- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа работы педагога-психолога с тревожными детьми Сказка за сказкой (6-9 лет)
Программа работы педагога-психолога с тревожными детьми Сказка за сказкой (6-9 лет)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стрельцова Э.И. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дополнительная развивающая программа
по снятию тревожности у детей дошкольного
и младшего школьного возраста
«Сказка за сказкой»
Срок раелизации программы: 1 год
Возраст: 5-9 лет
Составитель
педагог-психолог
МБОУ гимназия №105
Стрельцова Э.И.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основании нормативных документов: федеральный закон №273 - ФЗ от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089) с учетом возрастных и индивидульных особенностей детей. Актуальность данной темы в том, что, сформировалось и закрепилось противоречие между новыми социально-педагогическими условиями; между осознанием и признанием большинства ученых-теоретиков и педагогов-практиков; духовно-нравственное обнищание населения; агрессивное поведение молодежи, преобладающее негативное эмоциональное состояние у большинства людей; практика и теория воспитания детей; наблюдение игнорирования родителями чтения рассказов, сказок, домашнего чтения, посвященного духовно-нравственной проблеме.
Данная коррекционная программа основывается на арт-терапевтическом методе - сказкотерапии. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сказкотерапия - это работа по развитию личности, это метод достижения внутренней гармонии. Гармоничный человек выступает в сказке и в жизни как созидатель, а дисгармоничный - как разрушитель. Это работа не с симптомами (внешними проявлениями проблемы или затруднения), а с причиной - внутренней дисгармонией, которая вызывает этот симптом. Сказкотерапия - это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Когда начинаешь рассказывать сказку с различных точек, на разных условиях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». Новизна данной программы в том, что кроме самой сказкотерапии , в нее были включены песочная терапия, изотерапия, игротерапия и релаксационный практикум. Кроме того, подбор упражнений был произведен мною лично, с учетом многолетних разработок в этой области Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Л.М. Костиной с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Программа с незначительными изменениями в силу возрастных особенностей детей была апробирована в лицее № 60 г. Уфы в 2004 году на учащихся 1- 3 классов и результаты превзошли ожидания. Кроме предполагаемых результатов по снижению тревожности и сплочению коллектива, у детей значительно повысилась успеваемость по школьным предметам и количество положительных оценок возросло. В работе были задействованы терапевтические, коррекционные, медитативные и развивающие сказки, в которых содержание сюжета носит обучающий характер, они направлены на позитивные и скорейшие изменения в поведении старших дошкольников и используются для снятия напряжения, тревожности, осознания себя в настоящем. При проведении программы учитываются правила создания сказочной среды.
Форма проведения и возраст участников: данная программа разработана для детей от 6 до 9 лет, форма работы - групповая.
Сроки проведения программы: 1 учебный год. Занятия проводяться 1 раз в неделю, продолжительность 1-го занятия от 30 до 40 минут в зависимости от возраста.
Цель программы.
Максимально снизить уровень эмоционального напряжения, тревожности и страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а так же нормализовать межличностные отношения в группе и повысить самооценку детей; обеспечить досуг и развить творческие и абстрактные мыслительные способности детей.
Задачи:
- расширить границы невербального самовыражения
- научить умению общаться друг с другом
- научить детей доверять друг другу
- расширить возможности восприятия своего тела
- научить детей поддерживать себя в ситуации, когда их обижают
- развивать мелкую моторику пальцев, которая напрямую связана с развитием интеллекта и подготовки руки к письму
- развивать абстрактные мыслительные способности - пространственное мышление, восприятие, внимание, память, наблюдательность, умение сосредоточиться
-развивать творческие мыслительные способности - воображение, образное мышление
-развивать умение делать общее дело
-
воспитывать чувство уверенности в себе и повысить самооценку
-
воспитывать чувство уверенности в поддержке сверстников
-
сформировать сплоченный, дружный коллектив
-
формировать позитивный взгляд на мир
-
Программное содержание:
Программа предназначена для старшего дошкольного и младшего школьного возраста возраста и разбита на четыре больших раздела, каждый из которых включает в себя 12 занятий, которые длятся до 40 минут каждое и проводятся по схеме построения занятий (схему см. ниже), кроме того включают в себя теоретические и практические занятия. В начале и в конце каждого раздела проводится мониторинг, чтобы отследить промежуточный результат, а в конце - итоговый.
1. «Созвездия страны Зодиакалии» по программе Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой.
2. «Волшебная страна чувств» по программе Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой.
3. «Мы в сказке и сказка внутри нас» с использованием коррекционной программы «Игровая терапия с тревожными детьми» Л. М. Костиной.
Каждый раздел самодостаточен, в каждом подводится итог, а значит его можно использовать как самостоятельную коррекционную программу в работе с тревожными детьми.
Схема построения занятия:
-
Ритуал «вхождения» в сказку.
-
Прочтение сказки и ее обсуждение.
-
Релаксация, изодеятельность, психогимнастические этюды, игры с
песком
-
Упражнения на отработку поведенческих навыков и познания своих
чувств.
-
Ритуал «выхода» из сказки.
Предполагаемый результат:
После проведения данной программы снизится уровень ситуативной и личной тревожности, повысится самооценка, снизится эмоциональное и психологическое напряжение, повысится уровень сплоченности группы, дети научатся доверять друг другу, повысится уверенность в своих силах, снизится мышечное напряжение, разовьется умение общаться друг с другом.
Учебно - тематический план:
1 Раздел: «Созвездия страны Зодиакалии»
№ занятия
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
дата
предполагаемая
фактическая
1 Сказка о Созвездиях
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение «Сказка о Созвездиях»
Обсуждение сказки
Тест «Сказка»
Ритуал «Выход из сказки»
2 Сказка Овен
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение «Сказка Овен»
Обсуждение сказки и рисунок созвездия
Упражнение «Зайки и слоники»
Ритуал «Выход из сказки»
3 Сказка Телец
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение «Сказка Телец»
Обсуждение сказки и рисунок созвездия
Упражнение «Корабль и ветер»
Ритуал «Выход из сказки»
4 Сказка Близнецы
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение «Сказка Близнецы»
Обсуждение сказки и рисунок созвездия
Упражнение «Ладошки»
Ритуал «Выход из сказки»
5 Сказка Рак
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение «Сказка Рак»
Обсуждение сказки и рисунок созвездия
Упражнение «Воздушный шарик»
Ритуал «Выход из сказки»
6 Сказка Лев
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение «Сказка Лев»
Обсуждение сказки и рисунок созвездия
Упражнение «Друг к дружке»
Ритуал «Выход из сказки»
7 Сказка Дева
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение «Сказка Дева»
Обсуждение сказки и рисунок созвездия
Упражнение «Солнечный зайчик»
Ритуал «Выход из сказки»
8 Сказка Весы
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение «Сказка Весы»
Обсуждение сказки и рисунок созвездия
Упражнение «Найди свою половинку»
Ритуал «Выход из сказки»
9 Сказка Скорпион
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение «Сказка Скорпион»
Обсуждение сказки и рисунок созвездия
Упражнение «Закорючка»
Ритуал «Выход из сказки»
10 Сказка Козерог
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение «Сказка Козерог»
Обсуждение сказки и рисунок созвездия
Упражнение «Прогулка с компасом»
Ритуал «Выход из сказки»
11 Сказка Стрелец
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение «Сказка Стрелец»
Обсуждение сказки и рисунок созвездия
Упражнение «Штанга»
Ритуал «Выход из сказки»
12 сказка Водолей
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение «Сказка Водолей - Рыбы»
Обсуждение сказки
Тест «Сказка»
Ритуал «Выход из сказки»
2 Раздел: «Волшебная страна чувств»
№ занятия
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное прочтение вступления в сказку и диагностика - рисование карты сказочной страны
Ритуал «Выход из сказки»
2
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со сказочной страной и ее королем»
Занятие с песком
Ритуал «Выход из сказки»
3
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: радость»
Занятие с песком
Ритуал «Выход из сказки»
4
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: грусть»
Занятие с песком
Ритуал «Выход из сказки»
5
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: интерес»
Занятие с песком
Ритуал «Выход из сказки»
6
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: страх»
Занятие с песком
Ритуал «Выход из сказки»
7
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: злость»
Занятие с песком
Ритуал «Выход из сказки»
8
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: удовольствие»
Занятие с песком
Ритуал «Выход из сказки»
9
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: вина»
Занятие с песком
Ритуал «Выход из сказки»
10
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: заговор обиды»
Занятие с песком
Ритуал «Выход из сказки»
11
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: в поисках любви»
Занятие с песком
Ритуал «Выход из сказки»
12
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное прочтение сказки «Возвращение короля» и диагностика - рисование карты сказочной страны
Ритуал «Выход из сказки»
3 Раздел: «Мы в сказке и сказка внутри нас»
№ занятия
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение «Как сказка врачевать научилась»
Обсуждение сказки
Упражнение «Волшебный конверт»
Социометрия (опрос)
Ритуал «Выход из сказки»
2
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение и дыхательные упражнения в процессе чтения сказки «Ежик и море»
Обсуждение сказки
Ритуал «Выход из сказки»
3
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение и дыхательные упражнения в процессе чтения сказки «Лягушка и экскаватор»
Обсуждение сказки
Ритуал «Выход из сказки»
4
Ритуал «Вхождение в сказку»
Рисование «Волшебные краски»
Упражнение «Головомяч»
Ритуал «Выход из сказки»
5
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение сказки «Боюська»
Обсуждение сказки
Упражнение «Передай предмет»
Упражнение «Испорченный телефон»
Ритуал «Выход из сказки»
6
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение сказки «Волшебная палочка»
Обсуждение сказки
Упражнение «Заколдованные»
Упражнение «Подарок»
Ритуал «Выход из сказки»
7
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение сказки «Полотно счастья»
Обсуждение сказки
Упражнение «Ищем клад»
Упражнение «Стрелялки»
Ритуал «Выход из сказки»
8
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение сказки «Мальчик и светлячок»
Обсуждение сказки
Упражнение «Выключенный звук»
Упражнение «Вылеплялки»
Ритуал «Выход из сказки»
9
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение сказки «Голубая искорка»
Обсуждение сказки
Упражнение «Волшебный мешочек»
Упражнение «Браво»
Ритуал «Выход из сказки»
10
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение сказки «Гномик»
Обсуждение сказки
Упражнение «Слепой скульптор»
Упражнение «Разные походки»
Ритуал «Выход из сказки»
11
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение сказки «Божья коровка и муравейник»
Обсуждение сказки
Упражнение «Звериные чувства»
Упражнение «Я уникальный»
Ритуал «Выход из сказки»
12
Ритуал «Вхождение в сказку»
Релаксационное чтение сказки «Теплышки»
Упражнение «Сердце группы»
Итоговая диагностика
Ритуал «Выход из сказки»
Список литературы
1. Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапи - СПб: РЕЧЬ,2010
2. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Сказки звездной страны
Зодиакалии. Методический практикум по сказкотерапии.-СПб.:Златоуст, 1999
3. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии.-
СПб: РЕЧЬ, 2000
4. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии, -
СПб: РЕЧЬ, 2000
5. Зинкевич - ЕвстигнееваТ. Д., Грабенко Т. М. Практикум по
креативной терапии,- СПб: РЕЧЬ, «ТЦ СФЕРА», 2001
6. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми, СПб: РЕЧЬ,2001
7. Лютова Б.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми, - СПб: РЕЧЬ, 2005
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, М.: «Генезис» 2003