Спирты. Пагубное влияние на организм человека

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Спирты. Пагубное влияние на организм человека.Спирты. Пагубное влияние на организм человека.Спирты. Пагубное влияние на организм человека.Спирты. Пагубное влияние на организм человека.Спирты. Пагубное влияние на организм человека.Спирты. Пагубное влияние на организм человека.МКОУ КРЕМЛЕВСКАЯ СОШ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

«Спирты. Пагубное влияние алкоголя на организм человека.»

Подготовила:

Якунина Мария Аркадьевна,

социальный педагог 1 категори















Новосибирская область

Коченевский район

с. Новокремлевское

2014 год





ЦЕЛИ:

1) формирование знаний обучающихся о строении спиртов, их номенклатуре, изомерии, химических свойствах;

2) способы получения и применения спиртов;

3) влияние спиртсодержащих веществ на организм человека, предупреждение асоциального поведения.

ХОД УРОКА

1.Вступление.

Учитель химии

Ребята! Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы с вами рассмотрим тему Спирты с точки зрения химии, литературы, а так же с точки зрения социального педагога.

2. Объяснение нового материала.

Учитель химии

1) Определение спиртов

Спиртами или алканолами называют органические вешества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп - ОН, соединенных с углеводородным радикалом.

2) Классификация спиртов

Спирты бывают:

- одноатомные, например: СН3-ОН - метанол

С2Н5-ОН - этанол

С3Н7-ОН - пропанол

С4Н9-ОН - бутанол

А теперь я предлагаю вам самим составить несколько формул спиртов:

(2 ученика записывают формулы: С5Н11-ОН - пентанол,

С6Н13-ОН - гексанол.)

- двухатомные, например НО-СН2-СН2-ОН - этандиол-1,2 или этиленгликоль.

НО-СН2-СН2-СН2-ОН - пропандиол-1,3.

- трехатомные попробуйте составить сами:

1 ученик работает у доски и записывает формулу СН2-СН-СН2

! ! !

ОН ОН ОН

3) Применение спиртов

- как топливо,

-​ для производства уксусной кислоты,

- для производства каучука,

- для производства сложных эфиров,

- для производства лаков,

-​ для производства красок,

- для производства растворителей,

- для производства лекарственных средств

Ребята ответьте, пожалуйста, а кто из вас знает, какой из этих спиртов используется для производства спиртных напитков и как он называется

(это этиловый спирт или этанол С2Н5-ОН).

4) Доклад ученика:

Этанол - бесцветная жидкость с характерным запахом и температурой кипения 78,3 С. Горюч. Смешивается с водой в любых пропорциях. Широко используется в промышленности. Используется для приготовления спиртных напитков. Небольшие количества этилового спирта при попадании в организм блокируют процессы торможения в коре головного мозга. Промежуточный продукт окисления этанола в организме - ацетальдегид - крайне ядовит и вызывает тяжелое отравление. Систематическое употребление этилового спирта и содержащего его напитков приводит к стойкому снижению продуктивной работы головного мозга, гибели клеток печени и замене их соединительной тканью - циррозу печени.

Социальный педагог

- Как по-другому можно назвать этиловый спирт или другие спиртосодержащие напитки? (Алкоголь.)

- Как вы относитесь к тем, кто пьёт?

- Когда вы учились в 7, 8 классе, я проводила анонимное анкетирование «Кто пробовал или употребляет алкоголь?» У меня тогда получился вот такой график:

А если бы сегодня вам задали этот вопрос, как изменился бы наш график? Куда кривая выведет? (Реакция учащихся, ответы.)

Учитель литературы

Вы, конечно, по-разному относитесь к тому, что подростки употребляют спиртные напитки. Давайте представим, как могли бы выразить это отношение условные героини нашего урока. (Выступают подготовившиеся заранее ученицы).

«Хорошая» девчонка (примерно):

Раньше спиртные напитки продавали только после 18 лет, а теперь таблички об этом висят в магазинах, но продают даже 12-летним, только деньги плати! Подростки напиваются и творят что попало, ввязываются в драки, совершают преступления. На дискотеке, куда ходит молодёжь, они напиваются, чтобы было настроение, а сами грубы, развязны. Видели бы себя со стороны! Зачем пить, ведь можно поднять настроение и без алкоголя, тем более что он отрицательно влияет на растущий организм. Те, которые пьют, они болеют, тупеют, память ухудшается, внимание у них становится рассеянным, человек хуже учится. Зачем это надо?

«Плохая» девчонка (примерно):

Ой, да выпить, ну чуть-чуть для настроения - это классно! Мы с девчонками перед дискотекой выпили и пошли. Пришли в клуб, настроение у всех поднялось, все проблемы забыли, стали танцевать, веселиться, громко смеяться, и на нас обратили внимание пацаны. Мы с ними познакомились и от души повеселились. А Вы говорите - не пить! Если бы мы не выпили, разве бы мы так расслабились, забыли о своих проблемах, «двойках» и комплексах? Конечно, нет! Мы бы ходили загруженные, а с таким настроением уже не повеселиться. Так что немного пить - это никому не вредит.

- А с кем вы? На чьей стороне - «хорошей» или «плохой» девчонки? (Учащиеся делятся мнениями).

Социальный педагог

Те, кто нормально относится к пьющим, как правило сам употребляет. А вот вопрос к тем, кто отрицательно относится к пьющим: пытались помочь, вытащить их из пьяного омута?

Как эффективнее это сделать?

Варианты ответов: 1) никогда не составлять им компанию в пьянке;

2) раскрыть им глаза на отрицательные моменты их поведения в пьяном состоянии;

3) предложить другие формы досуга, интересные, познавательные, где и не требуется горячительное.

Учитель литературы

Часто ребята признаются, что впервые попробовали спиртное дома, в нормальной обстановке, на дне рождения или в праздник с разрешения родителей. Получается, что сами взрослые приобщают детей к спиртному, пропагандируют «культурное питие». Конечно, ни одна мама и ни один папа не хотят, чтобы их сын или дочь стали пьяницами. Но вот перед вами красивая хрупкая рюмка, фужер на тонкой ножке; вино переливается и играет на свету тёплыми янтарными бликами. И тогда создаётся ощущение, что чем больше вина, тем интереснее и радостнее праздник. И хочется некоторым, чтобы он был почаще и подольше.

Социальный педагог

Нередко человек, приводящий себя в состояние опьянения, подсознательно, а то и сознательно ставит задачу вести себя разнузданно или «раскованно», как деликатно выражаетесь вы. Художники-сатирики из вашего класса нарисовали карикатуры, отражающие три степени опьянения человека. (Демонстрация рисунков и комментарии к ним учащихся).

Дополнения учителя:

1-я степень человек слегка пьяный уподобляется петуху: так же хлопает крыльями (руками), кукарекает (часто болтает невпопад и не к месту), распускает хвост; криклив, егозлив, «раскован», говоря по-вашему.

2-я степень человек уподобляется обезьяне, считает себя остроумным, находчивым, совершает необдуманные поступки, но его «приколы» не умны и мало приятны посторонним.

3-я степень Человек уподобляется свинье, не зря же есть пословица: «Посади свинью за стол, она и ноги на стол», но тут несколько иначе: рылом в стол, в тарелку.

Вывод: Не зря алкоголь с древних времён называют похитителем рассудка. Как говорил Пифагор, «пьянство есть упражнение в безумии».

Учитель химии

Специфические химические свойства спиртов:

А давайте посмотрим, что происходит в организме человека, когда в него проникает алкоголь.

1. Опыт с печенью. С2Н5-ОН + печень животного = печень животного

разлагается

(Опыт производит внушительное впечатление: кусочек печени за несколько

минут становится рыхлым, поверхность его легко разрушается).

Мы можем сделать вывод, что спирт пагубно влияет на организм, и в первую очередь разрушает печень, которая является естественным фильтром организма.

2. При взаимодействии спиртов с жирами происходит образование более тяжелого соединения, чем этанол и жир.

3. Реакция горения: С2Н5-ОН +3 О2 = 2СО2 +3 Н2О + Q

затрудняет процесс переваривания пищи, а ведь такое

происходит, если в желудок попадает спиртосодержащее

вещество.

Мы с вами увидели процесс горения, а теперь

представьте, как эта горючая жидкость может обжечь желудок, если она

туда попадет.

Учитель литературы

Но, несмотря на такое разрушительное воздействие на организм, люди пили и пьют. Проблема алкоголизма нашла отражение и в русской литературе. Удивительная вещь! Можно встретить немало примеров восторженного отношения поэтов к алкогольным напиткам. «И луна утонула в бокале золотого, как небо, аи», - пишет Александр Блок. «Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро!» - это уже Игорь Северянин. И даже Пушкин обращается к няне со словами: «Выпьем с горя, где же кружка?» Но ни один автор не восхищается пьяницами, а наоборот, со щемящей болью в сердце изображают писатели всю неприглядность картины пьянства на Руси. Недавно мы с вами

читали поэму Николая Алексеевича Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо…». Нельзя не

обратить внимание на то, как автор описывает

ярмарку. Давайте представим себе некоторых

героев поэмы и задумаемся, чем они объясняют

пьянство на Руси вообще и своё собственное

пристрастие к алкоголю?

ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ. XIX ВЕК.

Ведущий. Итак, мы в XIX веке. Русь крестьянская. Сельская ярмарка. Воскресный день. В районный центр из разных деревень съехались крестьяне. Кто торговать, кто покупать, кто на людей посмотреть, кто себя показать, а кто и попить-погулять.

Послушайте историю деда Вавилы.

Дед Вавила. Люди добрые, хочу рассказать одну историю, которая со мной приключилась. Собрался я как-то раз на ярмарку, вещей купить, на людей посмотреть. А мне тут внучка-егоза на шею прыгнула и попросила меня купить ей подарочек - ботиночки, ну я и пообещал. Как тут не пообещаешь, она-то меня любит! Да вот пришёл я на ярмарку, да и пропился до последней копеечки, а когда протрезвел, так даже стыдно стало.

«Жена - плевать, пускай ворчит!

А внучку жаль! Повесилась

На шею егоза:

Купи гостинчик, дедушка…

Эх! Как же я-то теперь в глаза внучке посмотрю. Приду домой ни с чем, она же ждёт, бегает за калитку, глядит на дорогу - не идёт ли дедушка. Но, слава Богу, мир не без добрых людей. Нашёлся барин, пожалел старика, купил он эти ботиночки и мне их отдал. А я-то, дурак старый, так обрадовался, что даже барина не поблагодарил, так и убежал домой к внучке.

Ведущий. Почему Вы пьёте? Вам легко достаются деньги?

Дед Вавила. Работаю много, получаю гроши. Устаёшь спину гнуть задарма. Вот и выпьешь с устатку.

Ведущий. Так почему же Вы последние деньги пропиваете?

Дед Вавила. Выпил рюмку, выпил две - закружилось в голове. А дальше уж и не помню, как «пропился до грошика».

Купец.

Я на ярмарке бываю. А вот что я видел по дороге на ярмарку:

Всё чаще попадаются

Избитые, ползущие,

Лежащие пластом.

Без ругани, как водится,

Словечко не промолвится,

Шальная, непотребная,

Слышней всего она!

У кабаков смятение,

Подводы перепутались,

Испуганные лошади

Без седоков бегут;

Тут плачут дети малые,

Тоскуют жёны, матери:

Легко ли из питейного

Дозваться мужиков?..

Яким.

Постой, башка порожняя!

Щальных вестей бессовестных

Про нас не разноси!

Чему ты позавидовал!

Что веселится бедная

Крестьянская душа?

Купец.

Вот оттого вы и бедны, что пьёте много. Почему последнюю копеечку в кабаке пропиваете?

Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения,

Во рвы, в канавы валятся -

Обидно поглядеть!

Яким.

По деревням ты хаживал?

Возьмём ведёрко с водкою,

Пойдём-ка по избам;

В одной, в другой навалятся,

А в третьей не притронутся -

У нас на семью пьющую

Непьющая семья!

Не пьют, а так же маются…

Купец.

И всё равно, я остаюсь при своём мнении, что и пьянство виновато в вашей нищете.

Яким

Жалеть - жалей умеючи,

На мерочку господскую

Крестьянина не мерь!

Не белоручки нежные,

А люди мы великие

В работе и в гульбе.

Ведущий. Только ли из-за пьянства в нищете, холоде и голоде живут русские люди? (Нет. Есть семьи, где не пьют, а также маются. С ранних лет привыкают к тяжёлой и зачастую грязной работе, учиться детям было некогда.)

Ведущий. Всё это верно. И всё-таки, какие люди ищут спасение в вине? И почему именно в вине? (Пытаются уйти от проблем, «забыться». А очнутся - проблемы не решены, да ещё новые появились, коль без гроша в кармане остался. «Спасение» в вине ищут люди слабые, безвольные, слабохарактерные, не умеющие находить разумный выход из сложных жизненных ситуаций. И пьянство до добра не доведёт!)

Другой русский писатель 19 в., Лев Николаевич Толстой, говорил, что в каждом человеке 50 на 50 от бога и от чёрта. И если сейчас в вас преобладает тёмная сторона души, то сорняки в своей душе надо выпалывать, и дать возможность расцвести прекрасному цветку, который дремлет в душе каждого из нас.

Творческое задание (работа в парах):

сочините четверостишие о вреде пьянства.

Даётся немного времени для выполнения

задания. Варианты заслушиваются.

Социальный педагог

Напутственное слово. Вот и закончился наш урок-дискуссия. Вы узнали о пользе и вреде спиртов и спиртосодержащих веществ. Мы услышали мнения о проблеме алкоголизма представителей не только разных поколений, но и разных веков. Надеемся, что всё услышанное и увиденное сегодня запомнится вам и, в случае необходимости, поможет сделать правильный жизненный выбор. «Думайте сами, решайте сами»: пить или жить в радости, счастье, согласии с близкими людьми.

Письменный ответ на вопрос: спирты - помощники или враги человека?

Подведение итогов.



© 2010-2022