Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: На пути к успеху»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: На пути к успеху»








муниципального общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №52
Октябрьского района

города Новосибирска, ул.Воинская, 3.т.2-600-222

Составитель программы

Заместитель директора по воспитательной работы

Шумская Вероника Александровна





Паспорт программы

Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : На пути к успеху.

Разработчики программы

Социально-педагогическая служба

МОБУ СОШ №52

Цели программы

обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Сроки реализации программы

2015-2020 годы

Исполнители программы

Социально-педагогическая служба МБОУ СОШ №52

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

  • стабилизация числа беспризорных детей подростков;

  • преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.

Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России , которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

массовые нарушения прав детей;

рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

омоложение преступности;

увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ СОШ №52. Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков. По данным социального паспорта ОУ уровень правонарушений в нашей школе не снижается, наблюдается, то подъем, то небольшой спад. Данные представлены в таблице:

Графа паспорта

2012-2013 г.г.

2013-2014г.г.

2014-2015 г.г.

Всего учащихся

567

588

546

Семьи с одним отцом

7

10

10

Опекаемые дети

9

8

6

В социально-опасном положении

10 семей

7 семей

4 семьи

Дети, состоящие на учете в ПДН

6

4

4

Многодетные семьи

26 семей

20 семей

23 семьи

В трудной жизненной ситуации

5 семей

16 семей

18 семей

Дети-инвалиды

9

4

4

Учёт соц. защиты

27 семей

33 семьи

15 семей

Учащиеся, уклоняющиеся от учёбы

1

1

1

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование, показывают, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. За годы работы в школе накоплен положительный опыт в создании системы профилактики правонарушений учащихся в различных формах деятельности: КТД, работа трудовых отрядов с привлечением детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организация летнего отдыха учащихся. В школе создан «Совет профилактики», на заседаниях которого рассматриваются вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности, работающий по плану. На Совет профилактики приглашаются учащиеся и их родители, нуждающиеся в педагогической помощи.

Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Указы Президента РФ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

Цели программы:

- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

- создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Задачи программы:

- повышение уровня воспитательной - профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.

- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»

Содержание программы.

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками включает

предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков

Самовоспитание

Интерес к самовоспитанию

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор, преподаватель ОБЖ.

В целях профилактики безнадзорности правонарушений в школе работают разнообразные кружки и секции.

Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с инспектором по делам несовершеннолетних .

Организация работы школьного Совета профилактики.

Проведение тематических педагогических советов.

Педагогический всеобуч для родителей

Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»

Составление социального паспорта классов, школы.

Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.

Проведение операций « Подросток» и « Контакт» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).

Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  • Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.

  • Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).

  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.

  • Заполнение карты здоровья учащихся.

Профилактическая работа со школьниками:

1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация системы воспитательной работы школы;

  • проведение мероприятий совместно с инспектором по делам несовершеннолетних ;

  • классные часы по пожарной безопасности;

  • организация правового всеобуча;

  • профориентационная работа;

  • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

  • Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;

  • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

  • Оказание помощи в трудоустройстве в летний период ;

  • Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

  • выявление причин отклонений в поведении;

  • беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;

  • приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;

  • Беседы инспектора ;

  • Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

  • Направление ходатайств в КДН;

  • Проведение тренингов с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

  • Выбор родительского комитета в классах.

  • Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.

  • «День открытых дверей» для родителей.

  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.

  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.

  • Проведение родительского всеобуча:

Тема

Содержание

Профориентация школьников

1) Профориентация, её цели и задачи

2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда

3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

По профилактике употребления ПАВ

1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Устойчивость подростка в обществе.

4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ

5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,

6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.

По профилактике правонарушений и преступлений

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения учащихся.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Планируемые результаты:

1 блок

-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

правонарушений,

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок

-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,

- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,

- получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

- сформировать у учащихся образ жизни,

-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека,

-сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок

-создание приоритетного родительского воспитания,

-организация педагогического просвещения родителей,

-построение демократической системы отношений детей и взрослых





План мероприятий направленных на реализацию направлений программы

№ п\п

Содержание работы

классы

Сроки

Ответственные

1. Организационные мероприятия

1

Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы.

1-11

сент.

Кл. рук. 1-11 кл. Соц. педагог

2

Выявление детей, нуждающихся в помощи

1-11

сент.

Кл. рук.1-11 кл

Соц. педагог

3

Организация заполнения в классах социальных паспортов

1-11

сент

Кл. рук.1-11 кл.

Соц. педагог

4

Составление банка данных и социального паспорта школы

1-11

До 01.10

Соц. педагог школы

5

Анализ состояния преступности и безнадзорности уч-ся школы за 9 мес. 2012 г.

( по информации ПДН ГОВД)

1-11

окт.

Соц. педагог школы

6

Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений уч-ся школы.

1-11

сент.-окт.

Соц. педагог

7

Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану)

1-11

1-2 р. в мес-ц

Зам.дир.школы по ВР

8

Участие в районных, областных акциях, профилактических мероприятиях по линии Министерства образования, Управления образования при администрации района, КДН района ..

1-11

В теч. года

Администрация школы

9

Анкетирование уч-ся с целью выявления склонности к правонарушениям

5-11

сент.

Кл. рук.

10

Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций.

2-11

сент. -окт

Кл. рук.

11

Принятие мер по сигналу.

1-11

По мере

Соц. педагог

школы

12

Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся "группы риска", в неблагополучные семьи.

1-11

1 раз в четверть

Администрация школы

13

Участие в районных рейдах на квартиры учащихся, стоящих на учете.

5-11

По плану КДН р-на

Администрация школы

14

Сверка документации совместно с инспектором

9кл.

сент.

Соц. Педагог

2. Работа с учащимися.

1

Оказание помощи учащимся

8-9 кл. 1-11

Пост.

Соц. педагог

Зам.. дир-ра по ВР

2

Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

1-11

По мере необходимости.

Соц. педагог школы

3

Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода

5,10 кл.1 кл

сент.

окт.

Кл. рук. Соц. педагог

4

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование, в, том числе, через психологический центр "Алису".

1-11

Пост.

Кл. рук. Администрация Школы, Соц. педагог

5

Организация досуга учащихся

(по плану воспитат. работы школы)

1-11

Пост.

Зам. дир. шк. поВР, кл. рук.

6

Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних.

8-9

Вт еч. уч. года

Зам. Дир-ра по ВР

Соц. Пед.I

7

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов.

7-11

В теч.

года

Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.

8

Охват организованным отдыхом и трудом учащихся " группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.

1-11

В теч. года

Педколлектив школы

9

Контроль за посещаемость уроков

поведением детей "группы риска". -

1-11

Ежедн.

Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.

10

Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению

занятости в свободное время.

2-11

|

По мере необходимости

Кл. рук,

Совет проф-ки

3. Работа с семьей

1

Изучение социальной структуры семей учащихся школы

1-11

сент.

кл. рук. соц. педагог школы

2

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей

1-11

сент.

кл. рук., соц. педагог

1

Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану )

1-11

1 раз в четв.

Администрация

кл. рук.

4

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

1-11

пост.

кл. рук.

5

Консультирование родителей : а) педагогами школы; б)соц. педагогом; в) медработником.

род. 1-11

кл.

по мере необходимости

коллектив работников школы

6

Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

род. 7-11

кл.

дек.,

февр.

Администрация школы

7

Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска".

1-11

1 раз в четв.

кл. рук., Администрация школы

4. Правовой всеобуч учащихся.

1

Проведение бесед, кл. часов

1-11

по планам кл. рук.

Кл. рук.

2

Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву

8-9 кл.

1 раз в мес-ц

Соц. педагог школы

3

Изучение государственных и международных документов по правам человека

5-11

По плану

Кл. рук.

4

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение и т.п.)

1-11

Декада « Здоровый образ жизни»

Администрация школы, соц. педагог

5.Профилактика алкоголизма и наркомании.

1

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.

5-11

сент.

Зам. дир. шк. по ВР, соц. педагог

2

Привлечение узких специалистов для профилактики вредных привычек.

7-11

1 раз в четв.

Зам. дир.шк. поВР,

соц. педагог

3

Проведение акции "За здоровый образ жизни"

( по отдельному плану)

1-11

Январь, апрель

Зам. дир. шк. поВР, соц. педагог

4

Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на лекториях

8-9 кл.

По плану лектория

соц. педагог школы





Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание эффективности всей программы

- появление у подростков устойчивых интересов;

- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ;

-уменьшение количества детей «группы риска»

- уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.

Конечный результат реализации программы

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.















Используемая литература:

1.Колесникова Г.И., Стародубцев С.В. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006.

2.Степаненко А.П. Психологическая помощь подросткам «группы риска»: Практическое пособие./ По материалам Степаненко А.П., Тайгильдиной Т.А., Коваленко Г.Н., Кириенко Е.В., Степаненко С.Ю. - Омск, 2007

3.Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.



























© 2010-2022