- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа Семья и школа комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей
Программа Семья и школа комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Булгарева Л.П. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Карасульская средняя общеобразовательная школа
627720, Тюменская область, Ишимский район, п. Октябрьский, ул.Ленина.32
т.(34551) 3-54-84, факс (34551) 3-51-71, E-mail: kara school@mail. ru
Программа «Семья и школа»
на 2014-2015 учебный год
Автор Булгарева Лариса Петровна
Социальный педагог
Стаж 24 года
МАОУ Карасульская
средняя
общеобразовательная школа
627720, п. Октябрьский,
ул.Ленина 32,
Телефон: 3-54-84, 3-51-71
Воспитывает всё:
люди, вещи, явления,
но, прежде всего и больше всего - люди.
Из них на первом месте родители и педагоги.
А.С.Макаренко
Обоснование программы
Актуальность взаимодействия с семьей. а в том числе и с семьей «группы риска» обусловлена современным состоянием семьи, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее пределами, так как чаще всего в таких семьях утеряно истинно ценное воспитательное воздействие на ребенка.
Проблемами семьи занимаются и государство, и правоохранительные органы, и школа, и детские сады, и больницы, как основные институты государственной власти. Необходимо более детально рассмотреть вопросы теоретической помощи и взаимодействия семьи и школы, а в частности семьи «группы риска», чтобы в дальнейшем более планомерно и целенаправленно оказывать ей действенную помощь
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации "Об образовании".
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Накопленный в педагоге опыт свидетельствует о том, что успешность и эффективность учебно-воспитательного процесса в ОУ напрямую зависит от степени конструктивности взаимодействия школы и семьи и от позитивного воздействия микросреды последней на ребенка.
А уровень позитивного воздействия семьи на ребенка, в свою очередь, имеет зависимость от культурного уровня семьи и сохранения в ней определенных культурных традиций. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Как однажды совершенно верно заметил академик Лотман: «Интеллигентный и культурный человек может вырасти только в интеллигентной и культурной семье».
Однако, анализ социологов и культурологов относительно реалий культурной ситуации в России неутешителен.
На сегодня остро встают вопросы культуры общения между родителями и детьми, духовного развития в некоторых семьях. Заметно усилилось негативное влияние средств массовой информации, в которых пропагандируются насилие, вседозволенность, цинизм, пошлость, а также идея несовременности традиционной семьи.. Темы духовно-нравственного воспитания в семье, ценности семейного воспитания поднимаются крайне редко.
Современный мир полон противоречий и проблем, что естественным образом сказывается на семье. В последние годы она находится в состоянии кризиса. Сложные взаимоотношения многих супругов, непонимание или даже нежелание понять друг друга, дефицит мужского воспитания пагубно влияют на подрастающее поколение.
В настоящее время увеличилось количество разводов, неблагополучных семей, в которых позиция детей становится менее защищённой, количество матерей, не понимающих своего природного назначения, не испытывающих потребности любить своих детей, заботиться о них, нести ответственность за их жизнь и здоровье.
Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
Перед педагогами нашей школы встал вопрос о необходимости поиска наиболее эффективных способов решения этих проблем.
Так возник проект программы «Семья и школа», направленной на сотрудничество школы с родителями.
Настоящая программа взаимодействия семьи и школы - комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей.
Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:
-
Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
-
Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;
-
Систематическом повышение психолого-педагогического уровня родителей;
-
Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов;
Настоящая программа составлена в соответствии нормативными документами, регулирующими работу по предупреждению безнадзорности , беспризорности, и правонарушений среди обучающихся МАОУ Карасульская СОШ.
Цель программы: Создание благоприятных условий для обеспечения эффективной помощи семье в вопросах воспитания и социальной адаптации детей и подростков; вовлечение семьи в деятельность воспитательной системы школы.
Задачи.
1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Нормативно правовая база.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Конвенция о правах ребёнка 1989г.
3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.
4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
6.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
7. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №12.
8.Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ
"О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» от 10.07.2005г. №422.
11. Закон Тюменской области от 4 апреля 2013 года №7 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области"
12. Устав МАОУ Карасульская СОШ.
Направления и формы взаимодействия семьи и школы.
1. Изучение условий семейного воспитания и корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
2.Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
3.Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4.Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
5. Взаимодействие с родительским комитетом.
Ожидаемый результат:
Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: педагогов,психологов, родительской общественности, родителей, органов власти.
Отсутствие жестокого обращения в семье.
Снижение факторов риска потребления ПАВ (психоактивных веществ) в семьях.
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей несовершеннолетних обучающихся школы.
Создание благоприятных условий для духовно-нравственного здоровья семьи, детей.
Разделы программы, направленные на организацию совместной деятельности школы с родителями учащихся:
I. Изучение условий семейного воспитания и корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
Направления
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Изучение семьи
Формирование базы данных о семьях учащихся с отражением в ней информации о
- социальном составе семьи
- уровне образования родителей
- социальном и экономическом статусе семьи
Ежегодно в начале учебного года
Социальные педагоги, классные руководители
Работа с малообеспеченными и безработными семьями
- оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав
- оказание помощи в получении различных видов материальной поддержки
- организация льготного питания
- организация досуга и отдыха детей
- возможное содействие в трудоустройстве
В течение учебного года (по мере обращения)
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года
и во время каникул
В течение учебного года (по мере обращения)
Социальные педагоги
Социальные педагоги, родительский комитет
Социальные педагоги
Кл.руководители Педагог-организатор
Социальные педагоги, родительский комитет
Работа с многодетными семьями
- предоставление информации о пособиях и социальных льготах
- консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка
- социальный патронаж детей
- контроль использования выделенной детям материальной помощи
- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей
В течение учебного года (по мере обращения)
В случае необходимости
Август, ноябрь
Социальные педагоги
классные руководители
Социальные педагоги
Социальные педагоги
Социальные педагоги, родительский комитет
Работа с семьями с десоциализирующим влиянием
- осуществление патронажа
- оказание социально-правовой защиты детей.
- организация профилактических бесед с детьми и родителями
Социальные педагоги,
Классные руководители,
Инспектор ОДН
II. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
№ п/п
Мероприятие
Содержание
Сроки
Ответственные
1.
Общешкольное родительское собрание
Знакомство родителей со спецификой работы школы и особенностями учебно-воспитательного процесса, со школьными традициями, стилем и тоном отношений в ней, с содержанием и методикой вновь введённых предметов.
Ежегодно: сентябрь
ЮроваС.Н., Гинтер Т.В.,
2.
Общешкольное родительское собрание
Ознакомление родителей с программой летнего отдыха детей и летней трудовой практики.
Ежегодно: май
Юрова С.Н
Жученко А.А
3.
Родительские собрания в 5-х классах
Знакомство родителей 5-х классов с особенностями адаптационного периода к условиям обучения в новой школе, с собственными позициями классных руководителей в жизни и педагогике.
Ежегодно: октябрь
Классные руководители
4.
Родительские собрания в 9-х классах
Особенности профильного обучения старших школьников.
Ежегодно: апрель
Зуева О.Г
5.
Родительские собрания в 9-11-х классах
Подготовка к ЕГЭ
Ежегодно: апрель
Зуева О.Г
6.
Классные родительские собрания
Режим работы ОУ
Раз в четверть
Классные руководители
7.
Индивидуальные консультации
«Телефон доверия»
Обсуждение в определённые дни проблем, связанных с обучением и воспитанием детей в школе.
В течение года
Классные руководители, администрация
8.
Дни открытых дверей
Знакомство родителей с особенностями учебно-воспитательного процесса
сентябрь, май
Классные руководители, администрация
9.
Объявления
Сведения
о доп. образовании детей на базе школы; о платных образовательных услугах, предоставляемых школой
В течение года
Юрова С.Н
Жученко А.А
10.
Информационный стенд «Школьный вестник»
Знакомство родителей с организацией внеклассной работы в школе.
В течение года
Юрова С.Н
11.
Портфолио ученика
Знакомство родителей с достижениями ребёнка за учебный год
май
Классные руководители
12.
Публикации в газете
«Ишимская правда»
Знакомство родителей с особенностями учебно-воспитательного процесса
В течение года
Коллектив школы, юные корреспонденты
III. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Формы педагогического всеобуча:
-
Родительский лекторий
-
Лекционные занятия
-
Деловые и ролевые игры
-
Социально-психологические тренинги
-
Совместные собрания родителей с детьми
-
Индивидуальные консультации
Общешкольные родительские собрания на 2014-2015 учебный год
Месяц
Тема
Сентябрь
«Наша школа в новом учебном году».
Декабрь
«Совместная работа семьи и школы в профилактике безнадзорности и правонарушений».
Февраль
«Здоровье наших детей»
Май
«Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей. Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся».
Родительский лекторий
Месяц
Тема лектория
Сентябрь
«Успешная социализации и самореализации ребенка в современном обществе. Противодействие экстремизму».
Октябрь
«О нравственных и безнравственных поступках и их последствиях»
Ноябрь
«Антиникотиновое и антиалкогольное воспитание подростков»
Декабрь
«Жестокое обращение с детьми. Как уберечься от насилия. Профилактика суицида».
Январь
«Современный подросток: психология, имидж, нравственные ценности»
Февраль
«Воспитание счастливого человека»
Март
«Как бороться с трудностями и перегрузками детей. Профилактика простудных заболеваний»
Апрель
«Выбор будущей профессии вашего ребёнка»
Май
«Обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка. Подготовка к экзаменам».
7