- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа кружка Проектирование ЗОЖ 7-9 класс
Программа кружка Проектирование ЗОЖ 7-9 класс
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лекомцева В.Н. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пермский край
Краснокамский муниципальный район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Согласовано:
УТВЕРЖДАЮ:
На Методическом Совете
МАОУ СОШ №5
Директор
_________А.Л. Ракутина
«__18_» сентября 2013 г.
«_18__» сентября 2013 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
на 2013-2014 учебный год
Направление: физкультурно-оздоровительное
Основной возраст детей: 7-9 класс
Срок реализации программы: 1 год
Программу разработала
Лекомцева В.Н.,
социальный педагог
Краснокамск, 2013г.
Программа внеурочного курса для индивидуально-групповой работы «Проектирование здорового образа жизни» разработана на основании авторских программ по социальному проектированию Рубцова В.В. Программа рассчитана на учащихся среднего звена (7-9 класс) общеобразовательной школы. Срок реализации программы: 1 год.
Организация-разработчик: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Краснокамска Пермского края
Разработчик: социальный педагог Лекомцева Валентина Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
3
-
Пояснительная записка
5
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание программы
7
-
условия реализации программы
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения программы
11
1. паспорт ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
1.1. Область применения примерной программы: формирование у учащихся и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта.
Программа курса может быть использована классными руководителями как серия тематических классных часов не только в школе, но и в других средних и специальных учебных заведениях.
1.2. Цели и задачи программы - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
ЗАДАЧИ:
- воспитывать у обучающихся сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- формировать у обучающихся основы теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;
- пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей ценности через план реализации программы;
- изменить отношение к вредным привычкам и сформировать личную ответственность за свое поведение;
- повысить уровень правовых знаний, касающихся ответственности несовершеннолетних и их родителей за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ;
- обучить умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
1.3. Предполагаемый результат освоения программы обучающимися:
-
сознательное отношение личности к своему здоровью и здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек, исключение употребления ПАВ;
-
наличие у обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;
-
повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;
-
повышение уровня общей физической активности;
-
умение конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
-
понимание самого себя и отношение к себе с должным уважением;
-
умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы курса «Проектирование ЗОЖ». Общая нагрузка 32 часа.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В теории и практике социально-воспитательной работы в настоящий момент существует многообразие технологических процессов, различающихся областью применения, целями и результатами. Одной из таких направлений, где активно применяют социальные технологии, сегодня можно назвать проектную деятельность в обычных общеобразовательных школах.
Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как социально-адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет внедрять проектные методики социальной направленности в педагогический процесс школы.
В широком смысле социальный проект - это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.
Социальное проектирование - особый вид деятельности подростка. Именно, социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи возраста: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Здоровье - самая большая для человека ценность. Чтобы вырастить жизнелюбивого и здорового человека, необходим особый образ жизни - здоровый.
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам российского ученого И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.
Использование проектирования в формировании ЗОЖ позволяет учащимся на собственном опыте понять значимость своего здоровья, задуматься о пагубности вредных привычек. О необходимости ведения активного образа жизни.
Для эффективной работы создается три группы учащихся (от 5 до 8 чел.) с различными проблемами: замеченных в курении; не посещающие кружки и секции; употребляющие ПАВ.
В течение года по данной программе будут заниматься 20 человек.
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
3.1. Объем и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Общая нагрузка (всего)
32
Аудиторная нагрузка (всего)
30
в том числе:
практические занятия
15
Экскурсия
2
3.2. Тематическое содержание 1 блока (решаемая проблема - курение). «Продажа табачной продукции в магазинах района». 10 часов.
№
этапы программы
содержание
форма работы
количество часов
1.
Подготовительный этап (организационно-рефлексивная часть социальной практики)
* выбор объекта;
* определение цели;
* выбор социального учреждения (института);
*формирование групп.
Беседа, лекция, тестирование
2 часа
2
Собственно практика (практическая часть).
*сбор материала
*анализ материала
Консультирование,
практические занятия,
беседа
5 часов
3
Завершающий этап (организационно-рефлексивная часть)
* оформление результатов практики (дневник);
* внешняя презентация результатов практики;
* групповое обсуждение (рефлексия).
Консультирование,
беседа,
трансляция опыта, тестирование
3 часа
Занятие 1, 2. Подготовительный этап (организационно-рефлексивная часть социальной практики) - 2 часа.
-
Знакомство с работой по созданию проектов.
-
Определение общей проблемы в группе (тестирование «Вредные привычки»).
-
Цель работы: выяснить, какое количество табачных изделий продается в магазинах, кто чаще покупает табачные изделия.
-
Выбор путей решения, по которым можно получить данную информацию.
-
Создание микрогрупп, направляемых в разные торговые точки.
Занятие 3, 4, 5, 6, 7. Собственно практика (практическая часть).
-
Организация практики в магазинах.
-
Знакомство с правилами продажи табачных изделий. Запись в дневники наблюдений.
-
Наблюдение за продажей табачных изделий. Составление хронометража продаж: утро, день, вечер.
-
Наблюдение за покупателями: обращение внимания на цвет кожи, состояния зубов, голос и т.п.
-
Консультации по полученным личным наблюдениям с ведущим данного курса.
Занятия 8, 9, 10. Завершающий этап (организационно-рефлексивная часть)
-
Подведение итогов практики.
-
Заполнение дневников практики.
-
Обсуждение, полученных результатов.
-
Создание итогового продукта (презентации о вреде курения).
-
Выступление на классных часах.
-
Итоговое тестирование: «Мое отношение к табаку».
3.3. Тематическое содержание 2 блока (решаемая проблема - большое количество пропусков по состоянию здоровья). «Самый здоровый ученик школы». 10 часов
№
Этапы программы
содержание
Форма работы
Количество часов
1.
Подготовительный этап (организационно-рефлексивная часть социальной практики)
* выбор объекта;
* определение цели;
* выбор социального учреждения (института);
*формирование групп.
Беседа, лекция, тестирование
2 часа
2
Собственно практика (практическая часть).
*сбор материала
*анализ материала
Консультирование,
практические занятия,
беседа
5 часов
3
Завершающий этап (организационно-рефлексивная часть)
* оформление результатов практики (дневник);
* внешняя презентация результатов практики;
* групповое обсуждение (рефлексия)
Консультирование,
беседа,
трансляция опыта, тестирование
3 часа
Занятие 1,2. Подготовительный этап (организационно-рефлексивная часть социальной практики) - 2 часа.
-
Знакомство с работой по созданию проектов.
-
Определение общей проблемы в группе (тестирование «Моё свободное время»).
-
Цель работы: выбрать самого здорового ученика школы.
-
Выбор путей решения, по которым можно получить данную информацию.
-
Создание микрогрупп для работы над проектом.
Занятие 3, 4, 5, 6, 7. Собственно практика (практическая часть).
-
Организация практики в школе.
-
Изучение классных журналов, выбор учеников меньше всех, пропускающих уроки.
-
Сбор информации о данных учениках: составление распорядка дня, данных учеников.
-
Опрос учителей физкультуры, о физических показателях, выбранных учеников.
-
Консультации по полученным личным наблюдениям с ведущим данного курса.
Занятия 8, 9, 10. Завершающий этап (организационно-рефлексивная часть).
-
Подведение итогов практики.
-
Заполнение дневников практики.
-
Обсуждение, полученных результатов.
-
Создание итогового продукта (буклет о ЗОЖ).
-
Итоговое тестирование: «Моё свободное время».
3.4. Тематическое содержание 3 блока (употребление СПАЙСа). «Наркотик XXI века». 10 часов.
№
Этапы проекта
содержание
Форма работы
Количество часов
1.
Подготовительный этап (организационно-рефлексивная часть социальной практики)
* выбор объекта;
* определение цели;
* выбор социального учреждения (института);
*формирование групп.
Беседа, лекция, тестирование
2 часа
2
Собственно практика (практическая часть).
*сбор материала
*анализ материала
Консультирование,
практические занятия,
беседа, тренинговое занятие
5 часов
3
Завершающий этап (организационно-рефлексивная часть)
* оформление результатов практики (дневник);
* внешняя презентация результатов практики;
* групповое обсуждение (рефлексия).
Консультирование,
беседа,
трансляция опыта, тестирование
3 часа
Занятие 1,2. Подготовительный этап (организационно-рефлексивная часть социальной практики).
-
Знакомство с работой по созданию проектов.
-
Определение общей проблемы в группе (тестирование «Моё отношение к наркотикам»).
-
Цель работы: узнать, что такое СПАЙС и как он влияет на организм человека.
-
Выбор путей решения, по которым можно получить данную информацию.
-
Создание микрогрупп для работы над проектом.
Занятие 3, 4, 5, 6, 7. Собственно практика (практическая часть).
-
Организация практики в наркологическом диспансере, сбор информации о том, как влияет СПАЙС на организм человека.
-
Консультации в ОДН и КДН о количестве учащихся, употребляющих СПАЙС и о наказании за употребление наркотического средства.
-
Посещение психологического центра «Компас»: «Как правильно сказать НЕТ» - тренинговое занятие.
-
Консультации по полученным личным наблюдениям с ведущим данного курса.
Занятия 8, 9, 10. Завершающий этап (организационно-рефлексивная часть).
-
Подведение итогов практики.
-
Заполнение дневников практики.
-
Обсуждение полученных результатов.
-
Создание итогового продукта (презентация).
-
Итоговое тестирование: «Моё отношение к наркотикам».
ЭКСКУРСИЯ (2 часа) - музей Медицинской академии г. Пермь
4. условия реализации ПРОГРАММЫ КУРСА
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы внеурочной деятельности требует наличия учебного кабинета, который имеется для проведения занятий.
Технические средства обучения: ПК, мульдимедийный проектор
4.2. Информационное обеспечение
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
-
Основные источники: Закон РФ «Об образовании»
-
Концепция Модернизации Российского образования
-
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
Дополнительные источники:
1. Ивошина Т.Г. Развивающее обучение: практика образования// Известия РАО - 2000. - № 1. - С. 79 - 88.
2. Курышева О.В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях: Автореферат на соиск. уч. ст. канд. психол. н. - М., 2000.
3. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте соотношения социальных воздействий и обучения// Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 49-56.
4. Рубцов В.В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды// Психология проектирования. - М., 1996
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1998.
6. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. - Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999.
7. Ясвин В.А. Тренинг психологического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997.
5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ КУРСА
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также при фронтальном наблюдении за учащимися в повседневной жизни.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-
укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся;
-
повышение социальной активности и заинтересованности учащихся;
-
формирование мотивов положительной социализации личности, повышения самооценки, адаптация в обществе в целом;
-
формирование Здорового образа жизни;
-
уменьшение пропусков занятий;
-
исключение употребления ПАВ.