдающие различными заболеваниями, такими как шизофрения, паранойя и другими заболеваниями нервной системы. На самом же деле это совершенно не так. Есть медицинская статистика, из которой следует - подавляющее большинство самоубийств совершаются психически абсолютно здоровыми людьми. Кроме этого, бытует ошибочное мнение, что только дети и подростки из неблагополучных семей способны совершить попытку самоубийства. Однако статистика показывает, что подавляющее большинство детей, идущих на этот шаг, из внешне благополучных и полных семей.

Что толкает детей на самоубийство и какова роль родителей и педагогов в предотвращении этого?

Психологи выделяют множество причин, которые, по их мнению, способны подтолкнуть подростка на самоубийство. Среди них ссора со сверстниками, расставание с любимым человеком, смерть родственника, постоянные стрессовые ситуации и как следствие депрессия, игровая зависимость, проблемы с наркотиками, подростковая беременность, насилие в семье, желание обратить на себя внимание. Однако стоит подчеркнуть, что в большинстве случаев всё перечисленное не является первопричиной суицидального поведения молодых людей, а лишь дополнительным фактором.

Истинная же причина скрыта глубже обыденного понимания человеческой психики, природы человека и его мыслей. Очень часто дети и подростки попадают в поле зрения определённых людей не с самыми лучшими намерениями, которые являются проводниками чужой воли, и обладающими знаниями, которые в современном мире назвали бы «чёрной магией».Бессознательными проводниками таких «нелюдей» могут быть кто угодно: самые близкие друзья и подруги, случайные знакомые,. Зачастую трагедии можно избежать, если родители будут знать о возможном источнике навязчивых мыслей у ребёнка, расширив свои собственные познания в этом вопросе и объяснив это ребенку. На этом пути, в первую очередь, стоит отбросить навязанные стереотипы и подойти к изучению этого вопроса с заинтересованностью настоящего исследователя. Ведь, в конечном счёте, приобретённые знания способны сохранить жизнь Вашему ребёнку. От Вас как от родителя зависит очень многое!

Стоит обратить особое внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что есть вероятность детского или подросткового суицида:

• Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, прессе.
• Появление у ребенка литературы (книг, брошюр, дисков) о самоубийствах, просмотр соответствующей информации в интернете.
• Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но может говорить о моральном дискомфорте ребенка.
• Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном своей родительской любовью и вниманием.
• Иногда музыка или рисунки могут послужить сигналом родителям о том, что что-то не так в сознании ребёнка, что в нём доминируют депрессивные мысли («открытая дверь»), вопреки его жизнерадостности.
• Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами - непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои «важные» дела как можно быстрее.
• Раздаривание своих любимых и наиболее ценных вещей друзьям, с которыми он раньше не расставался (за исключением случаев, когда ваш ребенок с добрыми намерениями делает это постоянно).

Если Вы заметили в поведении Вашего ребёнка что-либо настораживающее или тревожное, постарайтесь в первую очередь совладать с собой, разобраться в своих собственных мыслях и поступках, а затем в спокойном состоянии переговорить с ребенком. Создайте гармонию и здоровый диалог в семье. Ваше внутреннее спокойствие и переключение на позитивные мысли способны защитить ребёнка и переключить его доминанту в сознании. Ведь незримая обычным глазом связь между Вами и детьми существует всегда, ребенок берет пример с родителей, а родительская любовь способна на многое! Справляясь с этой первостепенной задачей, старайтесь практически всё время проводить рядом с ребёнком, (посетите с ним вместе различные культурные мероприятия, зоопарк, цирк, детские спектакли, концерты, съездите на природу и т.д., чтобы ребенок сменил обстановку и смог отвлечься от своих мыслей) до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что его суицидальное настроение исчезло без следа. Главное - не оставлять его наедине и даже ночью, по возможности, дежурить у его постели. Постарайтесь отвлечь его внимание от навязчивых мыслей, заняв обычной домашней или приусадебной работой, пусть он чувствует Вашу заботу, тепло и любовь. Как писал В.А.Сухомлинский: «Подлинное воспитание немыслимо без жизни в мире труда. Труд лежит в основе и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания».

. Слайды 10-20

Общие рекомендации всем родителям, стремящимся к гармонии и взаимопониманию в отношениях со своими детьми

  • Помните, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное - по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы - взрослые.

  • Старайтесь не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

  • Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

  • Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите за его собственные успехи и достижения.

  • Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

  • При первых неудачах оставайтесь спокойными и не нервируйте ребёнка. Постарайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

  • Если у вас трудности в общении с ребёнком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в нём, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.

  • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интерес к учёбе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

  • Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё над ним превосходство в знаниях.

  • Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

  • Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всём и всегда. Поэтому не заставляйте ребёнка быть похожим на вас.

  • Признайте за ребёнком право на индивидуальность, право быть другим.

  • Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте «не навреди»!


© 2010-2022