Семейные ценности – потенциал для формирования личности подрастающего поколения

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семейные ценности - потенциал для формирования личности подрастающего поколения.

«Все мы родом из детства»,

«Всё - и хорошее и плохое - человек получает в семье».

Эти педагогические мудрости известны, наверное всем.


Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Отношения в семье в идеале строятся на любви и полном равноправии мужчи­ны и женщины. Главное в семье - совме­стная забота о воспитании детей в атмо­сфере взаимоуважения и доброжелатель­ности. Хорошо устроенная семейная жизнь является плодотворным источником воспитания.

Анализируя жизнедеятельность семьи в современной ситуации, необходимо отметить некоторую формализацию семейных отношений, когда семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются в семье материальные проблемы, когда в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.

Вообще, несмотря на разного рода трудности, семья в жизни человека является одной из главных ценностей. Так, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, 65% опрошенных отметили, что основную роль в их жизни играет семья, 26% назвали эту роль семьи достаточно значимой. Далее следует деньги, работа.

Существование семьи как социальной общности и как места рождения и социализации детей основано на массовой потребности людей в семейном образе жизни. Семья на протяжении длительной истории человечества остается основной формой организации вос­производства обществ.

Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Поэтому при характери­стике семьи указывают, какой модели она соответствует - тради­ционной или же современной. Традиционные семьи имеют родст­венно-семейный тип организации, а современные - ценностям рода предпочитают экономические и личностные интересы.

Основными трансляторами социальных и культурных ценно­стей, главными «фигурами», влияющими на решение задач воспи­тания и социализации, были и остаются родители ребенка. В каждой семье складываются неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий. Культивирование в каждой семье ценност­ного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным прояв­лениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творче­ской самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье могут превратить ее в личностно-развивающее пространство.

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения детей, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрения, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья, формируется личность ребёнка.

Одним из показателей благополучия семьи и её влияния на ребёнка является отношение к общественным нормам и ценностям - в них ребёнок черпает первые образцы человеческих отношений и культуру общения, они и в более позднем возрасте являются тем нравственным эталоном, по которому он сверяет свои поступки. Неблагополучная семья - это та семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию - воспитание полноценного человека.

Именно семья была, есть и, по-видимому, навсегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определённого образа его жизни. Конечно, развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определённому сужению роли семейной педагогики в воспитании семьянина. Однако сужение этих воспитательных функций ни в коей мере не привело к утрате семьёй главенства в формировании личности. По результатам опроса выяснилось, что именно семья лидирует в качестве важнейшего фактора воспитания. Школа на 2 месте, на третьем - средства массовой информации, затем идут друзья, на 5 месте - общественные организации, 6 - самовоспитание, на последнем месте- литература и искусство.

Факторы, которые влияют в семье на личность ребёнка, специалисты условно подразделили на три группы:

1.Социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности противоречия современного мира.

2. Внутри - и внесемейная деятельность, по преимущественности бытовой труд, являющийся могучим оружием социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.

3. Собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

А.С.Макаренко в своей «Книге для родителей» утверждал: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету - всё это имеет для ребёнка большое значение малейшее изменение в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!»

В первом полугодии 2007-2008 учебного года проводилось анкетирование родителей и законных представителей учащихся МСКОУ №72, которое было направлено на выяснение некоторых вопросов семейного воспитания.

В ходе осеннего контроля, осуществляемого социальным педагогом МСКОУ №72 в период с 15.09. по 31.10.2007г. было проведено анкетирование опекунов, которое показало следующее:

- по мнению опекунов во всех семьях хорошие, доброжелательные отношения, основные неблагополучия связаны с алкоголизмом совместно проживающих родственников;

- у большинства опекаемых круг общения ограничен родственниками, братьями, сёстрами. У значительной части опекаемых друзьями являются одноклассники. О друзьях по месту жительства, не являющихся учащимися МСКОУ №72 опекунам мало что известно, в лучшем случае известны имена ребят. О том, как их ребёнок проводит время, чем увлекаются ребята, имеют ли вредные привычки опекунам ничего не известно, либо известно в общих чертах;

- любимым занятием опекаемых ребят являются компьютерные игры, просмотр телевизора, прогулки на улице. Т.е. опекуны не являются соучастниками свободного времяпровождения детей, их устраивает тот факт, что они в какой-то степени отстранены от детей. Это подтверждается и тем, что большинство опекунов считают, что проводят недостаточно времени с детьми, в связи со своей занятостью. Также выяснилось, что большинство опекунов редко проявляют свою любовь к детям в виде ласк, большинство детей дома называют лишь по имени, не употребляя никаких других ласковых слов, сравнений.

- в семьях опекаемых детей семейные традиции сводятся лишь к совместным праздникам и отдыху. Большинство об этом даже не задумывались и не смогли назвать какую-либо семейную традицию, характерную лишь для их семьи.

- большинство опекунов ответили, что очень редко посещают с детьми какие-либо культурные заведения, а если дети и посещают что-либо, то это благодаря школе. У самих опекунов (с их слов) не хватает ни времени, ни желания для культурного развития детей.

- воспитательная работа, направленная на привитие норм и правил поведения, жизненных ценностей, умение жить в обществе в большинстве своём сводится к беседам, которые опекуны проводят после того, как ребёнок совершил какой-либо проступок.

Анализируя результаты анкетирования опекунов, можно сделать вывод: большинство опекунов проводят недостаточно времени с детьми, объясняя этот факт собственной занятостью. Считают своей главной задачей накормить и одеть ребёнка, а основную роль в воспитании и развитии их детей они возлагают на школу. Некоторые опекуны объясняют подобное тем, что педагоги больше осведомлены в вопросах обучения и воспитания детей.

Выборочное анкетирование родителей учащихся МСКОУ №72, направленное на выяснение особенностей семейного воспитания показало следующее:

- по мнению родителей во всех семьях хорошие доброжелательные отношения; большинство считают свою семью дружной;

- среди традиций, способствующих укреплению семьи были названы совместные праздники и отдых; половина родителей не смогла назвать ни одной традиции, существующей в их семье;

- большинство семей собираются вместе каждый день, 20 % семей собираются вместе лишь по выходным;

- собираясь вместе семья чаще занимается семейно-бытовым трудом, вместе проводят досуг, смотрят телевизор, делятся впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах, реже решают сообща возникшие проблемы и обсуждают вопросы обучения детей;

- в большинстве семей ссоры и конфликты бывают очень редко, их основными причинами являются: непонимание членами семьи друг друга, разногласия в вопросах воспитания детей; реже - отказ участвовать в семейных делах, заботах и злоупотребление алкоголем. Основными способами разрешения семейных конфликтов являются: совместное обсуждение ситуации, принятие общего решения и примирение, реже обращаются за помощью к другим людям.

- дети редко являются свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми, а если являются, то реагируют на семейные конфликты в виде переживаний, плача, становятся на сторону одного из родителей.

- для укрепления семейно-бытовых взаимоотношений и улучшения микроклимата своей семьи родители предложили проявлять уважение и терпимость друг к другу, понимать и прощать друг друга, не замечать мелких ссор и обид и т.д.

Результаты анкетирования показали, что в большинстве опрошенных семей доброжелательные отношения, родители стремятся больше времени проводить с детьми. Но также можно заметить, что значительное количество семей не имеет традиций, которые являются основой семейного воспитания.

Анализируя результаты выборочного анкетирования, проводимые среди родителей и опекунов учащихся МСКОУ №72 и учитывая их стремление к более полноценному воспитанию и формированию личности их детей, мы предлагаем следующее:

  1. Развитие семейных традиций

  2. Проведение анкетирования, опросов, тестирования всех родителей и учащихся МСКОУ №72 для создания полной картины семейного воспитания.

  3. Обмен положительным опытом в воспитании детей в семье

  4. Анализ сочинений, рисунков о семье.

  5. Более широкое знакомство родителей с классом, с педагогическим опытом учителей, их требованиями к детям.

  6. Включение родителей в реальную жизнь класса, привлечение к совместной деятельности.

Семейные традиции.

Когда-то в старые времена был такой обычай: вся семья собиралась за стол. В основе обычая стремление соединить всех вместе, чтобы бедой не разлучились. Не нужно жалеть сил и времени на то, чтобы собирать всех родных хотя бы в дни рождения или по великим праздникам, для того, чтобы узнать самое удивительное счастье на земле, выраженное пословицей: «Вся семья вместе - так и душа на месте». Собрать всех вместе, чтобы глаза видели, а сердце понимало: это родной тебе семейный круг, твоя отрада и опора. Только тогда дано будет присущее русскому человеку ощущение «помощи стен» в родном доме.

Русский человек без родни не живёт. Не пришла ли пора задуматься над заветами предков и их предостережениями? Не пришла ли пора отогреть родных по крови, трудно живущих? Вспомнить о своих родителях, о своих предках. Посетить могилы усопших.

У всякого рода есть своё древо жизни. Но, оказывается не все знают, как зовут всех их бабушек, дедушек, не знают, чем они занимались, какие были семейные традиции.

Примеры подражания, понятия родного очага, честного выполнения своего долга на земле - всё это должно занимать души наших детей, только тогда новое «молодое племя» станет опорой для нас.

Как можно возобновить и развить семейные традиции? Для начала нужно собраться всей семьёй, вместе с детьми. Взять чистые листы и постараться вспомнить не только имена, но и прозвища всех родных, которые когда-то бытовали в семейном кругу среди домочадцев. Это будут первые летописные страницы, наброски вашей родословной. Надо связать воедино родовую память. Этим вы увлечёте своих детей. Оторвёте их от «дурного».

Затем пусть они узнают историю той или иной семейной реликвии. Вспомните, может быть в доме есть вещь, которую ваша семья передает из поколения к поколению, от деда к отцу, от отца к сыну.

- Расскажите детям о семейных традициях в выборе профессии.

- Поручите детям создать семейный музей, куда войдут фотографии, личные вещи предков, особенно ценные предметы, сделанные руками ваших родственников: предметы быта, шитьё, вышивка.

Поручите детям создать семейный музей, куда войдут фотографии, личные вещи предков, особенно ценные предметы, сделанные руками ваших родственников: предметы быта, шитьё, вышивка. Родовая мебель, посуда, книги, одежда, награды, грамоты, дипломы, рукописи. Все эти вещи помогут в изучении происхождения вашей семьи, круг общения предков.

Выделите самые яркие традиции, например, к праздникам подавать на стол домашние пироги, на Новый год каждому дарить что-то, сделанное своими.

Может быть, после таких заданий вы сблизитесь со своими детьми? Вы поймёте, как важно вовремя вернуть детей в дом.








© 2010-2022