Документация по работе с неблагополучной семьей

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План индивидуального социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей


Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

Выявление неблагополучных семей и детей, оставивших без попечения родителей

август

классный руководитель, социальный педагог

2

Составление и обновление списков семей «группы риска»

до 15 сентября

социальный педагог

3

Составление социальных паспортов семей

сентябрь

социальный педагог

4

Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей)

сентябрь

социальный педагог педагог - психолог

5

Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, подростковые клубы, соц. защита, детская больница, КДН, центр «Семья» и т.д.) в целях оказания всесторонней совместной помощи

сентябрь

Все субъекты профилактики

6

Составление программы работы с неблагополучной семьей

сентябрь

социальный педагог

7

Посещение семей на дому. Составление актов обследования неблагополучных семей (патронат)

1 раз в месяц (по

необходимости чаще)

классный руководитель социальный педагог

8

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей

в течение года

классный руководитель, социальный педагог педагог - психолог

9

Беседы с родителями по их правам и обязанностям

в течение года

социальный педагог

10

Представление информации о социальных учреждениях и общественных организациях, оказывающие помощь и поддержку (любая другая информационная поддержка)

в течение года

социальный педагог

11

Привлечение родителей к участию в проведении праздников, конкурсов, классных часов, походов, экскурсий и т.д.

в течение года

классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора по ВР

12

Проведение тематических лекториев, родительских собраний

в течение года.

классный руководитель, социальный педагог

13

Оказание помощи в организации

-бесплатного питания,

-приобретения одежды, обуви, школьных принадлежностей,

-занятий в свободное время, вовлечение детей в кружки, спортивные секции, студии, библиотеку, клубы и пр.,

- трудоустройства и отдыха детей в каникулярный период

в течение года

социальный педагог

14

Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в обучении

По мере необходимости

классный руководитель, социальный педагог

15

Психокоррекционная работа с неблагополучными семьями и детьми

в течение года

педагог - психолог

16

Приглашение родителей детей «группы риска» на заседание родительского комитета, совета профилактики школы

По мере необходимости

социальный педагог

17

Направление (рекомендации обратиться) к наркологу, психиатру и пр.

По мере необходимости

социальный педагог

18

Постановка вопроса (ходатайство) об ограничении или лишения родительских прав

По мере необходимости

социальный педагог

19

Ведение дневника социально-педагогического сопровождения неблагополучной семьи

в течение реализации программы

социальный педагог

20

Проведение мониторинга работы с неблагополучными семьями

апрель

социальный педагог

21

Анализ работы с неблагополучными семьями

май

социальный педагог

























Характеристика семьи учащегося

(ФИО, дата рождения, класс, школа)

Состав и структура семьи:

Отец - ФИО, год рождения, образование, место работы, должность, рабочий телефон, контактный телефон.

Мать - ФИО, год рождения, образование, место работы, должность, рабочий телефон, контактный телефон.

Другие члены семьи: ФИО, год рождения, степень родства, сфера деятельности.

Проживают по адресу: г.Михайловка, ул., дом., кв., тел., в одно/двух/трехкомнатной квартире(благоустроенной/неблагоустроенной)/доме, где ребенку выделена отдельная комната/ребенок делит комнату с членом семьи/ребенок не имеет отдельного места для сна и занятий/и т.д. Санитарное состояние квартиры, комнаты (порядок, беспорядок, уборка проводится регулярно/не регулярно, захламленность, чистота, отсутствие мебели, требуется косметический ремонт и т.д.). Обстановка способствует успешному развитию ребенка/не способствует благополучному существованию ребенка.

Семью можно отнести к категории семей с нестабильным/стабильным/высоким/средним/низким материальным достатком. Это связано с сезонностью работы родителей/безработностью отца/уклоном от уплаты алиментов отцом/алкоголизмом/и т.д. Семья испытывает/не испытывает финансовых затруднений, средний доход - 3000 рублей на человека. Это влияет/не влияет на отношения в семье, порождает конфликтные ситуации/чувство неполноценности у детей и т.д. Ребенок обеспечен/не обеспечен необходимой одеждой, имеет деньги на карманные расходы/экономит на обедах в столовой.

Семья характеризуется как полная/неполная/многодетная/малодетная с ярко-выраженной патриархальной/матриархальной линией управления. Семью можно назвать социально-устойчивой/неустойчивой, маргинальной, с алкогольной зависимостью/склонностью к совершению правонарушений/преступлений. Функции в семье распределены четко/не четко/следующим образом: хозяйственно-бытовая, финансовое обеспечение, эмоционально-терапевтическая, воспитательная и т.д.

В семье господствует демократический/авторитарный/либеральный/потакающий/ влиятельный/безразличный/попустительский. Тип воспитания - отвержение/безразличие/гиперопека/требовательность/устойчивость/любовь.

Психологическая обстановка в семье устойчивая/не устойчивая, напряженная/не напряженная, стабильная/не стабильная. Родители/мать/отец проводят достаточно/много/не достаточно времени с ребенком, контролируют выполнение домашних заданий/совместно занимаются *видом деятельности*/не занимаются воспитанием ребенка/допускают ошибки в воспитании, вследствие чего ребенок является педагогически-запущенным, что выражается в конфликтности/агрессии/раздражительности/негативизме в оценке действительности и т.д.

Учебную деятельность ребенка родители контролируют регулярно/периодически/не контролируют; стимулируют/повышают мотивацию/интерес ребенка к учебе. Родительские собрания не посещают/посещает только мать/игнорируют. Контакт с классным руководителем/учителями-предметниками/социальным педагогом/школьным психологом не установлен/установлен тесный. Родители/мать/отец не проявляют заинтересованности в успехах ребенка в учебе. На замечания/советы/рекомендации педагогов реагируют адекватно/не реагируют/не адекватно; никаких действий к исправлению ситуации не предпринимают.

С родителями регулярно проводились профилактические беседы/консультации; семью посещали специалисты социально-психологической службы/семье оказывалась педагогическая и психологическая помощь. За время работы с ребенком и семьей произошли следующие изменения/изменений не произошло.

Карточка семьи

для постановки на городской учет

Наименование организации (учреждения), направляющей сведения ____________

_________________________________________________________________________

Дата выявления ________________________

Адрес официальной регистрации по месту жительства _______________________

_________________________________________________________________________

Адрес фактического проживания ___________________________________________

_________________________________________________________________________

Состав семьи:

мать:

фамилия, имя, отчество __________________________________________________

дата и место рождения ___________________________________________________

место работы и должность или род занятий ________________________________

_________________________________________________________________________

отец:

фамилия, имя, отчество __________________________________________________

дата и место рождения ___________________________________________________

место работы и должность или род занятий ________________________________

_________________________________________________________________________

законный представитель:

фамилия, имя, отчество __________________________________________________

дата и место рождения ___________________________________________________

место работы и должность или род занятий ________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

дети, их возраст, место учебы (работы):

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

другие, совместно проживающие лица:

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, дата рождения, степень родства, место работы и должность или род занятий)


_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


Карточка семьи,

стоящей на учете в городском банке данных

Адрес:___________________________________________________________________

Порядковый номер городского учета ________________________________________

Дата постановки на учет ___________________________________________________

Дата снятия с учета _______________________________________________________

Наименование организации, учреждения, фамилия, имя, отчество и должность

лица, оформившего направление на внесение семьи в городской банк данных семей, находящихся в социально опасном положении банк данных ______________________ _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Состав семьи:

мать:

фамилия, имя, отчество __________________________________________________

дата и место рождения ___________________________________________________

место работы и должность или род занятий ________________________________

_________________________________________________________________________

отец:

фамилия, имя, отчество __________________________________________________

дата и место рождения ___________________________________________________

место работы и должность или род занятий ________________________________

_________________________________________________________________________

законный представитель:

фамилия, имя, отчество __________________________________________________

дата и место рождения ___________________________________________________

место работы и должность или род занятий ________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

дети, их возраст, место учебы (работы):

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

другие, совместно проживающие лица:

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, дата рождения, степень родства, место работы

_________________________________________________________________________

и должность или род занятий)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________



Кодировочный бланк для специалистов, работающих с карточкой семьи,

стоящей на учете в городском банке данных

Категория семьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Жилищные условия

15 16 17 18 19 20 21 22

Санитарное состояние жилья

23 24

Основания постановки семьи на учет

25 26 27 28 29 30 31 32

Субъекты системы профилактики

33 34 35 36 37 38 39 40 41

Система и вид патроната

42 43 44

Объект осуществления профилактической работы

мать отец ребенок семья в целом

Основания для снятия семьи с учета

45 46 47 48 49

Категория семьи:

1 - полная

2 - приемная

3 - опекунская

4 - многодетная

5 - семья с детьми-инвалидами

6 - семья одинокой матери с незарегистрированным браком

7 - семья, оставшаяся с одной матерью

8 - семья, оставшаяся с одним отцом

9 - семья, живущая без родного отца

10 - семья с неработающим родителем

11 - семья, где один из родителей находится в учреждении исполнения

наказания

12 - семья мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев

13 - семья, имеющая безнадзорных детей

14 - малоимущая семья

Жилищные условия:

15 - квартира благоустроенная

16 - квартира неблагоустроенная

17 - дом благоустроенный

18 - дом неблагоустроенный

19 - общежитие

20 - коммунальная квартира

21 - нет постоянного жилья

22 - жилье в размене

Санитарное состояние жилья:

23 - удовлетворительное

24 - неудовлетворительное

Основания для постановки семьи на учет:

25 - родители не занимаются воспитанием и содержанием детей

26 - ребенок совершил правонарушение или преступление

27 - родители жестоко обращаются с детьми

28 - дети употребляют ПАВ или страдают алкоголизмом

29 - родители употребляют ПАВ или страдают алкоголизмом

30 - один из родителей совершил преступление против личности ребенка

или других членов семьи

31 - родители страдают хроническими заболеваниями в тяжелой форме

или есть психические расстройства

32 - беспризорность детей

Субъект профилактики, осуществляющий социальный патронат:

33 - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

34 - центр социальной помощи семье и детям

35 - органы и учреждения управления социальной защиты населения

36 - образовательное учреждение

37 - органы опеки и попечительства

38 - органы и учреждения по делам молодежи

39 - учреждения здравоохранения

40 - органы службы занятости

41 - органы внутренних дел

Система и вид патроната:

42 - социальный контроль с посещением 1 раз в неделю

43 - социальный контроль с посещением 1 раз в месяц

44 - социальная поддержка с посещением 1 раз в квартал

Основания для снятия с учета:

45 - ситуация в семье изменилась в лучшую сторону

46 - семья переехала в другой район, город

47 - родителей лишили родительских прав

48 - дети достигли совершеннолетия

49 - смерть родителей, детей.













Памятка

«Методы работы с неблагополучными семьями»


Недостаточная информированность родителей о методах воспитании

Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога.

Помощь психотерапевта семье и детям.

Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов.

Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

Жестокое обращение с ребёнком

Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, медицинского работника. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Психотерапевтическая помощь родителям и детям.

Привлечение к занятиям в детско - родительской группе.

Постановка на учет в КДН, к наркологу, консультации врачей, юристов.

Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.

Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

Семья алкоголиков (оба родителя)

Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей- подростков).

Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам. Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в подготовке к школе. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.)

Консультация врача-психиатра, нарколога и т. д.

Консультация ребёнка в психолого- медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.

Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости).

Возбуждение дела о лишении родительских прав(в случае необходимости) ДОУ, школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, органы здравоохранения, врачи, службы.

Семья в состоянии развода или после развода

Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.

Консультативная помощь психолога и психотерапевта

Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д.

Привлечение к деятельности группы родителей ребенка.

Помощь ребёнку со стороны его окружения.

Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.

Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).

Неполная семья

Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей.

Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.

Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.

Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.

Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования.

Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т. д.)

Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.

Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.

Привлечение общественных организаций к воспитанию.

Отчуждённость родителей из-за занятости

Сопровождение ребёнка социальным педагогом.

Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.

Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др.

Привлечение ребёнка к посещению Центра дневного пребывания.

Привлечение родителей к занятиям по психологии. Помощь родителям в Центре защиты семьи, привлечение ребёнка в УДО.

Полная семья, один из родителей пьёт

Наблюдения и консультация психолога.

Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем.

Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования.

Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей.

Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы. Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.

При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского психиатра.

При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

Неполная семья, родитель алкоголик

Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

Наблюдения и консультации школьного психолога.

Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку.

Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.

Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.

Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически- несостоятельные

Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом кружки, секции, студии, клубы.

Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.

Индивидуальная работа психолога с ребенком.

Помощь учителей ребёнку в учебе.

Консультация психиатра.

Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.).

Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.- Консультация у невропатолога или психиатра.








© 2010-2022