Программа по профилактике безнадзорности

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

директор школы

____________ Н.В.Ахремцева

Пр.№101от «02» 09. 2012 года.

Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

МБОУ - Киваёвская СОШ

Клинцовского района Брянской области
на 2012-2017 г.г

Паспорт программы

Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Разработчики программы

Социально-педагогическая служба

МБОУ-Киваёвская СОШ

Цели программы

 обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

 создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Сроки реализации программы

2012-2017 годы

Исполнители программы

Социально-педагогическая служба МБОУ-Киваёвская СОШ

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

  • стабилизация числа беспризорных детей подростков;

  • преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.

Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

 рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

 массовые нарушение прав детей;

 рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

 омоложение преступности;

 увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ-Киваёвская СОШ.

Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

 Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;

 Конституция Российской Федерации;

 Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 Указы Президента РФ;

 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

 Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

Цели программы:

- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

- создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Задачи программы:

- повышение уровня воспитательной - профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.

- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».

Содержание программы.

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды.

Диагностика подростка.

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению.

Беседы с подростком, вхождение к нему в доверие, пробуждение его интереса к той или иной деятельности.

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков.

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентированная работа.

Самовоспитание.

Поддержка подростка в процессе самовоспитания.

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог ОБЖ.

В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.

Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

 Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ПДН ОВД.

 Организация работы школьного Совета профилактики.

 Проведение тематических педагогических советов.

 Педагогический всеобуч для родителей.

 Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».

 Составление социального паспорта классов, школы.

 Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.

 Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей обучающихся в школе; выявление обучающихся, не посещающих школу).

 Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  • Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.

  • Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).

  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.

  • Заполнение карты здоровья учащихся.

Профилактическая работа со школьниками:

1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация системы воспитательной работы школы;

  • проведение мероприятий совместно с ПДН ОВД;

  • классные часы по пожарной безопасности;

  • организация правового всеобуча;

  • профориентационная работа;

  • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

  • Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;

  • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

  • Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города и села;

  • Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

  • выявление причин отклонений в поведении;

  • беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;

  • приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;

  • Беседы инспектора ПДН;

  • Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

  • Направление ходатайств в ПДН;

  • Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

  • Выбор родительского комитета в классах.

  • Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.

  • «День открытых дверей» для родителей.

  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.

  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.

  • Проведение родительского всеобуча:

Тема

Содержание

Профориентация школьников

1) Профориентация, её цели и задачи

2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда.

3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

По профилактике употребления ПАВ

1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Устойчивость подростка в обществе.

4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ.

5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.

6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.

По профилактике правонарушений и преступлений

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения учащихся.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Планируемые результаты:

1 блок

-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

правонарушений;





-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок

-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;

- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;

- получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

- сформировать у учащихся образ жизни;

-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека;

-сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок

-создание приоритетного родительского воспитания;

-организация педагогического просвещения родителей.

-построение демократической системы отношений детей и взрослых

План мероприятий направленных на реализацию направлений программы

№ п\п

Содержание работы

классы

Сроки

Ответственные

1. Организационные мероприятия

1

Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы.

1-11


сентябрь

Кл. рук. 1-11 кл. Соц. педагог

2

Выявление детей "группы риска" девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

1-11


сентябрь

Кл. рук.1-11 кл.

Соц. педагог

3

Организация заполнения в классах социальных паспортов

1-11


сентябрь

Кл. рук.1-11 кл.

Соц. педагог

4

Составление банка данных и социального паспорта школы

1-11


До 01.10

Соц. педагог школы

5

Анализ состояния преступности и безнадзор­ности уч-ся школы за 9 месяцев предшествующего учебного года.

( по информации ПДН ГОВД)

1-11


октябрь

Соц. педагог школы

6

Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с КДН и ПДН ГОВД, администрацией Медвёдовского с/п.

поселения.

1-11


сентябрь-октябрь

Соц. педагог

7

Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану)

1-11


1-2 раза в месяц

Зам.директора по ВР

8

Участие в поселковых., районных, областных акциях, профилактических мероприятиях по линии Министерства образования, Управления образования при администрации района, ПДН РОВД.

1-11


В течение года

Администрация школы

9

Анкетирование уч-ся с целью выявления склонности к правонарушениям

5-11


сентябрь

Кл. рук.

10

Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций.

1-11


сентябрь- октябрь

Кл. рук.

11

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:

а) индивидуальные беседы;

б) посещение семьи;

в) приглашение на Совет профилактики школы.

1-11

По мере необхо­димости

Соц. педагог школы

12

Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся "группы риска", в не­благополучные семьи.

1-11


1 раз в четверть

Администрация школы

13

Участие в районных рейдах на квартиры учащихся, стоящих на учете в ПДН РОВД и на педагогическом учете в школе.

5-11


По плану

Администрация школы

14

Сверка документации школы и ПДН РОВД по уч-ся, стоящим на учете в ПДН.

9 кл.


сентябрь

Соц. педагог

2. Работа с учащимися.

1

Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов:

а) работа лектория правовых знаний ( по отдельному плану);

б) работа "Службы доверия";

1-11


раз в месяц еженедельно (четверг, пятница) с 13-15 час.

Соц. педагог

Зам. директора по ВР

2

Оказание помощи вновь прибышим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

1-11


По мере необхо­димос­ти.

Соц. педагог школы

3

Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода

1, 5,10 кл.


сентябрь

окт.

Кл. рук. Соц. педагог

4

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование, в том числе, через "Службу доверия".

1-11


Постоянно

Кл. рук. Администрация школы, соц. педагог

5

Организация досуга учащихся

(по плану воспитат. работы школы)

1-11


Постоянно

Зам. директора по ВР, кл. рук.

6

Изучение федеральных, региональных и ло­кальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонару­шений несовершеннолетних.

8-9


В течение учебного года

Соц. педагог, учитель обще-ствознания

I

7

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:

а) через "Службу доверия";

б) тренинговые занятия;

в) педконсилиумы;

г) "круглые столы"

7-11


В течение

года

Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.

8

Охват организованным отдыхом и трудом учащихся " группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.

1-11


В течение года

Педколлектив школы

9

Контроль за посещаемостью уроков.

поведением детей "группы риска". -

1-11


Ежедневно

Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.

10

Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посе­щаемости, поведению, занятости в свободное время.

2-11




По мере необхо­димости

Кл. рук,

Совет профилактики

3. Работа с семьей

1

Изучение социальной структуры семей уча­щихся школы, определение их социальных категорий.

1-11


сентябрь


Кл. рук.,соц. педагог школы

2

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

1-11


сентябрь


Кл. рук., соц. педагог

1

Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану )

1-11


1 раз в четверть.


Администрация, кл. рук.

4

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

1-11


постоянно


Кл. рук.

5

Консультирование родителей :

а) педагогами школы;

б) соц. педагогом;

в) медработником.

родители 1-11 класса


по мере необхо­димости


Коллектив работников школы

6

Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

родители 7-11 класса


декабрь,

февраль.


Администрация школы

1

7

Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска»:

а) на "круглых столах";

б) на малых педсоветах.

1-11


1 раз в четверть


Кл. рук., администрация школы

4. Правовой всеобуч учащихся.

1

Проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.

1-11


по планам классных руковод-й


Кл. рук.

2

Лекторий по правовым вопросам с привлече­нием специалистов по праву ( по отдельному плану).

8-9


1 раз в месяц


Соц. педагог школы

3

Изучение государственных и международ­ных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка.

5-11


По общешкольному плану


Кл. рук.

4

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие.

1-11


В месячник "За здоровый, образ жизни"


Администрация школы, соц. педагог

5.Профилактика алкоголизма и наркомании.

1

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.

5-11


сентябрь


Зам. директора по ВР, соц. педагог

2

Привлечение узких специалистов из медицинского учреждения для профилактики вредных привычек.

7-11


1 раз в четверть.


Зам. директора поВР, соц. педагог

3

Проведение акции "За здоровый образ жизни"

( по отдельному плану)

1-11


Январь, апрель


Зам. директора по ВР, соц. педагог

4

Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях лектория правовых знаний для учащихся.

8 - 9 кл.


По плану лекто­рия


Соц. педагог школы







Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание эффективности всей программы

- появление у подростков устойчивых интересов;

- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД;

-уменьшение количества детей «группы риска»;

- уменьшение количества причин по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.

Конечный результат реализации программы

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.


© 2010-2022