Программа работы педагога-психолога с тревожными детьми Сказка за сказкой (6-9 лет)

Данная коррекционная программа основывается на арт-терапевтическом методе — сказкотерапии. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Новизна данной программы в том, что кроме самой сказкотерапии , в нее были включены песочная терапия, изотерапия, игротерапия и релаксационный практикум. В работе были задействованы терапевтические, коррекционные, медитативные и развивающие сказки, в которых содержание сюжета носит обучающий характер, они напр...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Дополнительная развивающая программа

по снятию тревожности у детей дошкольного

и младшего школьного возраста

«Сказка за сказкой»



Срок раелизации программы: 1 год

Возраст: 5-9 лет


Составитель

педагог-психолог

МБОУ гимназия №105

Стрельцова Э.И.











Пояснительная записка.

Программа составлена на основании нормативных документов: федеральный закон №273 - ФЗ от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089) с учетом возрастных и индивидульных особенностей детей. Актуальность данной темы в том, что, сформировалось и закрепилось противоречие между новыми социально-педагогическими условиями; между осознанием и признанием большинства ученых-теоретиков и педагогов-практиков; духовно-нравственное обнищание населения; агрессивное поведение молодежи, преобладающее негативное эмоциональное состояние у большинства людей; практика и теория воспитания детей; наблюдение игнорирования родителями чтения рассказов, сказок, домашнего чтения, посвященного духовно-нравственной проблеме.

Данная коррекционная программа основывается на арт-терапевтическом методе - сказкотерапии. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сказкотерапия - это работа по развитию личности, это метод достижения внутренней гармонии. Гармоничный человек выступает в сказке и в жизни как созидатель, а дисгармоничный - как разрушитель. Это работа не с симптомами (внешними проявлениями проблемы или затруднения), а с причиной - внутренней дисгармонией, которая вызывает этот симптом. Сказкотерапия - это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Когда начинаешь рассказывать сказку с различных точек, на разных условиях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». Новизна данной программы в том, что кроме самой сказкотерапии , в нее были включены песочная терапия, изотерапия, игротерапия и релаксационный практикум. Кроме того, подбор упражнений был произведен мною лично, с учетом многолетних разработок в этой области Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Л.М. Костиной с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Программа с незначительными изменениями в силу возрастных особенностей детей была апробирована в лицее № 60 г. Уфы в 2004 году на учащихся 1- 3 классов и результаты превзошли ожидания. Кроме предполагаемых результатов по снижению тревожности и сплочению коллектива, у детей значительно повысилась успеваемость по школьным предметам и количество положительных оценок возросло. В работе были задействованы терапевтические, коррекционные, медитативные и развивающие сказки, в которых содержание сюжета носит обучающий характер, они направлены на позитивные и скорейшие изменения в поведении старших дошкольников и используются для снятия напряжения, тревожности, осознания себя в настоящем. При проведении программы учитываются правила создания сказочной среды.

Форма проведения и возраст участников: данная программа разработана для детей от 6 до 9 лет, форма работы - групповая.

Сроки проведения программы: 1 учебный год. Занятия проводяться 1 раз в неделю, продолжительность 1-го занятия от 30 до 40 минут в зависимости от возраста.

Цель программы.

Максимально снизить уровень эмоционального напряжения, тревожности и страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а так же нормализовать межличностные отношения в группе и повысить самооценку детей; обеспечить досуг и развить творческие и абстрактные мыслительные способности детей.

Задачи:

- расширить границы невербального самовыражения

- научить умению общаться друг с другом

- научить детей доверять друг другу

- расширить возможности восприятия своего тела

- научить детей поддерживать себя в ситуации, когда их обижают

- развивать мелкую моторику пальцев, которая напрямую связана с развитием интеллекта и подготовки руки к письму

- развивать абстрактные мыслительные способности - пространственное мышление, восприятие, внимание, память, наблюдательность, умение сосредоточиться

-развивать творческие мыслительные способности - воображение, образное мышление

-развивать умение делать общее дело

  • воспитывать чувство уверенности в себе и повысить самооценку

  • воспитывать чувство уверенности в поддержке сверстников

    • сформировать сплоченный, дружный коллектив

    • формировать позитивный взгляд на мир

Программное содержание:

Программа предназначена для старшего дошкольного и младшего школьного возраста возраста и разбита на четыре больших раздела, каждый из которых включает в себя 12 занятий, которые длятся до 40 минут каждое и проводятся по схеме построения занятий (схему см. ниже), кроме того включают в себя теоретические и практические занятия. В начале и в конце каждого раздела проводится мониторинг, чтобы отследить промежуточный результат, а в конце - итоговый.

1. «Созвездия страны Зодиакалии» по программе Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой.

2. «Волшебная страна чувств» по программе Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой.

3. «Мы в сказке и сказка внутри нас» с использованием коррекционной программы «Игровая терапия с тревожными детьми» Л. М. Костиной.

Каждый раздел самодостаточен, в каждом подводится итог, а значит его можно использовать как самостоятельную коррекционную программу в работе с тревожными детьми.

Схема построения занятия:

  1. Ритуал «вхождения» в сказку.

  2. Прочтение сказки и ее обсуждение.

  3. Релаксация, изодеятельность, психогимнастические этюды, игры с

песком

  1. Упражнения на отработку поведенческих навыков и познания своих

чувств.

  1. Ритуал «выхода» из сказки.

Предполагаемый результат:

После проведения данной программы снизится уровень ситуативной и личной тревожности, повысится самооценка, снизится эмоциональное и психологическое напряжение, повысится уровень сплоченности группы, дети научатся доверять друг другу, повысится уверенность в своих силах, снизится мышечное напряжение, разовьется умение общаться друг с другом.

















Учебно - тематический план:

1 Раздел: «Созвездия страны Зодиакалии»

№ занятия

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

дата

предполагаемая

фактическая

1 Сказка о Созвездиях

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение «Сказка о Созвездиях»

Обсуждение сказки

Тест «Сказка»

Ритуал «Выход из сказки»



2 Сказка Овен


Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение «Сказка Овен»

Обсуждение сказки и рисунок созвездия

Упражнение «Зайки и слоники»

Ритуал «Выход из сказки»



3 Сказка Телец

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение «Сказка Телец»

Обсуждение сказки и рисунок созвездия

Упражнение «Корабль и ветер»

Ритуал «Выход из сказки»



4 Сказка Близнецы

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение «Сказка Близнецы»

Обсуждение сказки и рисунок созвездия

Упражнение «Ладошки»

Ритуал «Выход из сказки»



5 Сказка Рак

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение «Сказка Рак»

Обсуждение сказки и рисунок созвездия

Упражнение «Воздушный шарик»

Ритуал «Выход из сказки»



6 Сказка Лев

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение «Сказка Лев»

Обсуждение сказки и рисунок созвездия

Упражнение «Друг к дружке»

Ритуал «Выход из сказки»



7 Сказка Дева

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение «Сказка Дева»

Обсуждение сказки и рисунок созвездия

Упражнение «Солнечный зайчик»

Ритуал «Выход из сказки»



8 Сказка Весы

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение «Сказка Весы»

Обсуждение сказки и рисунок созвездия

Упражнение «Найди свою половинку»

Ритуал «Выход из сказки»



9 Сказка Скорпион

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение «Сказка Скорпион»

Обсуждение сказки и рисунок созвездия

Упражнение «Закорючка»

Ритуал «Выход из сказки»



10 Сказка Козерог

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение «Сказка Козерог»

Обсуждение сказки и рисунок созвездия

Упражнение «Прогулка с компасом»

Ритуал «Выход из сказки»



11 Сказка Стрелец

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение «Сказка Стрелец»

Обсуждение сказки и рисунок созвездия

Упражнение «Штанга»

Ритуал «Выход из сказки»



12 сказка Водолей

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение «Сказка Водолей - Рыбы»

Обсуждение сказки

Тест «Сказка»

Ритуал «Выход из сказки»





2 Раздел: «Волшебная страна чувств»

№ занятия

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ



1

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное прочтение вступления в сказку и диагностика - рисование карты сказочной страны

Ритуал «Выход из сказки»



2

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со сказочной страной и ее королем»

Занятие с песком

Ритуал «Выход из сказки»



3

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: радость»

Занятие с песком

Ритуал «Выход из сказки»



4

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: грусть»

Занятие с песком

Ритуал «Выход из сказки»



5

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: интерес»

Занятие с песком

Ритуал «Выход из сказки»



6

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: страх»

Занятие с песком

Ритуал «Выход из сказки»



7

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: злость»

Занятие с песком

Ритуал «Выход из сказки»



8

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: удовольствие»

Занятие с песком

Ритуал «Выход из сказки»



9

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: вина»

Занятие с песком

Ритуал «Выход из сказки»



10

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: заговор обиды»

Занятие с песком

Ритуал «Выход из сказки»



11

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное прочтение сказки «Знакомство со слугами чувствами: в поисках любви»

Занятие с песком

Ритуал «Выход из сказки»



12

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное прочтение сказки «Возвращение короля» и диагностика - рисование карты сказочной страны

Ритуал «Выход из сказки»







3 Раздел: «Мы в сказке и сказка внутри нас»

№ занятия

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ



1

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение «Как сказка врачевать научилась»

Обсуждение сказки

Упражнение «Волшебный конверт»

Социометрия (опрос)

Ритуал «Выход из сказки»



2

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение и дыхательные упражнения в процессе чтения сказки «Ежик и море»

Обсуждение сказки

Ритуал «Выход из сказки»



3

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение и дыхательные упражнения в процессе чтения сказки «Лягушка и экскаватор»

Обсуждение сказки

Ритуал «Выход из сказки»



4

Ритуал «Вхождение в сказку»

Рисование «Волшебные краски»

Упражнение «Головомяч»

Ритуал «Выход из сказки»



5

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение сказки «Боюська»

Обсуждение сказки

Упражнение «Передай предмет»

Упражнение «Испорченный телефон»

Ритуал «Выход из сказки»



6

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение сказки «Волшебная палочка»

Обсуждение сказки

Упражнение «Заколдованные»

Упражнение «Подарок»

Ритуал «Выход из сказки»



7

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение сказки «Полотно счастья»

Обсуждение сказки

Упражнение «Ищем клад»

Упражнение «Стрелялки»

Ритуал «Выход из сказки»



8

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение сказки «Мальчик и светлячок»

Обсуждение сказки

Упражнение «Выключенный звук»

Упражнение «Вылеплялки»

Ритуал «Выход из сказки»



9

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение сказки «Голубая искорка»

Обсуждение сказки

Упражнение «Волшебный мешочек»

Упражнение «Браво»

Ритуал «Выход из сказки»



10

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение сказки «Гномик»

Обсуждение сказки

Упражнение «Слепой скульптор»

Упражнение «Разные походки»

Ритуал «Выход из сказки»



11

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение сказки «Божья коровка и муравейник»

Обсуждение сказки

Упражнение «Звериные чувства»

Упражнение «Я уникальный»

Ритуал «Выход из сказки»



12

Ритуал «Вхождение в сказку»

Релаксационное чтение сказки «Теплышки»

Упражнение «Сердце группы»

Итоговая диагностика

Ритуал «Выход из сказки»








Список литературы

1. Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапи - СПб: РЕЧЬ,2010

2. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Сказки звездной страны

Зодиакалии. Методический практикум по сказкотерапии.-СПб.:Златоуст, 1999

3. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии.-

СПб: РЕЧЬ, 2000

4. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии, -

СПб: РЕЧЬ, 2000

5. Зинкевич - ЕвстигнееваТ. Д., Грабенко Т. М. Практикум по

креативной терапии,- СПб: РЕЧЬ, «ТЦ СФЕРА», 2001

6. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми, СПб: РЕЧЬ,2001

7. Лютова Б.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми, - СПб: РЕЧЬ, 2005

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, М.: «Генезис» 2003









© 2010-2022