Занятие с элементами тренинга Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности учителя

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие с элементами тренинга

«Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности учителя»

Цель. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профилактики эмоционального выгорания.

Задачи.

  1. Дать понятие психологического термина стрессоустойчивость.

  2. Обучение коллег способам регуляции психоэмоционального состояния.

  3. Диагностика стрессоустойчивости.

Продолжительность занятия :1-1,5ч.

Методы работы: психопросвещение, психоконсультирование, релаксация.

Упражнение Разминка

Упражнение "Мой стиль в профессии"

Группа учителей садится в круг и психолог предлагает каждому выразить приветствие группе, представляя, что перед ними не учителя, а школьники. Приветствие может выражаться словами: "Здравствуйте, ребята!" Рекомендуется при этом подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица. После того, как все участники группы выразили свои приветствия, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают впечатления как бы с позиции детей. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию.

В данном упражнение группа работает на каждого участника, реализуя для него обратную связь в процессе поиска собственного индивидуального стиля деятельности.

Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности является актуальной не только для молодых учителей, начинающих свою работу в школе. Учителя, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь необходимо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможность наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего "Я".

Рефлексия

Свою лекцию профессор начал со стаканом воды в руках. Он задал аудитории вопрос:
- Что бы случилось, если бы я был вынужден держать стакан несколько минут?
- Ничего бы не произошло, - ответили студенты.
- А если бы держать пришлось на протяжении часа?
- У вас стала бы болеть рука.
- А если весь день?
- У вас рука бы онемела, вам понадобился бы врач.
- Хорошо. Обсуждая эту тему всего несколько минут, у меня уже начала уставать рука. Что я буду вынужден сейчас сделать?
- Поставить стакан, - ответил самый смелый из студентов.
- Это точно! - профессор заинтересованно посмотрел на смельчака. - С проблемами так всегда. Только подумал о них - и они тут как тут. Начнешь думать о них дольше - они уже зудят. Будешь думать о них еще больше - они тебя окончательно парализуют.

Чтобы решать проблемы, думать о них важно. Но еще важнее научиться вовремя, ставить их на место.

Тест на стрессоустойчивость

Раздражает ли вас:

  1. Смятая страница книги и журнала, которую вы хотите прочитать?

  2. Небрежно одетые дети?

  3. Чрезмерная близость собеседника при разговоре?

  4. Женщина, курящая на улице?

  5. Человек, кашляющий в вашу сторону?

  6. Когда кто-то грызет ногти?

  7. Когда кто-то смеется в невпопад?

  8. Когда кто-то учит вас, что делать?

  9. Когда кто-то опаздывает?

  10. Вы смотрите фильм и его комментируют?

  11. Когда в поезде вам мешают отдыхать?

  12. Когда дарят вам не нужные вещи?

  13. Пересказывают содержание книги, а вы ее хотели прочитать?

  14. Слишком сильный запах духов?

  15. Коллега, слишком жестикулирующий во время разговора?

  16. Когда коллега, употребляет иностранные слова?

Ключ: да «безусловно» - 3 б., да «но не очень» - 1 б., нет - 0 б.

Результат

Более 36 баллов. Вас не отнести к терпеливым и спокойным людям. Вас раздражает почти все, даже самое незначительное. Вы вспыльчивы и легко выходите из себя. Это расшатывает вашу нервную систему.

От 13 до 36 баллов. Вас раздражают очень неприятные вещи не драматизируйте повседневные невзгоды, вы способны легко забывать о них.

Менее 13 баллов. Вы достаточно спокойный человек, реально смотрящий на жизнь вас не так-то просто вывести из равновесия. А это гарантия против стресса.

Стрессоустойчивость - представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессоустойчивость - это способность человека переносить стрессы без негативных последствий для своей психики. Применительно к работе - это умение выполнять свои задачи спокойно, находясь в стрессовой ситуации.

По степени стрессоустойчивости люди делятся на следующие группы:

Стрессоустойчивые. Легко принимают любые перемены, так как гибкие и пластичные в плане приспособления к каким-либо стрессовым факторам. Поэтому они к переменам всегда готовы, а кризисные ситуации преодолевают достаточно легко.

Стрессонеустойчивые. Малейшее развитие событий не по их сценарию приводит их в состояние сильного стресса. Изменения застают их врасплох, адаптация к непривычной обстановке для этих людей неимоверно тяжела. Менять свои взгляды, установки и поведение очень сложно.

Стрессотренируемые люди. Они к изменениям как будто готовы, но к окружающей обстановке будут адаптироваться постепенно. Они будут меняться, но в медленном темпе. Резкие движения не для них, иначе они впадут в депрессию. При повторении стрессовых ситуаций с каждым разом будут реагировать на них все более спокойно.

Стрессотормозные люди. Под воздействием внешней среды меняться не станут, так как стоят на твердых позициях и имеют собственное мировоззрение. В исключительных случаях пойдут на то, чтобы однократно изменить психотравмирующую сферу жизни. Могут теряться, когда стрессы сопровождают их постоянно.

Советы по снятию эмоционального напряжения
Ведущий. Современный учитель обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое неизбежно возникает в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только учителя, но и учеников. Существуют разные способы снятия стресса.
Участникам предлагается в течение пяти минут обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций.


Ароматические средства: свечи, масла, лосьоны.

Запахи - сильнейший инструмент влияния на тело и психику человека. Для снятия стресса можно использовать масла аниса, апельсина, лаванды, ванили. Очень хорошо успокаивают запахи бергамота, душицы, лимона, мяты.

Следует помнить, что ароматерапевты не рекомендуют использовать одно и то же масло слишком долго. Чтобы запахи не потеряли своего расслабляющего эффекта для вас, чаще их меняйте.

Кассеты/диски с музыкой и/или звуками природы.

Издревле известна огромная сила, с которой могут влиять на сознание и подсознание людей различные формы звукового воздействия. Это и монотонная барабанная дробь и песнопения шаманов, и тибетское многоголосное пение, и священные песнопения в христианских храмах.

Станислав Гроф, основатель холотропной терапии, указывал, что хорошая музыка обладает особой ценностью, так как помогает человеку обнаружить старые забытые эмоции и выразить их, придать смысл происходящему в настоящем и сделать его более значимым. Безусловно, музыка прекрасно расслабляет, причем выбор здесь достаточно широк: это может быть и классическая музыка, и бардовская песня, и роковые композиции, и естественные звуки природы. О вкусах не спорят!

Вдохновляющие и духовные книги.

Хорошо, если в библиотеке современного человека есть не только детективы и «любовная» литература. Чтение духовных и вдохновляющих книг удивительным образом меняет не только мысли, но и мировоззрение человека в целом. Сделайте чтение подобной литературы частью вечернего ритуала, и эта небольшая привычка может коренным образом изменить всю вашу жизнь. Чтение книг о стрессе также поможет вам в сохранении жизненного равновесия.

Диски с любимыми фильмами и мультфильмами.

Телевидение прочно вошло в жизнь современного человека, и бороться с этим бесполезно. Более реальной видится задача повышения качества того, что мы впускаем в себя и своих детей посредством экрана. Человеку, находящемуся в состоянии стрессового напряжения, очень полезно посмотреть любимые кинокомедии или мелодрамы прошлых лет. Отличным образом на подсознание и детей, и взрослых действуют также мультипликационные фильмы советского времени.

Посещение косметолога, парикмахера, массажиста.

Безусловно, эти мероприятия - лучшее лекарство от депрессии. Подстригитесь, поменяйте цвет волос, порадуйте свое лицо омолаживающей, антистрессовой маской, насладитесь расслабляющем эффектом общеукрепляющего массажа, и многие проблемы явно уменьшатся в размерах.

Эмоциональный стресс

Этот вид стресса, так или иначе, связан с нашими эмоциями, эмоциональными реакциями.

Внутриличностный стресс

Находиться в мире с самим собой! Как это важно и как часто мы не можем этого достичь. Наши внутренние переживания, недовольства, смятения начинают проявляться раздражительностью, неудовлетворённостью и как следствие развивается стресс. К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды и др.

Рабочий стресс

Стремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата или просто высокая рабочая нагрузка и не важно, каким трудом Вы занимаетесь, физическим или умственным, но если работа вызывает хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, это может перейти в рабочий стресс. Часто его связывают с несправедливой оценкой труда, ролевой неопределённость и даже с плохим обеспечением безопасности на работе.

Финансовый стресс

Мы живём в том мире, где деньги играют в жизни человека большое значение. Мы приобретаем продукты питания, необходимые предметы в быту, оплачиваем развлечения и счёта за квартиру и многое другое. Ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов способны привести к такому виду стресса, как финансовый стресс. К стрессу могут привести неожиданные траты и незапланированные расходы, невозможность взять кредит для необходимой покупки, заниженная оплата труда и т. д.

Общественный стресс

Мы находимся в обществе и редко можем избежать тех, проблем, которые в нём возникают. Общественный стресс развивается у какой-то группы людей. Причиной общественного стресса могут быть экономические, политические проблемы и др.

Экологический стресс

Неблагоприятные экологические факторы напрямую влияют на наше здоровье. Самые разные факторы, в том числе воздействие химии, шума, загрязнённой воды и т. д. отрицательно влияют на организм в целом. Как эти причины, так и ожидание неблагоприятного воздействия плохой экологической обстановки приводит к экологическому стрессу.

Вернемся к понятию Стрессоустойчивости-... совокупность личностных качеств...

на слайде ряд качеств все подходят учителю?

обсуждение....

Релаксация. Упражнение «Прогулка к морю» (музыка)
Данная медитативная техника направлена на расслабление и снятие напряжения; выполняется под музыку.
Ведущий. Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и теплая волна расслабления проходит по мышцам. Представьте, что вы стоите на небольшой скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее вдаль и сливающееся с горизонтом.
Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами, набегающими на берег, вдыхая свежий соленый воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы спускаетесь на берег, снимаете обувь и босиком бежите по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная. Вы раскидываете руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи и легкий приятный ветерок ласково прикасаются к вашему лицу, набежавшая волна брызгами окутывает вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и улыбка счастья. Ваше тело становится легким и гибким. Вам хочется, как маленькому ребенку, веселиться - бегать, прыгать, брызгаться, смеяться. Позвольте себе эти несколько минут быть самим собой и делать все, что хочется.
Вам пора возвращаться. Вот вы опять на Скале и смотрите на этот мирный, прекрасный уголок, который подарил вам отдых и счастье. Это ваше место, и вы всегда можете сюда вернуться, если будет нужна поддержка. Для этого придумайте свой ключ к этому месту - какой-нибудь жест - и запомните его. Теперь вы всегда, в любой ситуации можете получить поддержку. Не спеша попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза. Мы снова в комнате.
Рефлексия...

Упражнение "Коллаж"-тема"Я -учитель!"

Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.

Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина», «тело», «я», «прошлое - настоящее - будущее» и мн. др.)

Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет;

Рефлексия

1000 шариков

Несколько недель назад я приготовил себе кофе, взял утреннюю газету и сел послушать радиоприемник. Переключая каналы радиостанции, я вдруг остановил свое внимание на бархатном голосе одного старика. Он что-то говорил о "тысяче шариков". Я заинтересовался, сделал звук погромче и откинулся на спинку кресла.

- Хорошо, - сказал старик, - могу поспорить, что вы очень заняты на работе. Вчера, сегодня, завтра. И пусть вам платят много. Но за эти деньги они покупают вашу жизнь. Подумайте, вы не проводите это время со своими любимыми и близкими. Ни за что не поверю, что вам нужно работать все это время, чтобы свести концы с концами.

Вы работаете, чтобы удовлетворить ваши желания. Но знайте, что это замкнутый круг - чем больше денег, тем больше хочется, и тем больше вы работаете, чтобы получить еще большее. Нужно суметь в один момент спросить себя: "А действительно ли мне так нужна та или иная вещь, например новая машина?" И ради этого вы готовы пропустить первое танцевальное выступление вашей дочери или спортивное соревнование вашего сына?

Позвольте мне рассказать кое-что, что реально помогло мне сохранить и помнить о том, что главное в моей жизни. И он начал объяснять свою теорию "тысячи шариков":

- Смотрите, в один прекрасный день я сел и подсчитал. В среднем человек живет 75 лет. Я знаю, некоторые живут меньше, другие больше. Но живут примерно 75 лет. Теперь я 75 умножаю на 52 (количество воскресений в году) и получается 3900 - столько воскресений у вас в жизни. Когда я задумался об этом, мне было пятьдесят пять.

Это значило, что я прожил уже примерно 2900 воскресений. И у меня оставалось только 1000. Поэтому я пошел в магазин игрушек и купил 1000 небольших пластиковых шариков. Я засыпал их все в одну прозрачную банку. После этого каждое воскресенье я вытаскивал и выбрасывал один шарик. И я заметил, что когда я делал это и видел, что количество шариков уменьшается, я стал обращать больше внимания на истинные ценности этой жизни.

Нет более сильного средства, чем смотреть, как уменьшается количество отпущенных тебе дней! Теперь, послушайте последнюю мысль, которой я хотел бы поделиться сегодня с вами, перед тем как обнять мою любимую жену и сходить с ней на прогулку. Этим утром я вытащил последний шарик из моей банки...

Поэтому каждый последующий день для меня подарок. Я принимаю его с благодарностью и дарю близким и любимым тепло и радость. Знаете, я считаю, что это единственный способ прожить жизнь. Я ни о чем не сожалею. Было приятно с вами поговорить, но мне нужно спешить к моей семье. Надеюсь, еще услышимся! ...

Я задумался. Действительно, было о чем подумать. Я планировал ненадолго смотаться сегодня на работу - нужно было делать проект. А потом я собирался с коллегами по работе сходить в клуб.

Вместо всего этого я поднялся наверх и разбудил мою жену нежным поцелуем.
- Просыпайся, милая. Поедем с детьми на пикник.
- Дорогой, что случилось?
- Ничего особенного, просто я понял, что мы давно не проводили вместе выходные. И еще, давай зайдем в магазин игрушек. Мне нужно купить пластиковые шарики...

Упражнение "Я тебе желаю...."

Упражнение "Итоги дня" (рефлексия).

Цель: получение обратной связи от участников тренинга.

  • Что принес вам сегодняшний день?

  • Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

  • Что возьмете на вооружение, и будете использовать в дальнейшем?

Участники по кругу высказывают свои мнения и впечатления.

Заполнение анкеты обратной связи.

  • Нужны ли вам такие тренинговые занятия? (Да. Нет.)______________________________________

  • Оцените, насколько интересным для вас был тренинговое занятие (1-2-3-4-5).________________

  • Оцените, насколько полезным для вас было тренинговое занятие (1-2-3-4-5).__________________

  • Продолжите фразу: "Было бы лучше, если бы в ходе занятия…"______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


М


Анкета обратной связи.

  • Нужны ли вам такие тренинговые занятия? (Да. Нет.)______________________________________

  • Оцените, насколько интересным для вас был тренинговое занятие (1-2-3-4-5).________________

  • Оцените, насколько полезным для вас было тренинговое занятие (1-2-3-4-5).__________________

  • Продолжите фразу: "Было бы лучше, если бы в ходе занятия…"______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета обратной связи.

  • Нужны ли вам такие тренинговые занятия? (Да. Нет.)______________________________________

  • Оцените, насколько интересным для вас был тренинговое занятие (1-2-3-4-5).________________

  • Оцените, насколько полезным для вас было тренинговое занятие (1-2-3-4-5).__________________

  • Продолжите фразу: "Было бы лучше, если бы в ходе занятия…"______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета обратной связи.

  • Нужны ли вам такие тренинговые занятия? (Да. Нет.)______________________________________

  • Оцените, насколько интересным для вас был тренинговое занятие (1-2-3-4-5).________________

  • Оцените, насколько полезным для вас было тренинговое занятие (1-2-3-4-5).__________________

  • Продолжите фразу: "Было бы лучше, если бы в ходе занятия…"______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета обратной связи.

  • Нужны ли вам такие тренинговые занятия? (Да. Нет.)______________________________________

  • Оцените, насколько интересным для вас был тренинговое занятие (1-2-3-4-5).________________

  • Оцените, насколько полезным для вас было тренинговое занятие (1-2-3-4-5).__________________

  • Продолжите фразу: "Было бы лучше, если бы в ходе занятия…"______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета обратной связи.

  • Нужны ли вам такие тренинговые занятия? (Да. Нет.)______________________________________

  • Оцените, насколько интересным для вас был тренинговое занятие (1-2-3-4-5).________________

  • Оцените, насколько полезным для вас было тренинговое занятие (1-2-3-4-5).__________________

  • Продолжите фразу: "Было бы лучше, если бы в ходе занятия…"______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


© 2010-2022