- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Статья Роль социального педагога в социализации школьника
Статья Роль социального педагога в социализации школьника
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Ибрагимова А.С. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Роль социального педагога в социализации школьника
Социальный педагог МБОУ «Чистенская школа-гимназия» Ибрагимова А.С.
«В добром учительском сердце, которое распахнуто настежь, может поместиться целая Вселенная»
А. Сухомлинский
Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) - все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов - социальных педагогов.
В сферу профессиональных обязанностей социального педагога входит работа с детьми, подростками, их родителями и учителями.
Под моей опекой находятся семьи оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях, учащиеся требующие особого педагогического внимания, дети-сироты, оставшиеся без попечительства родителей, проживающие в семьях опекунов, дети инвалиды, многодетные семьи, малообеспеченные семьи.
Это дети, в жизни которых я принимаю участие, возлагая на себя меру ответственности за них. Это дети из семей, где с ребенком некому поговорить о его проблемах и неудачах, где родители поздно стали заниматься воспитанием и не справляются сами. Такие дети нуждаются в моей помощи и поддержке
Функциями социального педагога являются:
-
Диагностические (индивидуальная и групповая диагностика учащихся, выявление знаний по проблемам ВИЧ/СПИД, наркомания, табакокурение);
-
Прогностические (разработка рекомендаций для учителей, родителей, учащихся);
-
Консультативные (выступление на родительских собраниях, консультирование учащихся, учителей, родителей, опекунов);
-
Защитные (работа с социальными работниками Симферопольского района, посещение общественных заведений - органов социальной опеки, службы по делам несовершеннолетних), Посещение учащихся дома, беседы с родителями и опекунами, написание актов жилищно-бытовых условий );
-
Профилактические (индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися, состоящими на ВШУ, информационно-профилактические встречи по различным проблемам: Табакокурение, СПИД, Наркомания, Бродяжничество, Насилие в семье и т.п.
-
Социально-преобразовательные (индивидуальная социально-преобразовательная работа с учащимися, склонными в асоциальному поведению, через проведение воспитательных просветительских мероприятий.
Работа с учащимися МБОУ «Чистенская школа-гимназия»
реализуется мною через:
-
Профилактические беседы;
-
Информационные беседы;
-
Посещение на дому;
-
Групповые и индивидуальные консультации, анкетирование, диагностика;
-
Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на ВШУ;
-
Совет профилактики правонарушений;
-
Наркологический пост.
Профилактические и информационные беседы с учащимися школы проводятся мною по различным направлениям:
В ноябре этого года, в рамках всемирного дня против курения, была проведена лекция «Из чего сделана сигарета» с демонстрацией учащимся презентации о составе современных табачных изделий; проводился тренинг по профилактике табакокурения. Кроме того, были проведены: анкетирование «Отношение к курению», показаны видеофильмы и презентации под лозунгом «Сумей сказать НЕТ».
Мною регулярно проводятся групповые профилактические беседы с учащимися, состоящими на вшутришкольном учете, проводится диагностика учетных категорий учащихся.
Для работы с учетным контингентом составляется совместный план индивидуальной профилактической работы социального педагога и классного руководителя.
Кроме того, с учетным контингентом проводятся профилактические беседы совместно со специалистами Симферопольского районного центра социальной службы.
Особое внимание уделяю профилактике вредных привычек.
Для того, чтобы убедить ребят в формировании здорового образа жизни, рассказать о вреде табакокурения и его последствиях, мною проводится ряд бесед. Учащимся демонстрируется состав современных табачных изделий и влияние табакокурения на организм человека.
В соответствии с приказом директора МБОУ «Чистенская школа-гимназия» «Об организации работы наркологического поста», совместно и другими членами комиссии, осуществляю рейды по пришкольной территории, с целью недопушения курения на территории школы.
Кроме того, систематически провожу профилактические беседы с нарушителями дисциплины. Каждую 3 среду месяца в МБОУ «Чистенская школа-гимназия» проводится Совет профилактики правонарушений.
-
По профилактике бродяжничества были проведены беседы с демонстрацией презентаций и видеофильмов.
-
Профилактика суицидального поведения и компьютерной зависимости реализуются через индивидуальные и групповые беседы.
-
В рамках всемирного дня борьбы со СПИДом проводились информационные беседы с учащимися старших классов.
-
«Как не стать жертвой преступлений» - Встреча с представителем службы по делам несовершеннолетних.
-
Информационная беседа с учащимися об ответственности малолетних и несовершеннолетних за совершение преступлений.
-
Ежегодно 1 декабря проводится всемирный день борьбы со СПИДом.
2 декабря, Был проведен видеолекторий в 9 классах о ВИЧ и СПИД, о мифах и реальных путях инфицирования.
-
С учащимися 9-х и 11-х классов проводяться профориентационные беседы: «В мире профессий», «Кем быть?». Приглашаются представители профессий, которыми интересуються ребята, для того, чтобы они рассказали о специфике своей работы.
Профилактическая работа проводится мною и в начальной школе. Это информационно профилактические беседы о здоровом образе жизни, правилах поведения в школе.
В рамках месячника правовых знаний проводяться встречи, беседы, видеолектории. Информационно профилактическая беседа в «Как не стать жертвой преступления» проводилась с учащимися 2-4 классов.
Контингент учащихся МБОУ «Чистенская школа-гимназия» насчитывает 902 человека. Достучаться до каждого учащегося, понять и помочь помогают классные руководители. Работа с учителями проводится мною в рамках информационных бесед и индивидуальных консультаций
Рекомендации, разработанные мною, позволяют эффективно реализовываться в своей деятельности всем участникам образовательного процесса.
Немаловажную роль в воспитании учащегося имеет семья, ее микроклимат, окружение ребенка. Поэтому я уделяю большое внимание работе с родителями. Реализую данное направление своей работы через:
-
Выступления на родительских собраниях;
-
Информационные беседы;
-
Посещение родителей на работе;
-
Индивидуальные и групповые консультации родителей;
-
Индивидуальную работу с родителями учащихся состоящих на внутришкольном учете;
-
Посещение на дому и составление акта обследования жилищно-бытовых условий
Актуальными темами для выступления на родительських собраниях считаю:
-
«Суицид подростков»
-
«Насилие в семье»
-
«Вредные привычки»
-
«Взаимоотношения с подростками»
-
«Ответственность родителей за воспитание детей»
-
«Дети и компьютер»
-
«Детское бродяжничество»
-
«Уголовная ответственность несовершеннолетних»
С родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, работаю в тесном контакте. Начинается моя работа с посещения семьи, затем разрабатываю рекомендации для родителей и далее проводится работа по плану,
В Чистенском УВК обучаются дети, оставшиеся без попечения родителей и проживающие в семьях опекунов. Мною проводится работа с опекунами. Опекуны приглашаются на заседания Совета профилактики правонарушений для предоставления отчета о проделанной работе, семьи инспектируются, дети посещаются на дому, составляются акты обследования жилищно-бытовых условий.
Социальный педагог в МБОУ «Чистенская школа-гимназия» участвует в организации воспитательной работы в школе, направленной на адаптацию личности к жизни в обществе. Я изучаю психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляю интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказываю социальную помощь и поддержку учащимся, взаимодействую с учителями, родителями.
Думаю, что мы на правильном пути, потому что работа социального педагога позволяет нашим учащимся найти себя, реализоваться в будущем, найти нужную профессию, успешно социализироваться в обществе.