Правовая викторина Юные знатоки права

Раздел Социальному педагогу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час в игровой форме

«Юные знатоки права»

(8-9 классы)

Цели: способствовать формированию правовой культуры; развивать активную гражданскую позицию; воспитывать чувство ответственности.

Форма проведения: командная игра.

Оборудование: бумага, фломастеры, раздаточный материал, тексты Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, мультимедийная презентация с заданиями конкурса.

Ход мероприятия

Во вступительном слове учитель акцентирует внимание учащихся на актуальности правовых знаний в современной жизни. Затем представляются жюри, команды и начинается игра.

Конкурс «Разминка»

Команды по очереди вытягивают карточки и объясняют понятия:

1) право; 2) правовая норма;3) демократия; 4) гражданин; 5) правовой статус; 6) Конституция;

7) декларация;8) конвенция; 9) ценз.

Конкурс «Ценности демократии»

Необходимо построить пирамиду. Она состоит из ценностей демократии. Из предложенного набора понятий нужно выбрать те, которые относятся к ценностям демократии, и вписать их на плакат в виде пирамиды.

Предлагаемые понятия:

толерантность, консенсус, анархия, компромисс, свобода, политика, личностная ориентация, индивидуальность, ясность правил, монархия, условия для реализации.

Конкурс «Права человека»

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев.

Необходимо определить, какое право сказочного героя наруше­но, и закончить фразу.

  1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка - путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на ...

  2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на...

  3. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на ...

  4. Балда из сказки А. Пушкина «Сказание о попе и его работни­ке Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ...

  1. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на ...

  2. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на ...

Приведите примеры из тех сказок, где речь идет о правах героев или их нарушениях («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три медве­дя» и т.д.).

Конкурс «Правовые заморочки»

Ответьте на вопросы.

  1. Нецензурная брань учащегося в школе - это издержки воспи­тания или противоправное деяние?

  2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников?

  3. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообще­ние о готовившемся взрыве в школе?

  4. До какого возраста человек является ребенком?

  5. С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судеб­ного или административного разбирательства?

  6. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей - мать или отец?

  7. Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям по­играть на компьютере, подаренном ему на день рождения?

  8. Какие обязанности государства по отношению к детям сфор­мулированы в Конвенции о правах ребенка?

Конкурс «Преступление и наказание»

  1. Командам предлагаются карточки, в которых перечислены раз­ные формы наказаний. Необходимо выбрать наказания, которые преду­смотрены Уголовным Кодексом: лишение свободы, ссылка, высылка, предание публичному позору, штраф, четвертование, избиение плеть­ми, смертная казнь, бессрочная каторга, конфискация имущества.

  2. Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные возрастные категории (12 лет, 14 лет, 16 лет, 18 лет), и кар­точки с перечислением преступлений. Задание: установить соотноше­ние между возрастом и преступлением, за совершение которого на­ступает уголовная ответственность.

Преступления: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, вымогательство, заведомо ложное сообщение о террористиче­ском акте, бандитизм, кража, мелкое хулиганство, оскорбление личности.

Конкурс «Ответственность»

Команды получают карточки с описанием различных правовых ситуаций:

1) работник опоздал на работу;

2) пассажир автобуса не оплатил проезд;

3) ученик разбил стекло в школе;

  1. гражданин купил вещь, заведомо зная, что она ворованная;

  2. школьник случайно попал из рогатки в глаз однокласснику. Задание: определить, какой вид юридической ответственности

наступает в каждом из этих случаев. Задание выполняется на скорость.

Конкурс «Всякая всячина»

Команды должны ответить на вопросы в отведенные на конкурс 5 минут.

Вопросы первой команде

1. Правовой институт, не входящий в систему гражданского
права: наследственное право, интеллектуальная собственность, граж­данство, право собственности.

  1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, Предусмотренная Конституцией России.

  2. Кто является главой Российской Федерации?

4. Что такое презумпция невиновности?

5. Какие органы из перечня не входят в систему органов госу­дарственной власти: Совет Федерации, Правительство РФ, органы ме­стного самоуправления, судебные органы?

Вопросы второй команде

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической си­лой на территории РФ?

2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка считается
ребёнком?

3. Кто является гарантом конституции РФ?

4. Из перечисленных ниже субъектов РФ свои Конституции мо­гут принимать: а) области, б) края, в) республики, г) автономные ок­руга.

5. Носитель суверенитета и единственный источник власти в
России.

Конкурс «Документ»

Задание. Команды должны назвать правовые акты, в которых находятся данные статьи.

  1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем досто­инстве и правах. Они поделены разумом и совестью и должны посту­пать в отношении друг друга в духе братства».

  2. «Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию».

  3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

  4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского со­стояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государст­венной регистрации заключения брака в органах записи актов граж­данского состояния».

Ответы:

1. Всеобщая декларация прав, человека. 2. Конвенция о правах ребёнка. 3. Конституция РФ. 4. Семейный кодекс РФ.

Подведение итогов

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, за неполный ответ - 0,5 балла, за неправильный ответ - 0 баллов. Побе­ждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.


© 2010-2022