К вопросу сиблинговых позиций как причины конфликтности родительско-детских отношений

Семья представляет собой ячейку общества, важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях – отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. Супружеские, родительско-детские и сиблинговые (отношений братьев и сестер) отношения составляют основу семьи как системного образования, поскольку именно социальные взаимодействия превращают обычную структуру ка...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К вопросу изучения сиблинговых позиций подростков как причины конфликтности родительско-детских отношений

Семья представляет собой ячейку общества, важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. Супружеские, родительско-детские и сиблинговые (отношений братьев и сестер) отношения составляют основу семьи как системного образования, поскольку именно социальные взаимодействия превращают обычную структуру как набор необходимых элементов в систему, связывающую последних в отлаженный и постоянно развивающийся биологический и психологический организм.

Сиблинговые позиции, наряду с родительским поведением, личностными особенностями детей, социальным благополучием семьи в целом, оказывают сильнейшее влияние на формирование и развитие личности ребенка, в том числе и на формирование конфликтности в его общении с окружающими. К основным сиблинговым позициям, оказывающим воздействие на развитие личности ребенка в будущем и степени его конфликтности, относятся следующие: а) «первенец», как правило, консервативный и замкнутый в связи с психологической травмой, вызванной рождением других детей в семье; б) «второй ребенок», вынужденный соперничать с первенцем за лидерство и потому обычно вырастающий соперничающим, честолюбивым, ориентированным на достижения; в) «последний ребенок», часто страдающий от чувств неполноценности и зависимости, что связано с заниженными ожиданиями от него со стороны родителей и большей опекой с их стороны.

Однако недостаточная изученность проблемы зависимости конфликтности детско-родительских отношений от сиблинговой позиции подростка обусловили проведение дополнительного исследования данного вопроса с проведением эксперимента (на примере подростков г. Саранска) и формулированием рабочей гипотезы. Согласно рабочей гипотезе, личностное взросление современных подростков нередко сопровождается возникновением конфликтов в отношениях с родителями, характер и особенность которых непосредственно зависят от тех сиблинговых позиций, которые они занимают в семье. Наиболее сильные и часто возникающие конфликты наблюдаются в области родительско-детских отношений так называемых «крайних» сиблингов, особенно у старших детей; наименее сильные и менее часто возникающие конфликты - у «средних» сиблингов, что связано с отсутствием гиперопеки или, наоборот, попустительского отношения со стороны родителей, актуальных для младших и старших детей в многодетной семье.

Объем выборки составил 10 семей. Необходимым условием для семьи, участвующей в исследовании, должно было быть наличие трех детей подросткового возраста. При этом разница в возрасте детей особого значения не имела.

Среди методик, использовавшихся в ходе изучения зависимости конфликтности от сиблинговой позиции подростка, нами использовались следующие:

Во-первых, анкета открытого типа, содержащая следующие вопросы:

1. Насколько часто в Вашей семье возникают конфликты с детьми?

2. С кем из детей это происходит чаще?

3. Укажите три наиболее частых причины возникновения конфликтной ситуации с тем ребенком, с которым это происходит чаще, чем с остальными.

4. Имеют ли различия способы разрешения конфликтных ситуаций с разными детьми? В отношениях с кем Вы чаще прибегаете к компромиссу? Почему?

5. С кем из детей Ваши отношения можно назвать более сбалансированными, более гармоничными? С чем это связано?

6. Можно ли сказать, что Вы неодинаково относитесь к детям? Если да, то в чем это проявляется?

7. Считают ли Ваши дети, что Вы относитесь к ним по-разному? Чем они это мотивируют?

Данная анкета рассчитана на родителей, поскольку сами подростки дадут скорее всего излишне субъективные и ситуативно обусловленные ответы (например, под влиянием недавно происшедшей ссоры или конфликта).

Во-вторых, методика PARI (Parental Attitude Research Instrument), которая предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), в том числе и к своим детям.

В-третьих, тест на исследование уровня конфликтности личности (К. Томас, ад. Н. Гришина), с помощью которого изучаются личностные особенности сиблингов подросткового возраста, а также их поведение в конфликтных ситуациях. Исследование здесь осуществлялось по двум шкалам: 1) определение уровня конфликтности личности подростка-сиблинга (очень низкий уровень, низкий, ниже среднего, чуть ниже среднего, средний, чуть выше среднего, выше среднего, высокий, очень высокий); 2) поведение подростка в конфликте по таким параметрам, как «соперничество», «сотрудничество», «компромисс», «избежание», «приспособление».

В-четвертых, тест на конфликтность (Кноблох-Фальконетт), ориентированный исключительно на изучение сиблингов подросткового возраста. По его результатам выявляется следующая особенность личности испытуемого: эгохватание (это внутренняя конфликтность личности, склонность к самообвинениям, нерешительности и неуверенности в себе, потребность в постоянной опеке) и гармоничность (спокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний, последовательность поведения).

Кроме того, в ходе проведения исследования осуществлялось постоянное наблюдение за родительско-детскими отношениями в семьях сиблингов подросткового возраста.

Для того чтобы результаты были более точными, всех испытуемых (родителей и сиблингов подросткового возраста) ознакомили с процедурой заполнения бланков, относящихся к указанным психодиагностическим методикам, а также анкет. Для более серьезного подхода к исследованию со стороны респондентов исследователь четко объяснял цели и задачи, стоящие перед ним, проводил систематическое наблюдение за внутрисемейными отношениями, с той целью, чтобы подростки могли привыкнуть к постороннему человеку.

Всего было опрошено 30 подростков от 10 до 15 лет.

10-ти летние подростки составляли 20% опрошенных;

11-ти летние - 10% опрошенных;

12-ти летние - 25% опрошенных;

13-летние - 20% опрошенных;

14-ти летние - 10% опрошенных;

15-ти летние - 15% опрошенных.

Эмпирическое изучение проблем зависимости конфликтности родительско-детских отношений от сиблинговой позиции подростков в многодетных семьях осуществлялось в четыре этапа, на каждом из которых применялась одна из четырех вышеописанных психодиагностических методик.

Как показали результаты исследования, в особенной степени сложные условия воспитания и развития личности обнаруживаются у «старших» сиблингов, на которых возлагаются дополнительные обязанности по дому, уходу за младшими сестрами и братьями. Конфликты с родителями у «старших» сиблингов носят более острый, открытый характер, а в их разрешении редко используется компромисс или стратегия сотрудничества. Менее сложная ситуация у «младших» сиблингов, которые однако страдают от гиперопеки, но конфликтные ситуации в их отношениях с родителями возникают реже, носят более скрытый характер, часто в их разрешении используется стратегия сотрудничества. Более сбалансированные отношения с родителями у «средних» сиблингов: конфликты возникают реже и разрешаются, как правило, с использованием стратегий сотрудничества и компромисса. Частота возникновения конфликтов в родительско-детских отношений в конечном итоге оказывает влияние и на личность подростка: если личность «средних» сиблингов обнаруживает более высокие показатели гармоничности, то у «крайних» сиблингов происходит отклонение в сторону повышения «эгохватания». То есть если для «средних» сиблингов в большей степени характерно спокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний, последовательность поведения, то для «старших» сиблингов, наоборот, внутренняя конфликтность личности, склонность к самообвинениям, нерешительности и неуверенности в себе, потребность в постоянной опеке. У «младших» сиблингов данные показатели одинаковы, однако причиной высокого уровня «эгохватания» служит не потребность в опеке, которой ощущается у «старших» сиблингов, а скорее потребность в уходе от гиперопеки, которой окружают младшего в семье.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что нашла полное подтверждение и общая гипотеза исследования, согласно которой наиболее сильные и часто возникающие конфликты наблюдаются в области родительско-детских отношений у так называемых «крайних» сиблингов, особенно у старших детей; наименее сильные и часто возникающие конфликты - у «средних» сиблингов, что связано с отсутствием гиперопеки или, наоборот, попустительского отношения со стороны родителей, актуальных для младших и старших детей в многодетной семье. Безусловно, это должно учитываться при работе с подростками из многодетных семей, имеющими повышенную степень конфликтности с окружающими, при выборе коррекционных методик и общей программы их психологической реабилитации, а также в процессе их семейного воспитания, со стороны родителей и других членов семьи.

Литература

  1. Алексеева, О.С. Порядок рождения и когнитивное развитие сиблингов / О.С. Алексеева // Психологические исследования. - 2008. - № 2. - С. 21-27.

  2. Думитрашку, Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей / Т.А. Думитрашку // Психологический журнал. - 2005. - № 1. - С. 11-17.

  3. Зырянова, Н.М. Ранние сиблинговые исследования / Н.М. Зырянова // Психологические исследования. - 2008. - № 2. - С. 38-56.

  4. Лагун, И.В. Сиблинговые отношения как ресурс развития личности ребенка / И.В. Лагун // Журнал практического психолога. - 2006. - № 6. - С. 58-60.

6


© 2010-2022