- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа по профилактике безнадзорности
Программа по профилактике безнадзорности
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ахремцева Н.В. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждаю
директор школы
____________ Н.В.Ахремцева
Пр.№101от «02» 09. 2012 года.
Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
МБОУ - Киваёвская СОШ
Клинцовского района Брянской области
на 2012-2017 г.г
Паспорт программы
Наименование программы
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Разработчики программы
Социально-педагогическая служба
МБОУ-Киваёвская СОШ
Цели программы
обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Сроки реализации программы
2012-2017 годы
Исполнители программы
Социально-педагогическая служба МБОУ-Киваёвская СОШ
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
-
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
-
стабилизация числа беспризорных детей подростков;
-
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
массовые нарушение прав детей;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ-Киваёвская СОШ.
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Указы Президента РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Цели программы:
- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы:
- повышение уровня воспитательной - профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.
- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».
Содержание программы.
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап
Содержание
Изучение подростка и окружающей его среды.
Диагностика подростка.
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению.
Беседы с подростком, вхождение к нему в доверие, пробуждение его интереса к той или иной деятельности.
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков.
Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентированная работа.
Самовоспитание.
Поддержка подростка в процессе самовоспитания.
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог ОБЖ.
В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ПДН ОВД.
Организация работы школьного Совета профилактики.
Проведение тематических педагогических советов.
Педагогический всеобуч для родителей.
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
Составление социального паспорта классов, школы.
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей обучающихся в школе; выявление обучающихся, не посещающих школу).
Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
-
Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
-
Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
-
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
-
Заполнение карты здоровья учащихся.
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
-
реализация системы воспитательной работы школы;
-
проведение мероприятий совместно с ПДН ОВД;
-
классные часы по пожарной безопасности;
-
организация правового всеобуча;
-
профориентационная работа;
-
проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
-
Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
-
Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
-
Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
-
Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города и села;
-
Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
-
выявление причин отклонений в поведении;
-
беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
-
приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
-
Беседы инспектора ПДН;
-
Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
-
Направление ходатайств в ПДН;
-
Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
-
Выбор родительского комитета в классах.
-
Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.
-
«День открытых дверей» для родителей.
-
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
-
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
-
Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
-
Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
-
Проведение родительского всеобуча:
Тема
Содержание
Профориентация школьников
1) Профориентация, её цели и задачи
2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда.
3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.
По профилактике употребления ПАВ
1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.
2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
3) Устойчивость подростка в обществе.
4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ.
5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.
6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.
По профилактике правонарушений и преступлений
1) Права и обязанности семьи.
2) Права, обязанности и ответственность родителей.
3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.
5) Причина детских суицидов.
6) Свободное время и развлечения учащихся.
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Планируемые результаты:
1 блок
-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
правонарушений;
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
2 блок
-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;
- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;
- получение информации о состоянии здоровья учащихся
3 блок
- сформировать у учащихся образ жизни;
-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека;
-сформировать жизненную позицию ребёнка
4 блок
-создание приоритетного родительского воспитания;
-организация педагогического просвещения родителей.
-построение демократической системы отношений детей и взрослых
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
№ п\п
Содержание работы
классы
Сроки
Ответственные
1. Организационные мероприятия
1
Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы.
1-11
сентябрь
Кл. рук. 1-11 кл. Соц. педагог
2
Выявление детей "группы риска" девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей
1-11
сентябрь
Кл. рук.1-11 кл.
Соц. педагог
3
Организация заполнения в классах социальных паспортов
1-11
сентябрь
Кл. рук.1-11 кл.
Соц. педагог
4
Составление банка данных и социального паспорта школы
1-11
До 01.10
Соц. педагог школы
5
Анализ состояния преступности и безнадзорности уч-ся школы за 9 месяцев предшествующего учебного года.
( по информации ПДН ГОВД)
1-11
октябрь
Соц. педагог школы
6
Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с КДН и ПДН ГОВД, администрацией Медвёдовского с/п.
поселения.
1-11
сентябрь-октябрь
Соц. педагог
7
Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану)
1-11
1-2 раза в месяц
Зам.директора по ВР
8
Участие в поселковых., районных, областных акциях, профилактических мероприятиях по линии Министерства образования, Управления образования при администрации района, ПДН РОВД.
1-11
В течение года
Администрация школы
9
Анкетирование уч-ся с целью выявления склонности к правонарушениям
5-11
сентябрь
Кл. рук.
10
Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций.
1-11
сентябрь- октябрь
Кл. рук.
11
Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:
а) индивидуальные беседы;
б) посещение семьи;
в) приглашение на Совет профилактики школы.
1-11
По мере необходимости
Соц. педагог школы
12
Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся "группы риска", в неблагополучные семьи.
1-11
1 раз в четверть
Администрация школы
13
Участие в районных рейдах на квартиры учащихся, стоящих на учете в ПДН РОВД и на педагогическом учете в школе.
5-11
По плану
Администрация школы
14
Сверка документации школы и ПДН РОВД по уч-ся, стоящим на учете в ПДН.
9 кл.
сентябрь
Соц. педагог
2. Работа с учащимися.
1
Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов:
а) работа лектория правовых знаний ( по отдельному плану);
б) работа "Службы доверия";
1-11
раз в месяц еженедельно (четверг, пятница) с 13-15 час.
Соц. педагог
Зам. директора по ВР
2
Оказание помощи вновь прибышим учащимся в адаптации в новом классном коллективе
1-11
По мере необходимости.
Соц. педагог школы
3
Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода
1, 5,10 кл.
сентябрь
окт.
Кл. рук. Соц. педагог
4
Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование, в том числе, через "Службу доверия".
1-11
Постоянно
Кл. рук. Администрация школы, соц. педагог
5
Организация досуга учащихся
(по плану воспитат. работы школы)
1-11
Постоянно
Зам. директора по ВР, кл. рук.
6
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних.
8-9
В течение учебного года
Соц. педагог, учитель обще-ствознания
I
7
Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:
а) через "Службу доверия";
б) тренинговые занятия;
в) педконсилиумы;
г) "круглые столы"
7-11
В течение
года
Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.
8
Охват организованным отдыхом и трудом учащихся " группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.
1-11
В течение года
Педколлектив школы
9
Контроль за посещаемостью уроков.
поведением детей "группы риска". -
1-11
Ежедневно
Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.
10
Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время.
2-11
По мере необходимости
Кл. рук,
Совет профилактики
3. Работа с семьей
1
Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий.
1-11
сентябрь
Кл. рук.,соц. педагог школы
2
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.
1-11
сентябрь
Кл. рук., соц. педагог
1
Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану )
1-11
1 раз в четверть.
Администрация, кл. рук.
4
Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
1-11
постоянно
Кл. рук.
5
Консультирование родителей :
а) педагогами школы;
б) соц. педагогом;
в) медработником.
родители 1-11 класса
по мере необходимости
Коллектив работников школы
6
Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.
родители 7-11 класса
декабрь,
февраль.
Администрация школы
1
7
Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска»:
а) на "круглых столах";
б) на малых педсоветах.
1-11
1 раз в четверть
Кл. рук., администрация школы
4. Правовой всеобуч учащихся.
1
Проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.
1-11
по планам классных руковод-й
Кл. рук.
2
Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву ( по отдельному плану).
8-9
1 раз в месяц
Соц. педагог школы
3
Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка.
5-11
По общешкольному плану
Кл. рук.
4
Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие.
1-11
В месячник "За здоровый, образ жизни"
Администрация школы, соц. педагог
5.Профилактика алкоголизма и наркомании.
1
Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.
5-11
сентябрь
Зам. директора по ВР, соц. педагог
2
Привлечение узких специалистов из медицинского учреждения для профилактики вредных привычек.
7-11
1 раз в четверть.
Зам. директора поВР, соц. педагог
3
Проведение акции "За здоровый образ жизни"
( по отдельному плану)
1-11
Январь, апрель
Зам. директора по ВР, соц. педагог
4
Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях лектория правовых знаний для учащихся.
8 - 9 кл.
По плану лектория
Соц. педагог школы
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы
- появление у подростков устойчивых интересов;
- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД;
-уменьшение количества детей «группы риска»;
- уменьшение количества причин по которым дети попадают в «группу риска».
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.
Конечный результат реализации программы
Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.