Тренинг: «Психологическое благополучие педагога»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг: «Психологическое благополучие педагога»


Психолог: Носова Ю.А


Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов.

Задачи:

1.Формирование благоприятного психологического климата;

2. Развитие умения работать в команде, сплочение группы;

3.Осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

4. Профилактика эмоционального выгорания;

5. Способствовать позитивным взаимоотношениям в группе;

6.Улучшить эмоциональное состояние педагогов.

1.Разделение на группы с помощью геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат).

2.Проведение диагностики: «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой» (Приложение №1)

3.Диагностика №2 «Оценка уровней проф. выгорания педагогов» (Приложение №2)

Ход тренинга:

Приветствие. Упражнение «Улыбка»

Цель: развитие навыков невербального общения.

Задание. Приветствие партнеров по общению улыбкой.

Инструкция: Сегодня вместо слова «Здравствуйте» мы поприветствуем друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искренняя. Надменная, ироничная и т.д.

Анализ. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия? Как часто вы используете улыбку для установления контакта?

(Ответы участников)

Упражнение № 1 «Имя и его образ относительно своего тела»

Цель: развитие групповой эмпатии, большей сплоченности группы, преодоление барьера общения.

Инструкция: Участникам предлагается назвать свое имя и придумать образ, который соответствует его состоянию, и соотнести этот образ с областью своего тела.

Пример: «Я Татьяна, сегодня я - Бегунок, беспокойные ноги».

Упражнение № 2 «Доверяющее падение»

Цель: осознание полной бесконтрольности тела, взаимодействие с партнёром, снятие психических барьеров через преодоление чувства страха перед опасностью.

Задачи: снять мышечные зажимы, ослабить контроль над телом.

Инструкция: Участники делятся на пары: один падает, другой ловит. «Ловец» должен присесть, чтобы прервать падение почти у поверхности пола. Тот, кто падает, должен расслабиться, закрыть глаза и падать назад. Далее участники меняются ролями. Во время выполнения нельзя разговаривать, внимание - на ощущениях в своём теле. После того как все участники выполнят упражнение, можно поделиться ощущениями в группе.

Упражнение№ 3 «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время: 15 минут.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме - дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Упражнение №4 «Самоанализ»

Инструкция: На листе бумаги нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас, по окончанию тренинга.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом тренинга, когда вы получили фигуру не имея выбора, и дали ей яркие светлые цвета, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими (слайд № 19).

Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

- Оправдались ли ваши ожидания сегодня?


Методика «Изучение удовлетворенности учителей

своей профессией и работой»


Инструкция: Просим Вас, ознакомится с данной анкетой и ответить на данные вопросы. Выберите один из вариантов ответа (да, нет, не знаю), который совпадает с вашим мнением, и поставьте под ним знак +.

Текст опросника

Удовлетворены ли вы:

Да

Нет

Не знаю

1. Вашей профессией

2. Достигаемыми результатами

3. Взаимоотношениями с администрацией школы

4. Взаимоотношениями с коллегами в школе

5. Взаимотношениями с учащиемися

6. Взаимоотношениями с родителями учащихся

7. Отношением учащихся к вашему предмету

8. Отношением к вашему предмету педагогического коллектива

9.Отношением родителей учащихся к вашему предмету

10. Своей профессиональной подготовкой в целом

11. Своей методической подготовкой

12. Своей теоретической подготовкой

13. Своей организационной подготовкой

14. Материальной базой школы

15. Местом работы

16. Учебной программой

17. Заработной платой


Обработка результатов: За ответ ДА начисляется +1 балл, за ответ НЕ ЗНАЮ 0 баллов и за ответ: НЕТ -1. Производится суммирование всех баллов с учетом их знака.

Вывод: Степень удовлетворенности работой по всем 17 позициям оценивается как высокая, если обследуемый набирает +11 баллов и выше. Средняя от +6-+10 баллов. Низкая от +1 - +5 баллов.

Степень неудовлетворенности работой оценивается как низкая, если набирает от -1-5 , средняя от -6-10, и высокая от -11 и выше.






Приложение№2

Наблюдается ли у вас:

1. Чувство постоянной усталости не только вечером, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости)

2. Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности)

3. Ощущение, что работа становиться все тяжелее и тяжелее, а выполнить ее - все труднее и труднее

4. На работе я всегда в хорошем расположении духа

5. Ощущение эмоционального и физического истощения

6. Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события

7. Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы) 8. Сейчас я довольна своей профессией не меньше, чем раньше

9. Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию)

10. Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя)

11. Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает

12. У меня хороший сон и самочувствие

13. Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта

14. Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность)

15. Педагог затрудняется в принятии решений

16. Я с удовольствием иду на работу и всегда радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

17. Полная или частичная бессонница

18. Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что - то не так, как надо»)

19. Чувство бесполезности, неверия в улучшения, снижения энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам

20. Я работаю в атмосфере психологической безопасности и доброжелательности

21. Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня

22. Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»

23. Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий

24. У меня активно - эмоционально насыщенная деятельность с другими педагогами

25. Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке

26. Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)

27. Дистанция от коллег и учащихся, повышение неадекватной критичности

28. Я важная и необходимая часть школьного коллектива

Приложение 3


«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ-АЛЕН

К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).

2. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.


© 2010-2022