• Преподавателю
  • Социальному педагогу
  • Программа Семья и школа комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей

Программа Семья и школа комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Карасульская средняя общеобразовательная школа

627720, Тюменская область, Ишимский район, п. Октябрьский, ул.Ленина.32

т.(34551) 3-54-84, факс (34551) 3-51-71, E-mail: kara school@mail. ru

Программа Семья и школа комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей.


Программа «Семья и школа»


на 2014-2015 учебный год


Автор Булгарева Лариса Петровна

Социальный педагог

Стаж 24 года

МАОУ Карасульская

средняя

общеобразовательная школа

627720, п. Октябрьский,

ул.Ленина 32,

Телефон: 3-54-84, 3-51-71

Воспитывает всё:

люди, вещи, явления,

но, прежде всего и больше всего - люди.

Из них на первом месте родители и педагоги.

А.С.Макаренко

Обоснование программы

Актуальность взаимодействия с семьей. а в том числе и с семьей «группы риска» обусловлена современным состоянием семьи, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее пределами, так как чаще всего в таких семьях утеряно истинно ценное воспитательное воздействие на ребенка.

Проблемами семьи занимаются и государство, и правоохранительные органы, и школа, и детские сады, и больницы, как основные институты государственной власти. Необходимо более детально рассмотреть вопросы теоретической помощи и взаимодействия семьи и школы, а в частности семьи «группы риска», чтобы в дальнейшем более планомерно и целенаправленно оказывать ей действенную помощь
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации "Об образовании".
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Накопленный в педагоге опыт свидетельствует о том, что успешность и эффективность учебно-воспитательного процесса в ОУ напрямую зависит от степени конструктивности взаимодействия школы и семьи и от позитивного воздействия микросреды последней на ребенка.

А уровень позитивного воздействия семьи на ребенка, в свою очередь, имеет зависимость от культурного уровня семьи и сохранения в ней определенных культурных традиций. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Как однажды совершенно верно заметил академик Лотман: «Интеллигентный и культурный человек может вырасти только в интеллигентной и культурной семье».

Однако, анализ социологов и культурологов относительно реалий культурной ситуации в России неутешителен.

На сегодня остро встают вопросы культуры общения между родителями и детьми, духовного развития в некоторых семьях. Заметно усилилось негативное влияние средств массовой информации, в которых пропагандируются насилие, вседозволенность, цинизм, пошлость, а также идея несовременности традиционной семьи.. Темы духовно-нравственного воспитания в семье, ценности семейного воспитания поднимаются крайне редко.

Современный мир полон противоречий и проблем, что естественным образом сказывается на семье. В последние годы она находится в состоянии кризиса. Сложные взаимоотношения многих супругов, непонимание или даже нежелание понять друг друга, дефицит мужского воспитания пагубно влияют на подрастающее поколение.

В настоящее время увеличилось количество разводов, неблагополучных семей, в которых позиция детей становится менее защищённой, количество матерей, не понимающих своего природного назначения, не испытывающих потребности любить своих детей, заботиться о них, нести ответственность за их жизнь и здоровье.

Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

Перед педагогами нашей школы встал вопрос о необходимости поиска наиболее эффективных способов решения этих проблем.

Так возник проект программы «Семья и школа», направленной на сотрудничество школы с родителями.

Настоящая программа взаимодействия семьи и школы - комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей.

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

  • Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

  • Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;

  • Систематическом повышение психолого-педагогического уровня родителей;

  • Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов;

Настоящая программа составлена в соответствии нормативными документами, регулирующими работу по предупреждению безнадзорности , беспризорности, и правонарушений среди обучающихся МАОУ Карасульская СОШ.

Цель программы: Создание благоприятных условий для обеспечения эффективной помощи семье в вопросах воспитания и социальной адаптации детей и подростков; вовлечение семьи в деятельность воспитательной системы школы.

Задачи.

1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Нормативно правовая база.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

2. Конвенция о правах ребёнка 1989г.

3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.

4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

6.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

7. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №12.

8.Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ
"О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» от 10.07.2005г. №422.

11. Закон Тюменской области от 4 апреля 2013 года №7 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области"

12. Устав МАОУ Карасульская СОШ.

Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

1. Изучение условий семейного воспитания и корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

2.Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

3.Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4.Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

5. Взаимодействие с родительским комитетом.

Ожидаемый результат:

Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: педагогов,психологов, родительской общественности, родителей, органов власти.

Отсутствие жестокого обращения в семье.

Снижение факторов риска потребления ПАВ (психоактивных веществ) в семьях.

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей несовершеннолетних обучающихся школы.

Создание благоприятных условий для духовно-нравственного здоровья семьи, детей.

Разделы программы, направленные на организацию совместной деятельности школы с родителями учащихся:

I. Изучение условий семейного воспитания и корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

Направления

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Изучение семьи

Формирование базы данных о семьях учащихся с отражением в ней информации о

- социальном составе семьи

- уровне образования родителей

- социальном и экономическом статусе семьи

Ежегодно в начале учебного года

Социальные педагоги, классные руководители

Работа с малообеспеченными и безработными семьями

- оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав

- оказание помощи в получении различных видов материальной поддержки

- организация льготного питания

- организация досуга и отдыха детей

- возможное содействие в трудоустройстве

В течение учебного года (по мере обращения)

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного года

и во время каникул

В течение учебного года (по мере обращения)

Социальные педагоги

Социальные педагоги, родительский комитет

Социальные педагоги

Кл.руководители Педагог-организатор

Социальные педагоги, родительский комитет

Работа с многодетными семьями

- предоставление информации о пособиях и социальных льготах

- консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка

- социальный патронаж детей

- контроль использования выделенной детям материальной помощи

- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей

В течение учебного года (по мере обращения)

В случае необходимости

Август, ноябрь

Социальные педагоги

классные руководители

Социальные педагоги

Социальные педагоги

Социальные педагоги, родительский комитет

Работа с семьями с десоциализирующим влиянием

- осуществление патронажа

- оказание социально-правовой защиты детей.

- организация профилактических бесед с детьми и родителями

Социальные педагоги,

Классные руководители,

Инспектор ОДН

II. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

№ п/п

Мероприятие

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Общешкольное родительское собрание

Знакомство родителей со спецификой работы школы и особенностями учебно-воспитательного процесса, со школьными традициями, стилем и тоном отношений в ней, с содержанием и методикой вновь введённых предметов.

Ежегодно: сентябрь

ЮроваС.Н., Гинтер Т.В.,

2.

Общешкольное родительское собрание

Ознакомление родителей с программой летнего отдыха детей и летней трудовой практики.

Ежегодно: май

Юрова С.Н

Жученко А.А

3.

Родительские собрания в 5-х классах

Знакомство родителей 5-х классов с особенностями адаптационного периода к условиям обучения в новой школе, с собственными позициями классных руководителей в жизни и педагогике.

Ежегодно: октябрь

Классные руководители

4.

Родительские собрания в 9-х классах

Особенности профильного обучения старших школьников.

Ежегодно: апрель

Зуева О.Г

5.

Родительские собрания в 9-11-х классах

Подготовка к ЕГЭ

Ежегодно: апрель

Зуева О.Г

6.

Классные родительские собрания

Режим работы ОУ

Раз в четверть

Классные руководители

7.

Индивидуальные консультации

«Телефон доверия»

Обсуждение в определённые дни проблем, связанных с обучением и воспитанием детей в школе.

В течение года

Классные руководители, администрация

8.

Дни открытых дверей

Знакомство родителей с особенностями учебно-воспитательного процесса

сентябрь, май

Классные руководители, администрация

9.

Объявления

Сведения

о доп. образовании детей на базе школы; о платных образовательных услугах, предоставляемых школой

В течение года

Юрова С.Н

Жученко А.А

10.

Информационный стенд «Школьный вестник»

Знакомство родителей с организацией внеклассной работы в школе.

В течение года

Юрова С.Н


11.

Портфолио ученика

Знакомство родителей с достижениями ребёнка за учебный год

май

Классные руководители

12.

Публикации в газете

«Ишимская правда»

Знакомство родителей с особенностями учебно-воспитательного процесса

В течение года

Коллектив школы, юные корреспонденты


III. Психолого-педагогическое просвещение родителей.


Формы педагогического всеобуча:


  • Родительский лекторий

  • Лекционные занятия

  • Деловые и ролевые игры

  • Социально-психологические тренинги

  • Совместные собрания родителей с детьми

  • Индивидуальные консультации


Общешкольные родительские собрания на 2014-2015 учебный год

Месяц

Тема

Сентябрь

«Наша школа в новом учебном году».

Декабрь

«Совместная работа семьи и школы в профилактике безнадзорности и правонарушений».

Февраль

«Здоровье наших детей»

Май

«Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей. Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся».


Родительский лекторий

Месяц

Тема лектория

Сентябрь

«Успешная социализации и самореализации ребенка в современном обществе. Противодействие экстремизму».

Октябрь

«О нравственных и безнравственных поступках и их последствиях»

Ноябрь

«Антиникотиновое и антиалкогольное воспитание подростков»

Декабрь

«Жестокое обращение с детьми. Как уберечься от насилия. Профилактика суицида».

Январь

«Современный подросток: психология, имидж, нравственные ценности»

Февраль

«Воспитание счастливого человека»

Март

«Как бороться с трудностями и перегрузками детей. Профилактика простудных заболеваний»

Апрель

«Выбор будущей профессии вашего ребёнка»

Май

«Обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка. Подготовка к экзаменам».



Программа Семья и школа комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей.Программа Семья и школа комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей.

7

© 2010-2022