Откуда берутся трудные дети

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сасыльская средняя общеобразовательная школа имени Е.Е. Протопопова»

Улусное педчтение.













Откуда берутся трудные дети




Доклад социального педагога

МБОУ ССОШ

Потаповой К.И.



с. Кескил, 2012 г.



Введение:

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое - трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)1

Выражение «трудные дети » очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы «трудных» детей, выяснение причин их появления, а также поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети».

  2. Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей и подростков.

  3. Проанализировать причины возникновения такого поведения.

  4. Выявить наиболее эффективные, по мнению современных педагогов и психологов, способы работы с детьми «трудного» поведения.

Актуальность: Проблема трудных детей не потеряла своей актуальности и по сей день. Психологи и педагоги бьют тревогу, ведь число суицидных попыток среди подростков возросло в три раза.

Методы: Педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы.


ГЛАВА I.

  1. Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.

Установлено, что аморальный характер формируется в младенчестве, целесообразный - раннем детстве, конфликтный и иррадиционно - добросовестный - в позднем детстве, рационально - альтруистический - в юности, в зрелом возрасте. 50% воспитания характера - от матери, 28% - от отца, 6%-от братьев и сестер, 4% - другие члены семьи , 6% - сверстники, 3% -другие взрослые, 0,3% - жизненный опыт.

Итого: 88% воспитания ложится на семью, в основном до 18-30 месяцев жизни ребенка.

У Американцев семейное воспитание основывается на четырех факторах:

  1. Естественность - быть самим собой, делать то, что хочется.

  2. Порядок - чистоплотность, аккуратность во всем. Основной показатель: от тебя должно пахнуть приятно.

  3. Чувство ответственности: мое, наше, их. И это надо чтить, уважать охранять закон о не нарушении границ, уважение к чужой территории, категорическое следование запретительным надписям. Детей учат всегда держать себя в руках, независимо от самочувствия соблюдать декорум, сдерживаться при выражении удовольствия или сожаления.

  4. Равенство полов. Никаких различий в воспитания мальчиков и девочек в семье нет, за исключением мужских и женских обязанностей по дому. Держатся всегда просто, благожелательно, но с достоинством.

Научиться найти себя как личность, познать и развивать себя, научиться любить, общаться и действовать по закону красоты. Вот главные критерии современности - порядочность, скромность. Точность, ясность, честность и правдивость. целеустремленность, само регуляция, самовоспитание, самовыражение.

Мы судим о детей по их поступкам, неразумность поступков вызывает у нас снисходительное раздражение. Но за этим мы не видим настоящего ребенка, его внутренний мир, образ мыслей, представление о настоящем, прошедшем и будущем.

В Японии ребенок до 3-5 лет - Бог, с 5-10 лет - слуга, с 10 и старше - друг. А у нас?

Наши задачи:

  1. Сформировать личность с гражданским чувством.

  2. Привить эстетические чувства.

  3. Комплексное воспитание

  4. Высокий профессионализм.

После всего этого…



  1. Основные причины возникновения трудного поведения.

Кроме тех детей, которые получили травму головы при родах или внутриутробно испорченный нейрон от недостатка кислорода, т.е. травленный дымом яда-табака или алкоголя, все дети готовы к нормальному развитию. Только с раннего возраста правильно воспитывать и спокойно общаться, учитывая интересы детей и возможности, постепенно ознакомить детей с окружающей действительностью. У детей дошкольного возраста главная деятельность - игра. Только игрушки надо покупать с учетом возраста.

Младшие школьные годы с 7 до 10 лет дети доверяют и подчиняются взрослым, поэтому в этот период много интересуются окружающим и часто спрашивают. Только надо разумно, четко объяснять, что есть что и дать навыки самообслуживания вплоть до того, что ученик может сам пришивать пуговицу, учим быть аккуратным во всем (к самообслуживанию - одеваться, убирать игрушки учат с 3-х лет.)

В жизни мы замечаем , как родители нетерпеливы, как они грубо обращаются к своим детям (всю жизнь торопятся). В итоге из детей вырастают грубые люди. Как можно изменить отношения к детям? Ведь за цветами ухаживаем, а если - дети цветы жизни, почему нельзя их беречь и добротой выращивать доброту?!

Психологи советуют:

1. По - настоящему любите детей, не подкупая игрушками, есть 17 видов любви, из них самые отрицательные любовь - подарки. Например, если получишь «5» - куплю шоколадку. Ребенок учится к подкупам. Потом из них вырастают взяточники и коррупционеры. Берегите личность ребенка. Их территория - уголок, где спит, занимается или комната, мы не имеет права там хозяйничать. Пусть самостоятельно сам следить за порядком. Труд домашних - самообслуживание. 2.Никогда не надо давать замечания в присутствии друзей, иначе потеряется уважение детей.

Наша раздражительность, нетерпеливость выращивают таких же людей, мы сами затрудняем отношение с детьми. Говорим - «будьте добры», «прошу прощения», «извините», когда в чем - то ошибаемся перед взрослыми, а почему нельзя извиняться перед детьми, если мы проявили грубость в суете? Тут надо быть очень мудрым и объяснить в спокойной обстановке, если в чем-то ошибся ребенок, не критикуя, надо говорить спокойно. Например, «Я знаю, почему так получилось. Я бы так сделал (поступил) и т.д.

Самая плохая привычка родителей - повелительный, грубый тон. «Я кормлю, одеваю, работаю, а ты неблагодарный», - дальше нецензурные слова градом льются на бедных детей! У детей мало опыта, они не умеют контролировать свои эмоции, физически и умственно еще слабы. Поэтому надо постепенно терпеливо учить! Еще бывают гипердвигательные дети, которых трудно управлять. Таким детям можно дать задание, которое сосредоточило бы их, например, рисование, мастерил бы или игры настольные - шашки, шахматы и т.д. Чем ругать и оскорблять, переключайте ребенка тем, чем он любит заниматься, поверьте, тогда не будет трудных, грубых детей, людей.

Трудные дети - это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения

В развитых странах люди, говорят, хорошо живут потому, что они очень рано учат своих детей к гражданским, общественным чувствам.

Например, маленькая девочка захотела сорвать цветок из клумбы, мама говорит: «Посмотри, на улице как много людей, а если каждый сорвет цветок, что останется в клумбе?» Или: «это их территория, никто не имеет право туда заходить без хозяев» и т.д. К сожалению, мы мало обращаем внимание на формирование характера, в итоге получаем трудных детей и людей.




ГЛАВА II.

2.1. Особенности работы с детьми трудного поведения.

Итак, мы уже достаточно определились с вопросами о том, кто такие «трудные» дети и почему они появляются в нашем обществе. Осталось только ответить на вопрос, каким образом организовать жизнь этого общества, чтобы количество таких детей и подростков уменьшилось. Как предотвратить девиантное поведение, как помочь «трудному» ребёнку стать «нормальным»? Обратимся к работам известных педагогов, психологов и социологов.

Мы хотим устроить красивый замок - жизнь на радость. Давайте будем все добрыми, мудрыми сформируем действительно всесторонне развитых людей, как говорили великие педагоги (А.С. Макаренко и А.В. Сухомлинский), поднимем авторитет родителей. Сейте доброе, вечное зерно - счастье. (А.В. Сухомлинский)

Психологи нашли 4 САМО:

  1. Самоанализ. Каков я, что умею, как реализую себя, что хорошего сделал для близких людей, для поселка, деревни, города, как участвую в общественных делах, нужных, полезных для страны?.. Если пассивно живешь, надо найти цель жизни и идти прямо, не снижая темп, лучше подниматься вверх, в лучшую сторону, систематически занимаясь.

  2. Самостоятельность. Старайтесь найти выход из сложной ситуации самостоятельно, с малых лет приучайте себя к самообслуживанию, быть аккуратным, довести начатое дело до конца, выработать умение (навыки) к учению, труду и научиться общаться не только со сверстниками, но и с разными людьми, и при этом не забывайте быть бдительными с незнакомыми. Воспитать умение отвечать за свои поступки.

  3. Саморегуляция. Научиться управлять своим негативным характером, нельзя быть алчным, раздражительным нетерпеливым, высокомерным, стеснительным (но…нельзя), заниматься саморазрушением через курение, алкоголь, в конечном итоге все это приведет к самоуничтожению (суициду)! Поэтому лучше не начинать курить, пить алкогольные напитки.

Чему учат своих детей японцы:

-быть спокойным,

-помогать (душевно),

-познать от этого радость,

-быть милосердным, никогда не делать зла.

Поэтому восток развивается, осваивают современную науку, технику и т.д.

  1. Самореализация. Надо искать, найти себя, посещая различные кружки, семинары, развивать свои способности, что лучше получается и развивать, непосредственно действуя, не подражая другим, старайтесь думать, делать творчески. Главное правильно выбрать профессию.

Живя среди людей, никак нельзя быть полностью свободным. Есть свобода от дурных привычек - от курения, наркотиков, от алчности, дурной страсти, раздражительности и т.д. Мы все взаимосвязаны невидимыми нитями - отсюда вытекают такие понятия, как долг, честь, совесть. Материнский, отцовский, гражданский долг, дочерний, сыновний долг.

Говорят, береги честь смолоду!

Жить хорошо среди честных, порядочных, вежливых, скромных людей.

Сегодня 80% выпускников ограничены в выборе профессии. 30% выпускников не пригодны к службе. У молодых мало опыта они, живут, в основном подражая другим. При этом не умеют дорожить временем. Не соблюдают режим сна, питания, не закаливают себя. Не имеют делать самоанализ, само регуляцию, самореализацию. ( из наблюдений психолога Игнатьевой А.Г.) Все это придется учить нам.

Американский психолог Эрих Берн, советует: «Главный психологический фактор - научиться чувствовать, мыслить и действовать. Все эти три фактора должны находиться в гармонии». Особенно надо научиться действовать - дело решает все! Доктор Допсон, психолог, советует: «Надо детей вести к дисциплине через любовь. Надо разговор начинать, воспринимая человека таким, какой он есть. В трудных случаях не драматизировать ситуацию, спокойно учите сделать 4 САМО (Самоанализ, самостоятельность, саморегуляция, самореализация). Научитесь радоваться, улыбаться, будьте отзывчивыми, увлеченными, занимайте время полезным делом».

Человек учится всю жизнь, независимо от возраста. Психологи советуют для наглядности сделать матрицу - т.е. самовоспитание. Надо написать, что вам мешает нормально жить, отчего легко можно отказаться в первую очередь. И это будет началом. Например:

- раздражительный

-ленивый (неаккуратный)

-курю

-вру и т.д.

2.2. «Трудные дети» в школе и учебной деятельности.

Дети осложнённого поведения доставляют любому коллективу много хлопот и неприятностей. И работа педагога с «трудными» учащимися в учебном коллективе - это, прежде всего, педагогическая реабилитация. Она должна включать: возможность отреагирования психической напряженности; обеспечение условий от вредных привычек; переключение интересов подростка на социально положительную норму с поддержкой уверенности в себе.

Было проведено 2 тренинга, на тему: «Как исправить свои дурные привычки», « Мои родители и я», в которых приняло участие 18 детей с 5-7 классов и 24 учащиеся с 8-11 классов Сасыльской средней школы. И эффективности программы показала, что тренинги очень актуальны. После проведенных тренингов наблюдалась снижение уровня конфликтности во взаимоотношениях участников тренингов с родителями, педагогами и сверстниками.



Заключение.

В заключении пришла к выводу, что наши родители не все обладают необходимым знанием формирование целостного образа «Я» обеспечивающего адекватность самооценки, высокий уровень самоуважения и удовлетворительности собой; успешность реализации, ощущение личной защищенности. Надо родителям дать много информации о воспитании подрастающего поколения. Все начинается от семьи. Чтобы семья была дружной, здоровой, трезвой. Чтобы они посеяли жизненных ценностей, необходимых для развития общества, как любовь, гармония, красота, творчество.









Использованная литература:

1.Кризис самоопределения в подростковом возрасте./М.В.Лысегорская/

2.Откуда берутся трудные дети./ А.Г. Игнатьева./

3. Помощь психолога. / Наблюдения Игнатьевой А.Г./






© 2010-2022