• Преподавателю
  • Социальному педагогу
  • Публикация на тему «Совместная работа социального педагога и педагога – психолога при осуществлении мониторинга социально – психологической адаптации обучающихся первых классов в процессе введения ФГОС»

Публикация на тему «Совместная работа социального педагога и педагога – психолога при осуществлении мониторинга социально – психологической адаптации обучающихся первых классов в процессе введения ФГОС»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Совместная работа социального педагога и педагога - психолога при осуществлении мониторинга социально - психологической адаптации обучающихся первых классов в процессе введения ФГОС»

Шаповалова Н.Ю. социальный педагог МБОУ «Волоконовская СОШ №2»

Первая ступень школьного обучения рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающая ни одной из последующих ступеней.

С сентября 2011 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно-деятельностный подход. Наряду с освоением знаниевого компонента (умением читать, писать, считать), развитие личности ученика является целью и основным компонентом образования. Стандарт устанавливает и новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Уделено внимание и прблеме психолого-педагогического сопровождения. В работе по созданию условий для успешной адаптации руководствуемся на следующие нормативные документы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Закон «Об образовании»

  • «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ». Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. № 636

  • «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000

  • «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» Письмо МО РФ № 22-06-86 от 26.01.2000

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655);

  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

  • Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную Министерство образования РФ Департамент общего и дошкольного образования 21.05.2004г. № 14-51-140/13.

В современной литературе понятие адаптация и дезадаптации рассматриваются с различных позиций. Для описания данных феноменов, проявляющихся в преходящих и стойких реакциях, свидетельствующих о проблемах или их отсутствии в приспособлении к окружающей среде, используются следующие термины:

  • психическая адаптация и дезадаптация,

  • социальная адаптация и дезадаптация,

  • психогенная школьная адаптация и дезадаптация,

  • учебная дезадаптация.

Психологическая адаптация это процесс активного приспособления человека к меняющимся условиям окружающей среды, прежде всего - социальной. При успешной адаптации личности раскрывается и развивается. Если же окружающая социальная среда предъявляет к человеку требования, адаптация к которым затруднена в силу его личностных или возрастных особенностей, то могут развиваться состояния социальной, психической и соматической напряженности

При психической дезадаптации наблюдаются эмоциональные нарушения, которые выражаются *в снижении общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости и, наоборот, возрастании показателей эмоциональной возбудимости, тревожности, нейротизма. * в проявлении неполноценности в отношениях с товарищами, учителями, родителями и в поведении в целом, *уход в себя, чрезмерная застенчивость и тревога, *недостаточность внимания на уроках, неспособность к длительному сосредоточению, жалобы на плохое самочувствие, падение успеваемости.

С течением времени состояние детей с такого рода эмоциональными нарушениями может ухудшаться.

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ:

  • врожденная или конституциональная уязвимость

  • неврозы, развивающиеся под влиянием неправильного стиля воспитания или личностных особенностей родителей

  • смена обстановки и необходимость в контактах с большим количеством новых людей

Основной причиной школьной дезадаптации являются не сами по себе промахи в учебной деятельности школьников или их отношения со взрослыми и сверстниками, а переживания по поводу этих промахов и отношений.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

Преходящие изменения поведения как реакция на стресс в виде психогенных характерологических реакций в кризисных состояниях в дальнейшем могут трансформироваться в невротические реакции и расстройства, принимая форму более или менее постоянных стереотипов невротического реагирования. Если тип невротического реагирования поддерживается в течение 2-3 лет и более, это знаменует переход к психогенному формированию личности, изменению структуры характера..


© 2010-2022