Рекомендации по организации и проведению индивидуальной профилактической работы с подучетной категорией

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по организации и проведению индивидуальной профилактической работы с подучетной категорией (психологи, соц.педагоги).

Выбор используемых методов в работе психолога и социального педагога с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении индивидуален и зависит от доминирующего фактора неблагополучия.

п/п

Доминирующий фактор в характеристике семьи

Виды помощи семье и детям

1

Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи

  1. Наблюдения психолога, социального педагога за ребенком.

  2. Психодиагностическое обследование несовершеннолетних (в зависимости от возникшей проблемы)

- школьная дезадаптация

- социальная неадаптированность

- правонарушения

- уход от проблем с помощью алкоголя и др.

3. Консультации родителей по результатам обследования.

  1. Помощь психоневролога, других специалистов семье и детям (при необходимости).


  1. Проведение семинаров и бесед (родительские собрания) на темы: -«Семья, как фактор формирования личности несовершеннолетнего»

- «Взаимопонимание - эмоциональное благополучие семьи»

- «От личности родителей - к личности ребенка» и др.

6. Просмотр видеоматериалов, фильмов об особенностях воспитания в семье.

7. Посещение на дому

2

Жестокое отношение к ребенку

  1. Наблюдения психолога образовательного учреждения, социального педагога за ребенком.

  2. Психодиагностическое обследование несовершеннолетних и родителей:

- анкетирование по выявлению жестокого обращения в семье

- диагностика стиля семейного воспитания (методики АСВ, ОРО, ВВР, проективная методика Рене Жиля и др.)

- диагностика личностных особенностей (методики: 16-PF Кеттелл, Айзенк, Дембо-Рубинштейн, Спилбергер-Ханин, Баса-Дарки и др.)


  1. Консультация для родителей по результатам обследования.

  2. Привлечения к занятиям детско-родительской группы (занятия с элементами тренинга).

- Цикл занятий «Вместе с мамой!» (оптимизация детско-родительских отношений) Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс


  1. Привлечение родителей к работе семинаров, бесед по тематике воспитания в семье:

- «Поощрение и наказание в семье»

- «Агрессия и агрессивность»

- «Способы разрешения конфликтов в семье» и др.

  1. Посещение на дому

3

Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем

  1. Наблюдение психолога, соц.педагога образовательного учреждения за ребенком.

  2. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование несовершеннолетнего у детского психиатра.

  3. Консультирование детей на ПМПк и определение программы обучения.

  4. Проведение с родителями профилактических бесед на темы:

- «О влиянии злоупотребления алкоголем на психику человека»

- «Что делает ваша семья, собравшись вместе?»

- «Социальное сиротство, как последствие злоупотребления ПАВ» и др.

5. Индивидуальная работа с родителями специалистов психологической помощи по изменению отношений в семье.
6.Посещение на дому

4

Невыполнение обязанностей родителей по воспитанию и обучению н\л

  1. Наблюдение психолога образовательного учреждения за ребенком.

  2. Консультативная помощь несовершеннолетним психоневролога (по необходимости).

  3. Проведение с родителями профилактических бесед по восстановлению ответственных отношений к детям.

- «Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психической травматизации личности»

  1. Привлечение родителей к работе семинаров, родительских собраний:

- «Детско-родительские отношения»

- «Род, семья, очаг: фамильные ценности»

- «От личности родителей - к личности ребенка» и др.

5. Привлечение к занятиям детско-родительской группы (занятия с элементами тренинга).

-«Родительский практикум»Н.Хрящева, Е.Сидоренко - тренинг гармоничных детско-родительских отношений (35 часов)

- «Психокоррекционная программа с целью формирования положительных установок в сознании родителей» В.В.Ткачева и др.

6. Коррекционная работа с несовершеннолетними с использованием элементов игротерапии.

7. Посещение на дому

5

Опекунские семьи:

(дети, родители которых были лишены род.прав или ограничены в правах )

1. Консультации психолога, социального педагога для опекунов.

2. Индивидуальная работа психолога с ребенком.

3. Психологическая помощь ребенку в социальной адаптации.

4. Обучение опекунов по программе подготовки кандидатов в усыновители и приемных родителей в рамках региональной целевой программы «Дети - сироты»

5.Привлечение родителей к работе семинаров, бесед по тематике воспитания в семье.

6. Посещение на дому

Основные задачи, которые решают специалисты при организации и проведении ИПР с подучетной категорией на уровне школы:
Классный руководитель

  • является связующим звеном по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками;

  • делает первичный запрос специалистам и предоставляет первичную информацию о ребенке и семье;

  • организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

Социальный педагог

  • изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;

  • организует профилактическую работу с родителями и детьми;

  • поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;

  • взаимодействует с ЦПМСС.


Психолог

  • изучает личность учащегося и коллектива класса;

  • анализирует адаптацию ребенка в среде;

  • выявляет дезадаптированных учащихся;

  • изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками;

  • подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;

  • выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;

  • осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.


© 2010-2022