Образовательные (просветительские) психолого-философские программы «Семья – основа жизни» для 8-11 классов

Раздел Социальному педагогу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Номинация

Образовательные (просветительские)

психолого-философские программы

«Семья - основа жизни» (8-11 классы)

Авторы: Кулык Лидия Ильинична, педагог-психолог, высшей квалификационной категории

МБОУ Анастасиевская сош им. ПРО РФ В.А.Гретченко

Тетерюк Елена Анатольевна, социальный педагог МБОУ Анастасиевская сош им. ПРО РФ В.А.Гретченко



















Анастасиевка

2015г.

Оглавление

  1. Образовательная (просветительская) психолого-философская программа «Семья - основа жизни»

  2. Аннотация психолого-философской программы «Семья - основа жизни»

  3. Отзыв администрации на психолого-философскую программу

  4. Литература


Слова назидают, а примеры влекут.

Народная мудрость


Программа

«Семья - основа жизни»

Введение.

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и

да долголетен будешь на земли.

(Исх.20,12)

Анализируя создавшееся положение в области образования и воспитания в целом, мы пришли к выводу, что школа на селе обязана стать духовным, социокультурным центром, способным воспитывать подрастающее поколение в духе высокой нравственности, помогать развитию личности ребенка.

А так как в любом обществе качество воспитания и образования детей определяется,прежде всего, семьей (да и нравственный прогресс человечества заложен тоже в семье), творческая группа МБОУ Анастасиевская сош им.ПРО РФ В.А. Гретченко предлагает свою программу по воспитанию осознанного семьянина и родителя в школе Благочестия для учащихся 8-11 классов. Она состоит из 9 блоков и рассчитана на 36 учебных часов.

Мы убедились, что все традиционные «ликбезы» для родителей дают малый эффект, поэтому решили кардинально изменить направление своей деятельности: формировать именно у учащихся осознанное отношение к совершенствованию своей личности, при этом уделяя особое внимание будущему родительству и осознанному отношению к своей священной миссии семьянина. На наш взгляд, это будет способствовать гармоническому развитию духовного мира детей, предупреждению их асоциального поведения и укреплению семьи.

В 2010 году был разработан в школе цикл психолого-педагогических занятий по программе «Семья - основа жизни». Эти занятия проходили по желанию родителей на базе психологического кабинета и нашего сельского храма, настоятелем которого являлся священник иерей Геннадий.

Детям нужны эти занятия: ребята несут теоретические и тренинговые знания домой, беседуют с родителями, и это помогает улучшить семейный микроклимат. Мы с оптимизмом смотрим в будущее: в нашем селе воспитывается школой и церковью новое поколение будущих родителей, способных взрастить благородных, благочестивых, мудрых продолжателей своего рода и хранителей семейного очага.

Пояснительная записка

Общеизвестно, что личность человека формируется, прежде всего, в семье. Сейчас семья переживает острый кризис: половая распущенность, супружеские измены, распад. И все это на фоне бездуховности.

Количество сирот при живых родителях, брошенных детей, беспризорных растет. Просто страшно произносить эти цифры. Демографический кризис! Как же остановить этот разрушающий поток? Кто поможет будущему поколению нашей страны выбрать путь созидания духовной личности и гармоничных отношений в семье?

Основная роль в этом процессе отводится двум общественным институтам: семье и школе. Как семья и школа готовят детей к будущему? От того, насколько хорошо или плохо мы будем это делать, зависят нравственные основы нашего современного общества.

Анонимное анкетирование учащихся МБОУ Анастасиевской сош им. ПРО РФ В.А.Гретченко показало, что 83% детей даже не предполагали, что к достойному исполнению миссии родителя, оказывается, нужно готовиться с раннего детства.

Характер развития социума можно определить по уровню культуры воспитания, духовности людей, образующих этот социум. Сегодняшний день подтверждает это. Родители, не владеющие порой азами педагогики, психологии, не предвидящие результатов своего воздействия на ребенка, оказываются бессильными перед порожденными ими проблемами в семье, в обществе. И этот «снежный ком» растет, так как мать и отец не могут научить своего ребенка тому, чего не знают, не умеют сами. И дети, став со временем родителями, пойдут по этому замкнутому кругу.

Остается школа. Но в большинстве образовательных учреждений практически не преподаются знания, готовящие подростков к Великой Миссии Родительства, к трудной, но благородной работе по воспитанию Человека.

Бездуховность, безверие, атеизм породили современные «экологические проблемы» материнства и детства. Под угрозой жизнь человечества и планеты Земля. Сохранить чистоту генетического кода человека, способного быть образом и подобием Божиим, жить и творить по законам Добра и Красоты - великая задача ныне живущих учителей и психологов. Нынешние подростки завтра дадут жизнь новому поколению, жителям будущего. Задумаются ли они о том, как стать для своих детей «чистыми истоками» Добра, Благочестия и духовности? Весьма сомнительно…

Проблема осознанного родительства не нова. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский давал конкретные наставления в том, «как благочестивые родители должны разумно, во славу Божию, себе в утеху и своим детям к спасению управлять и вести дражайшее свое сокровище, дитяток своих милых, в первоначальном их возрасте».

Кто же будет учить главнейшей профессии на земле - родительству? Конечно, школа. И без этого направления в ее работе, мы полагаем, бессмысленны реформы ее деятельности.

Таким образом, тема программы «Семья - основа жизни» подсказана самой жизнью и нашим многолетним педагогическим опытом работы в сельской школе.

Перечисленные выше проблемы определили основную цель и задачи данной программы.

Цель: подготовка учащихся к благочестивому (духовному) образу жизни и осознанному родительству через обогащение необходимыми знаниями, развитие чувств личности и гармонизацию сфер души, ума и тела.

Задачи:

  • помочь учащимся, развивая духовный и интеллектуальный потенциал, «познать себя», свои особенности, способности, возможности;

  • учить учиться гармонизировать тело и душу;

  • пробудить стремление к обогащению необходимыми знаниями в работе над собой;

  • способствовать повышению уровня сознания учащихся на основе духовного восприятия жизни и благочестия Православной семьи;

  • дать основы знаний о семье, ее планировании и воспитании детей;

  • дать представление о системе христианского воспитания;

  • воспитывать учащихся на образцах культуры православной семьи путем знакомства с разными жанрами искусства, развивать потребности в сохранении, приумножении и формировании прекрасного в себе и в окружающем мире;

  • формировать духовно-нравственный «стержень» личности, способной противостоять пошлости и растлению;

  • просветить ум и образовать сердце.

Духовное возрождение личности через сотрудничество учителей и учащихся по особому принципу «от сердца к сердцу» - вот основное направление в работе по данной программе, ориентированной на воспитание благочестивой личности.

Сотрудничество педагога - психолога, учителей, учащихся и их родителей - всех, кто причастен к созданию данной программы, определило наиболее действенные формы, методы, приемы влияния на личность ребенка.

«Семья - основа жизни» (8-11 класс)

Тематическое планирование

Название блока

Тематика каждого занятия

Виды работы

Интеграция в школьные предметы

Кол-во часов

Кол-во часов

I.

«И создал Бог человека»

(4ч.)

1.Что такое человек?

(2ч.)

  • тренинговоезанятие: создание пространства Добра и Любви;

  • просмотр и обсуждение видеофильма «Кто сотворил мир?»

  • практическое занятие: слушаем колокольный звон;

  • беседа на основе материалов учения старца Симона Афонского по осознанию опыта благочестия

окружающий мир;

чтение;

литературное чтение

2.Кто сотворил мир?

(2ч.)

  • просмотр и обсуждение видеофильма«Каков Бог»;

  • тренинговое занятие: «слушаем сердце», «учимся разговаривать с сердцем»;

  • практическое занятие: «слушаем молитву сердцем»;

  • релаксация с использованием аудиозаписи «Лесной ручей»

история;

ИЗО

II.

Голос Бога в душе человека

(4ч.)

1.Внутренний мир человека

(2ч.)

  • релаксация - настрой с использованием аудиозаписи: фрагмент «Литургии Ионна Златоуста» П.И.Чайковского;

  • просмотр и обсуждение видеофильма «Кто сотворил мир»;

  • практическое занятие: «голос совести»;

  • тренинг воображения по осознанию опыта благочестия «Красота Божьего мира», прослушивание текстов стихотворений;

  • тренинг воображения: «Летний дождь»

литературное чтение;литература;

ИЗО;

музыка

2.Душевное здоровье

(1ч.)

  • релаксация с использованием аудиозаписи молитвы;

  • практическое занятие: понятие о грехе (анализ событий повседневной жизни);

  • просмотр и обсуждение видеофильма «Как Господь создал человека»

история;

ИЗО;литературное чтение; окружающий мир

3.Проявление и действие совести - неопровержимое свидетельство существования Бога

(1ч.)

  • релаксация с использованием аудиозаписи молитвы;

  • практическое занятие: спасение души от злых помыслов;

  • тренинговое занятие: «Красивая душа»

литературное чтение;

ИЗО

III.

Сердце - высшая часть души человека

(4ч.)

1.Наше сердце -центр любви, сострадания, преданности и героизма

(2ч.)

  • релаксация-тренинг с использованием аудиозаписи «Господи, помилуй» (духовные песнопения);

  • просмотр и обсуждение видеофильма «Сердечная молитва»;

  • практическое занятие «Слава Богу» (краткие молитвы);

  • тренинговое занятие: сказка «Зажигайте сердца» (о подвиге);

  • беседа по осознанию опыта благочестия «Сердечные качества»

литературное чтение;

музыка;

история

2.Человек с горячим сердцем

(2ч.)

  • релаксация: духовные песнопения «Батюшка Серафим»;

  • практическое занятие по сказке «Сердце сердцу весть подает»;

  • тренинговое занятие: «Сердце кровью обливается»;

  • диалог с использованием притчи «Мальчик и мудрец» (осмысление опыта благочестия)

музыка;

литературное чтение;

ИЗО

IV.

Любовь Божественнаяи Любовь человеческая

(4ч.)

1.Бог есть Любовь

(2ч.)

  • релаксация: духовное песнопение о Ксении Петербуржской;

  • компьютерная презентация «Что может и должен любить человек» (осмысление опыта благочестия);

  • прослушивание аудиозаписи «Любовь Христа»;

  • практическое занятие «Каждое дело любовью освещается»;

  • просмотр и обсуждение видеофильма «Альпийская баллада»

история;

литературное чтение;

ИЗО;

музыка

2.Сила дающей любви

(2ч.)

  • практическое занятие: «Любить - это забыть о себе»;

  • тренинговое занятие «Когда потеряна любовь» ;

  • урок-диспут «Без любви, как без солнышка» (осмысление опыта благочестия);

  • практическое занятие по сказке «Аленький цветочек» (преображающая любовь);

  • сочинение по теме «Любовь к Богу - высшая форма любви»

литературное чтение;

история;

русский язык

V.

Любовь в сказках, притчах, литературных произведениях

(4ч.)

1.Подвиг -самопожертвование в любви

(1ч.)

тренинг-осмысление по сказке «Русалочка»

литературное чтение;

ИЗО

2.Сила бескорыстной любви

(1ч.)

тренинг -осмысление по сказке «Сказка о силе любви»

литературное чтение

3.Любовь - это свет

(1ч.)


  • практическое занятие: «Рисуем любовь бескорыстную, добрую, творящую, прекрасную». Оформление выставки детских работ;

  • релаксация - тренинг (слушаем музыку о любви)


литературное чтение;

ИЗО;

музыка

4.Проявление любви в семье

(1ч.)

  • сочинение «Моя семья»




литературное чтение;

русский язык

VI.

Сила мысли: «Как мыслишь, так и живешь»

(4ч.)

1.Влияние мысли на окружающих нас людей и жизнь человека

(1ч.)

  • релаксация: мысли в музыке (фрагмент концерта №1П.И.Чайковского);

  • беседа о сказке «Как Иванушка - дурачок ума набирался»;

  • аналитико-творческая работа «Как мысль повлияла на мой поступок»

музыка; литература; русский язык

2. Жизнь мыслей, свойства мыслей.

(2ч.)

  • беседа на тему: «Мысли живые и цветные». Просмотр фотографий мыслей, сделанных учеными - физиками;

  • осмысление «Сказки о серой мысли»;

  • практическая работа: «Как сделать мысль яркой и благочестивой»;

  • презентация картины «Христос и Армагеддон» (битва мыслей и порожденных ими чувств)

окружающий мир;

психология;

ИЗО

3.Мысль семейная

(1ч.)

  • релаксация - тренинг: «Представь свою будущую прекрасную семью» (музыка Поля Мориа);

  • свойства любви, проявляемые в семье (осмысление первого послания к Коринфянам апостола Павла,гл.13, ст. 4-8)

музыка;

литературное чтение

VII.

Семья-прибежище души

(4ч.)

1.«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно»

Апостол Павел

(2ч.)

  • релаксация-воображение «Притча о половинчатых душах» (музыка А. Вивальди);

  • презентация видеофильма «Венчание»;

  • «Семья - дом Божий». Практическая работа: осмысление молитвы о семье ко святому Духу и молитвы ко Пресвятой Богородице

музыка; литература; основы православной культуры

2.Христианский брак-это душевный подвиг

(2ч.)

  • релаксация: духовное песнопение «Любовьстараясь удержать» (Ж.Бичевская);

  • презентация фильмов о семье:

«Красота супружества»;

«Семья слепых»;

«Наследие Господне»;

«Семья-моя крепость»

Практическая работа: устное высказывание на тему: «Что мне понравилось в просмотренных фильмах»

музыка; литература; история

VIII.

«Родительский дом-начало начал»

(4ч.)

1.Труд духовный и физический для блага семьи

(2ч.)

  • релаксация: Акафист чудотворной иконе Божией Матери Жировицкой;

  • дискуссия по содержанию притчи «Папа, научи меня молиться»;

  • презентация видеофильма «Вместе»;

  • высказывание на тему: «Совместные дела в моей семье»

музыка; литература; история

2. Роль родителя-это роль человека на всю жизнь

(2ч.)

  • релаксация: песня «Родительский дом»;

  • презентация карт умений родителей;

  • психологическая игра на нахождение выхода из сложившейся ситуации «Я - родитель»;

  • творческое задание на тему « В моей семье был такой случай»

литература; психология

IX.

Счастье от отцовства и материнства

1.Дети-венец супружества и дар Господень

(1ч.)

  • духовное песнопение «Господи, помилуй»;

  • презентация видеофильма в номинации «Радость материнства» («Елена»);

  • «Я помню руки твои, мама» (рассказ о маме, ее заботе)

история;

музыка; литература;
психология

2. «Рождай души и воспитай детей духовно»

(1ч.)

  • «Радость отцовства»: просмотр видеофильма«Дом жизни»;

  • «Поучение Владимира Мономаха»;

  • молитва«Оближних»

литература; музыка;

история

3. Крещение, Миропомазание, Причащение - лучшие средства сохранения духовного телесного здоровья ребенка

(1ч.)

  • молитва «О семье»;

  • встреча и беседа с настоятелем Свято - Покровского храма

основы православной культуры

4. Я горжусь своей семьей

(1ч.)

  • беседа «Пример родителей - лучшая школа воспитания»;

  • презентация фильма «Семья с приемными детьми»;

  • Творческое задание: сочинение на тему«Я горжусь своей семьей»

история; литература;

русский язык

Аннотация

Среди образовательных (просветительских) программ, направленных на формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности, программа «Семья- основа жизни» ориентирована на формирование у подростков, юношей и девушек осознанного отношения к созданию семьи, рождению и воспитанию детей.

Реализации этой цели способствуют мероприятия, проводимые как в урочное, так и внеурочное время, родительские собрания, предметные недели, конкурсы, фестиваль «Семья за нравственность своих детей», конференция «В семье - Отечества Судьба», создание центра психолого-педагогической поддержки семьи, проведение 1 раз в четверть (суббота) Дня семьи.

Программу подготовили: педагог-психолог Кулык Лидия Ильинична (учительский стаж 40 лет, стаж психолога - 10 лет), социальный педагог Тетерюк Елена Анатольевна ( учительский стаж 14 лет, стаж работы социальным педагогом - 5 лет).

Цель программы: совершить кардинальный поворот к формированию у учащихся осознанного отношения к созданию семьи, к будущему родительству как исключительно важному средству повышения нравственной ответственности, духовного и гармонического развития и предупреждения асоциального поведения подростков.

Задачей же является укрепление семьи, пропаганда здоровых семейных отношений, ответственности за воспитание детей, понимания, что основы здоровья человека закладываются задолго до его биологического рождения, информирование юношей и девушек о причинах возможных аномалий развития своего ребенка, будущего семьянина, будущего гражданина страны.

Необходимость реализации этой программы заключается в том, что на занятиях и тренингах, деловых играх и практической деятельности учащиеся получают уроки социального взросления, на которых получают ответы на многие интересующие их вопросы: о любви и влюбленности, об отношениях юношей и девушек, об основах строительства семьи, интимных отношениях, о ролевых функциях мужа и жены, об ответственности, о готовности и счастье быть родителями…

Структура и содержание программы. Программа состоит из 9 блоков (36 часов):

  1. И создал Бог человека (4ч.)

  2. Голос Бога в душе человека (4 ч)

  3. Сердце- высшая часть души человека (4ч)

  4. Любовь Божественная и Любовь человеческая (4ч)

  5. Любовь в сказках, притчах, литературных произведениях (4ч)

  6. Сила мысли: «Как мыслишь, так и живешь» (4ч.)

  7. Семья - прибежище души (4ч.)

  8. « Родительский дом-начало начал» (4ч.)

  9. Счастье от отцовства и материнства (4ч.)

Программа разделена на теоретическую и практическую части, которые обеспечены учебной литературой, а также учебно-наглядными материалами (см.список литературы). В психологическом кабинете имеется тематическая библиотека, наглядно-методическое оснащение: иллюстрации, таблицы, видеофильмы, документальные фильмы. Просветительско-культурологическая направленность программы имеет в наличии фонотеку, репродукции картин, образцы декоративно-прикладного искусства, произведений художественно-литературного слова, медиатеку.

Ресурсы, необходимые для успешной реализации программы, следующие:

  • специалисты: психолог, социальный педагог, классные руководители, библиотекарь , заведующая поликлиникой, медсестры имеют специальное образование и богатый профессиональный и жизненный опыт

  • нижеперечисленные учебные и методологические материалы, способствующие реализации программы:

  1. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. М., 2005.

  2. Дружинин В.Н. Психология семьи. «Питер», 2005.

  3. Методпособие. «Беседы со старшеклассниками». М., 2006

  4. Учебное пособие. «Культура семьи». К., 2005.

  5. Устраивай свою семейную жизнь счастливой. Сборник. М., 1989.

  6. Шестун Г. «Православная семья». Самара, 2007

  7. Библиотека практического психолога. Тренинги формирования осознанного родительства. Методпособие. М., 2008.

  8. Методпособие. Нетрадиционные формы работы с родителями.

Материально-техническая оснащенность школы соответствует требованиям программы: помещение (психологический кабинет), оборудование (телевизор, компьютер, DVD, магнитофон, музыкальный центр, экран, школьная библиотека, интернет)

Программа реализуется за 1 год и предназначена для учащихся 8-11 классов.

Контроль за реализацией программы ведется зам. директора по УВР Пивень С.А.

Критерием оценки достижения планируемых результатов является то, что занятия не только информируют подростков, но прежде всего, помогают расставить жизненные приоритеты. Осознание своей женской и мужской сущности и их жизненной миссии становятся для большинства основой мировоззрения.

Психологические практикумы с элементами тренинга позволяют девушкам и юношам заглянуть в свой внутренний мир, глубже осознать себя. Многие учащиеся начинают понимать, что строительство своей судьбы, своей семьи начинается, прежде всего, со строительства самого себя.

Любимыми формами работы являются диспуты, дискуссии, деловые игры, сочинения - размышления, беседы по «душам».

Предполагаемые результаты:

  • создание системы работы, формирующей более высокий статус семьи и родительства в сознании подростков;

  • организация постоянного сотрудничества с медицинскими и социальными службами Матвеево - Курганского района;

  • усиление работы по формированию культуры настоящих и будущих родителей через создание системы мероприятий, встреч, тренингов;

  • создание новых форм общения и тренингов для родителей и учителей, родителей и учащихся;

  • повышение уровня воспитательной роли отцов;

  • расширение понятия о значении родительской роли в жизни детей;

  • обучение правильному воздействию на внутренний мир ребенка, способствующему искоренению из его сознания псевдоценностей;

  • создание копилки опыта семейного воспитания под девизом: «Помогите нам расти»

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991.

  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". - Ростов н/Д: "Феникс", 2004.

  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

  4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.

  5. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  6. Особенности обучения и психического развития школьников 13 - 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988.

  7. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

  8. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? - М.: Педагогика, 1988.

  9. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

  10. Семейный Кодекс Российской Федерации. - М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.

  11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

  12. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. - М.: Просвещение, 1985.

  13. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

  14. Игошев К.Е. Семья, дети, школа. Библиотека для родителей.- М.: Юридическая литература, 1989.

  15. Игумен Георгий (Шестун). Православная семья. - Самара: Самарский дом печати, 2007.

  16. Казакова Н. Педагогические записки. - Томск: Знамя мира, 1996.

  17. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1983.

  18. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - М.: Просвещение, 1987.

  19. Архимандрит Амвросий (Юрасов). Господи, благослови: методическое пособие. - Краснодар: Троицкое слово, 2008.

  20. Стельникова О.М. На пороге семьи. - Нижний Новгород. НМА, 2008.

  21. Святитель Феофан Затворник. О воспитании детей. - М.: Даниловский благовестник, 2008.

  22. Добросоцких А. «Неизвестный». Патриарх Кирилл. - М.: Даниловский благовестник, 2008.


© 2010-2022