Урок-дискуссия Человек рождается для добрых дел

Раздел Социальному педагогу
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЦЕЛИ:

1. Помочь учащимся осмыслить, как автор решает проблему противостояния ценностей истинных и мнимых, красоты духовной и внешней;

2.Способствовать развитию внутреннего мира ребёнка, свободной и духовной личности, имеющей потребность к саморазвитию;

3. Формировать умения межличностного общения, ведения диалога;

4. Воспитывать в детях доброту, чуткость к окружающим, способность понимать других и сопереживать им, мужество встать на защиту слабого.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, слайды с материалами по теме урока, пульты для голосования, чистые листы бумаги.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ средства: показ слайдов с материалами по теме занятия, аналитическая беседа, рефлексия (оценочные высказывания).

ТИП мероприятия: подведение итогов просмотра фильма в форме дискуссии.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: за неделю учащимся было предложено вместе просмотреть фильм по повести В.К.Железникова «Чучело»; попытаться определить основные проблемы фильма; в качестве вопросов, способствующих повышению мотивации, к просмотру были предложены следующие вопросы:

-- встречались ли вы с жестокостью подростков?

-- можно ли оставлять безнаказанным предательство?

-- каким может быть выход из конфликтных ситуаций, изображённых в фильме «Чучело»?


ПЛАН ЗАНЯТИЯ:


  1. Вступление.

  2. Выявление восприятия фильма «Чучело» учениками.

  3. Постановка воспитательной задачи.

  4. Решение воспитательной задачи. Обсуждение фильма.

  5. Заключительный этап занятия (рефлексия).

ХОД ЗАНЯТИЯ:








1-й модуль.

Задача: создание эмоционального настроя; постановка целей.

Класс разделен на 2 группы.

Вступление:

Учитель:

(Демонстрируется слайд №1)

- Сегодня мы подведём итог совместному просмотру фильма «Чучело». Чуть позже, надеюсь, что вы захотите поделиться своими впечатлениями, замечаниями.

- В начале нашей дискуссии я попрошу вас проголосовать: советовали бы вы своим сверстникам посмотреть фильм «Чучело»? Возьмите в руки пульт и проголосуйте (да, нет).

( Демонстрируется слайд №2)

(Оглашение результатов)

- Ну что ж, мнения разделились, конечно же, вы все сегодня выскажите свои суждениями, и быть может, кто-то изменит свое решение к концу нашего занятия.

Учитель:

( Демонстрируется слайд №3)

- Наше мероприятие я бы хотела начать со стихотворения дагестанской поэтессы Фазу Алиевой. «РАЗГОВОР С СЫНОМ» (чтение стихотворения)

Ты, мой сын, должен помнить:

Оттого ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут…

Запомни три из них, по крайней мере:

Во-первых, зависть.

Ты её убей в зародыше

И научись по праву

Без ревности ценить других людей.

Второе - злость.

Беги от чувства злого,

Сей доброту, живи, других любя.

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коль простил себя.

И третье - корень наших многих бед,

Убийство всех достоинств в человеке -

Безделие… Позорнее вовеки

Порока не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл…, И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

Учитель:

- Скажите, чему взрослые хотят научить детей в этом стихотворении? От чего их предостерегают? (Ответы уч-ся.)

- А зачем человек приходит в мир? Какую память он должен о себе оставить? (Ответы уч-ся)

Учитель:

- Сегодня на занятии мы будем говорить о понятиях и категориях давно и хорошо всем знакомым. О людской доброте, честности, порядочности, дружбе, уважении, сопереживании, о сочувствии.

- Мы живём в такое время, когда в мире много жестокости, насилия, злобы, бессердечия. Когда, кажется, что всё складывается против человека и черствеет душа. Заботясь о хлебе насущном, зачастую мы забываем о тех, кто окружает нас, нуждается в нас. Забываем о главном, о том, на чём держится жизнь, - о добродетели. Чтобы ни происходило в мире, стране, семье, нравственные понятия вечны, нерушимы. На этом держится мир. Учиться нравственности - это значит, учиться правильно жить, так как нравственность - это совокупность норм, определяющих поведение человека.

2-й модуль.

Задача: выявление восприятия учениками просмотренного фильма.

Учитель:

- Итак, ребята, о чем фильм «Чучело»? ( Фильм о детской жестокости, дружбе и предательстве, о мужестве девочки, прозванной Чучелом)

Учитель:

- Вам раннее было дано задание: Поставить вопросы по данному фильму. (Ребята из групп задают свои вопросы друг - другу)

(Демонстрируется слайд № 4)

3-й модуль.

Задача: словарно-лексическая работа и выявление проблематики фильма.

Учитель:

- Вы уже сказали, что человек рождается для добрых дел, а что же такое добро, доброта, милосердие?

(Демонстрируется слайд №5)

(Ребят следует подвести к выводу о том, что добро - это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом. Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие. Милосердие - это готовность помочь из чувства сострадания, гуманность, человечность.)

Учитель:

- Не зря эпиграфом к нашему занятию взяты слова из фильма, сказанные дедушкой Лены: «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным».

(Демонстрируется слайд №6)

Учитель:

- А теперь назовите антонимы к этим словам.

(Демонстрируется слайд № 7)

(Добро - зло, доброта - злоба, милосердный - жестокий)

Учитель:

- Почему мы сейчас вспомнили именно об этих словах? (Ответы уч-ся.)

Учитель:

- Итак, опираясь на данные слова, выделим главные проблемы, поставленные в фильме, с чем мы встретились во время просмотра?

( борьба между добром и злом,

бесчеловечное отношение к людям;

жестокость подростков;

предательство.)

(после ответов ребят - Демонстрируется слайд №8)

4-й модуль.

Задача: «вхождение» в фильм.

Учитель:

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, кого характеризуют эти строки?

(Демонстрируется слайд № 9)

Учитель:

- Главная героиня фильма Лена Бессольцева, давайте вспомним эпизод, как встретили ее одноклассники 1 сентября.

(Демонстрируется слайд №10 кадр из фильма «Приход Лены в школу»)

Учитель:

- Перед вами ваши ровесники. Их зовут Железная Кнопка, Рыжий, Попик, Лохматый, Димка Сомов. Почему у многих ребят нет имён, а только клички? (Так принято у детей и подростков - отвечают дети. Ребята говорят о том, что автор хотел показать, как человек невольно начинает соответствовать своей кличке. Железная Кнопка - бессердечная, безжалостная - железная. Попик - уменьшительно-ласкательный суффикс говорит о том, что это маленький человек, и его обладатель чувствует себя рабом. Рыжий - непохожий на других внешне, и из-за этого над ним все смеются.)

Учитель:

- И вы награждаете прозвищами друг друга? (Ответы детей.)

Учитель:

- А разве вам приятно слышать не своё имя, а прозвище? Ведь это неприятно, грубо, больно?

5-й модуль.

Задача: выявление авторского отношения к героям и основной мысли фильма.

Учитель:

- Скажите, как вы относитесь к Лене Бессольцевой?

- Какие эпизоды в фильме «Чучело» вы считаете главными?

(Ученики называют эпизод о том, как Ленка взяла на себя мнимую вину за предательство, потому что хотела помочь Димке; эпизод сожжения чучела; финальные сцены в классе.)

Учитель:

- Итак, милая, добрая Ленка взяла чужую вину на себя, и класс считает предателем именно её, а не Димку Сомова. Почему Ленка не назвала его имени, хотя такая возможность у неё была не раз? Какие качества присущи нашей героине?

Учитель:

- Как вы относитесь к Димке?

- Есть ли вина Димы Сомова в том, что он рассказал учителю о походе класса в кино?

Учитель:

- Всмотритесь в кадр из фильма, что можно сказать об одноклассниках Лены?

(Демонстрируется слайд № 11, кадр из фильма об одноклассниках)

- Вспомните эпизод сожжения чучела в Ленкином платье.

(Демонстрируется слайд№12, кадр из фильма сожжение чучела)

Учитель:

- Передайте чувства, которые вы испытали…

- Как ведёт себя Димка?

- Считаете ли вы его предателем? (Трусость рождает подлость. В этом вы не раз убедитесь, к сожалению, в жизни…)

Учитель:

- Что такое унижение? (Унижение - это то, что умаляет, оскорбляет достоинство человека).

Учитель:

(Демонстрация слайда № 13).

- Был ли коллектив в шестом классе? (был, но не настоящий, т.к. настоящий коллектив- это, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям)

- Что определяет коллектив, в чём его сила?

- Бойкот Лене - это проявление зрелости коллектива или влияние сильной личности?

Учитель:

- Что значит «сильная личность»?

Учитель:

- Почему Ленка в глазах ребят - «чучело», а для дедушки - «красавица», «чудный человек»?

Учитель:

- В чём истинная красота человека? (В добром, милосердном отношении к людям, в добрых делах и поступках человека, в готовности прийти на помощь нуждающемуся).

6-й модуль.

Задача: снятие психологического напряжения

Учитель:

- Вы устали?

- О каких характеристиках личности мы сейчас толковали? (О жестокости, агрессивности, злобе…. ).

- На листках, которые есть у вас на партах, напишите самое плохое из этих качеств и, закрыв глаза, зачеркните лист, исчертите. Потом скомкайте лист бумаги и выбросите в мусорную корзину.

- Вам стало легче?

Заключительные вопросы:

Учитель:

- Могли ли такие честные и чистые люди, как Бессольцевы изменить одноклассников и их классную руководительницу?

(Демонстрируется слайд № 14)

Учитель:

- А теперь посмотрим эпизод о прощении.

(Демонстрируется слайд № 15)

Учитель:

- Что дал этот фильм лично вам, какой опыт?

Учитель:

- Сейчас я хочу, чтобы на листах каждая группа составила определенный свод правил Доброты. (учащиеся работают под муз. фонограмму)

(проверка правил)

Заключительное слово учителя:

Учитель:

- «Чучело» - художественный фильм 1983 года режиссера Ролана Быкова. (Демонстрируется слайд № 16)

(выступление учащегося об авторе книги)

- (Фильм снят по написанной в 1981 году одноименной повести Владимира Железникова, которую он написал на основе случая со своей внучкой. Его внучка, точно так же, как Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину, и весь класс разом объявил ей бойкот. В 1986 году фильм был удостоен Государственной премии СССР, а в тот же год в Лаоне на Международном кинофестивале получил главный приз. Затем вышли повести «Чучело-2»).

(Демонстрация слайдов №17)

Учитель:

- Получается, что фильм «Чучело» поучителен и интересен и в наши дни, хотя и вышел в 1983 году.

- Автор решил правдиво, без прикрас показать драму девочки-подростка, чтобы у нас с вами вызвать протест против жестокости, чтобы каждый из вас попробовал встать на место Лены и проникнуться презрением к предательству.

- Главное в этом фильме - противостояние ценностей истинных и мнимых, красоты духовной и внешней. И одним из таких вечных нравственных качеств является доброта. Известная русская писательница Мария Прилежаева как-то заметила:

(Демонстрируется слайд № 18)

- «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети».

Учитель:

- Надо постараться сохранить и развить в себе это качество, без которого никак не прожить на свете - доброту. Я думаю, что человек не имеет права унижать другого человека: оскорблять, бить, доводить до истерик. Почему появляются в классах изгои, или «чучела»? Наверное, хорошо чувствовать власть, что я могу обидеть человека, который слабее меня по духу, силе, уму. Остановитесь, вглядитесь в человека, он такой же, как вы, да, у него есть недостатки, но есть и достоинства, постарайтесь увидеть их! Не будьте жестоким! А то будет нестерпимо больно и стыдно за свои поступки!

Учитель:

(Демонстрируется слайд №19)

- И ещё об одном нельзя забывать. «Помни, ты не один, - сказал другой детский писатель Лев Кассиль, - на свете, кроме тебя, есть другие люди; они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, твоей защите».

Чтение стихотворения Н.Рачкова учащимся:

Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.


Ещё печально мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен -
Всегда - как хлеб или вода…

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке -

Пусти ее из клетки ввысь.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Железников В.К. Чучело. - М.: Оникс, 2008.

  2. Рыжкова Т.В. Проектирование уроков литературы. - Педагогический университет «1 сентября». Литература, 2007, № № 17 - 24.

  3. Владимир Карпович Железников. ast.ru/author/134768/

  4. Железников, Владимир Карпович. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%92._%D0%9A.

10


© 2010-2022