ОБРАЗ МИРА В КОНТЕКСТЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация:  В данной статье, рассматривается вопрос о необходимости индивидуализации способа диагностики образа мира посредством определения его валентности, в группе девиантных подростков совершивших противоправные действия. Результаты могут быть значимыми для ювенальной психологии, пенитенциарной психологии, психологии личности, юридической психологии, педагогической психологии. Использоваться как для совершенствования средств диагностики девиантного поведения, сформированного негативного обра...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБРАЗ МИРА В КОНТЕКСТЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Мирошниченко Марина Валерьевна

Аннотация: В данной статье, рассматривается вопрос о необходимости индивидуализации способа диагностики образа мира посредством определения его валентности, в группе девиантных подростков совершивших противоправные действия. Результаты могут быть значимыми для ювенальной психологии, пенитенциарной психологии, психологии личности, юридической психологии, педагогической психологии. Использоваться как для совершенствования средств диагностики девиантного поведения, сформированного негативного образа мира, так и для определения содержательной части коррекционной работы с данной группой подростков.

Ключевые слова: ювенальная психология, девиантные подростки, валентность образа мира, проективный метод.

Abstract: this article considers the need to individualize the way diagnostic image of peace through its valence, deviance adolescents had committed unlawful acts. Results may be relevant for juvenile psychology, prison psychology, personality psychology, legal psychology, educational psychology. Be used for improved means of diagnosis of deviant behavior, formed a negative image of the world, and to determine the substantive part of the corrective work with this group of adolescents. Abstract: this article considers the need to individualize the way diagnostic image of peace through its valence, deviance adolescents had committed unlawful acts. Results may be relevant for juvenile psychology, prison psychology, personality psychology, legal psychology, educational psychology. Be used for improved means of diagnosis of deviant behavior, formed a negative image of the world, and to determine the substantive part of the corrective work with this group of adolescents.

Keywords: juvenile psychology, deviance adolescents, valence image world, projective method.

Важным аспектом является изучение этапа личностного развития, на котором формируется стремление к осознанию смыслов и ценностей, определения их валентности. Таким этапом психологического становления личности, является подростковый период. «Ювенальный» - от латинского слова juvenis (junior) - юный, молодой человек (юноша, девушка). Ювенальная психология, сравнительно новое направление прикладной науки, которое изучает психологические особенности и рассматривает пути решения психологических проблем детей и подростков в юридически значимом контексте. Основой данного направления, является необходимость развития юридической практики в отношении подростков. Разработка психологических методов работы с несовершеннолетними правонарушителями в рамках определения их социальных и психологических проблем. Определение степени риска проявления противоправного поведения. Профилактика делинквентного поведения подростков группы риска (находящихся в сложной жизненной ситуации). Проведение реабилитационной или коррекционной работы с данной категорией подростков.

В своем труде, С.Л. Рубинштейн, отмечает, что именно в подростковом возрасте начинают складываться устойчивые интересы личности. Самыми существенными, он называет следующие: установление круга интересов, объединенных между собой в небольшое число связных систем, приобретающих устойчивость; рост интереса к вопросам идеологии и мировоззрения; интерес к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни; интерес к психическим переживаниям других людей и особенно своим собственным; начало дифференциации и специализации интересов. В этом возрасте проявляется значительный интерес к технической и научно-популярной литературе, путешествиям. Интересы возникают из контакта с окружающим миром, в стадии формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий [9].

Очевидно, что подростки нынешнего поколения находятся в сложной ситуации, т.к. наряду с личностным кризисом подросткового возраста они сталкиваются с «кризисной ситуацией» в истории развития страны. В отсутствие положительного примера в лице значимого взрослого, как способного справиться с тяжелой социальной ситуацией, подросток перенимает негативные эталоны поведения. Как следствие, подростком выстраивается ложная иерархия системы жизненных смыслов [4].

В данной статье мы рассматриваем такую категорию подростков, как девиантные подростки, совершившие противоправные действия. Психологические характеристики девиантных (делинквентных) подростков находящихся на предварительном этапе заключения под стражу, достаточно подробно описаны в методическом пособии, созданном группой авторов НИИ ФСИН России [3]. Подростки, находящиеся в условиях изоляции в учреждениях закрытого типа характеризуются как эгоцентричные, с повышенным ощущением собственной уникальности, неуязвимости. Все эти характеристики являются следствием повышенного внимания к своим целям, собственной личности, заинтересованности в оценке другими совей внешности и силы. Прием наркотиков, ранняя алкоголизация, совершение преступлений, сексуальная девиация, суицидальность, по их мнению, могут иметь нежелательные последствия у других, а не у них самих. Как следствие утраты способности критически себя оценивать, подростки совершают поступки с помощью которых стремятся любыми средствами привлечь к себе внимание, доказать свое превосходство над другими. Такие проявления внешней поддержки, как привязанность, взаимопонимание, доверие, важны для достижения «социальной желательности» в своей референтной группе. На статус влияют такие характеристики, как хитрость, сила, физическая ловкость, криминальная опытность. Четкие жизненные планы у них отсутствуют. Под влиянием пенитенциарной среды, углубляются антиобщественные взгляды, оценки, суждения. Формируются такие качества, как цинизм, скептицизм, неуважение к людям и труду. Безразличное или отрицательное отношение к нормам морали и права. По мнению авторов, «противоречивые психологические характеристики - это основа социальной дезадаптации, искажающей установки личности и способы социального реагирования, что ведет к личностной деформации по асоциальному типу и углублению конфликта с окружающими и законом» [3, С.45].

Е.В. Кучинская, в своей работе, приходит к выводу, что при анализе противоправного поведения девиантных подростков, наиболее значимым является их отношение к действительности в сфере социальных установок и ценностей. В целом, характерным для них является затруднение прогнозирования своих поступков, неприятие норм и требований общества. Отношения с миром проявляются в виде противопоставления себя другим людям, где значимую роль имеет самооценка подростка [2].

Одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на совершение подростком преступлений, является отрицательное влияние со стороны взрослых ведущих аморальный образ жизни, совершающих административные правонарушения или преступления. Как правило, наиболее интенсивное влияние оказывают лица, имеющие наибольший криминальный или антисоциальный опыт, что приводит к образованию у подростков морально-нравственных и правовых пробелов. Этому способствует вовлечение подростков в совместную с ними антисоциальную деятельность: употребление алкоголя, наркотиков, азартным играм, ведению паразитического образа жизни, попрошайничеству и т.д. Все это впоследствии облегчает возможность привлечения к совместной преступной деятельности [8].

Существуют исследования, в которых было установлено, что несовершеннолетние, имеющие судимость, чаще, чем законопослушные были лишены любви родителей, братьев или сестер. Отцы осужденных подростков характеризовались как непредсказуемые, часто применяющие телесные наказания [1].

Мокрецов А.И. и Новиков В.В., описывают следующие специфические тенденции современных социальных условий молодежной преступности:

- падение роли и авторитета семьи, школы, общественных организаций в воспитании подрастающего поколения;

- ранняя алкоголизация подростков;

- ранняя наркотизация несовершеннолетних;

- утрата общечеловеческих социальных ценностных ориентиров и создание своих систем мировоззрения в рамках неформальных субкультур со своей, часто протестной и (или) асоциальной направленностью;

- омоложение контингента, совершающего уголовно наказуемые правонарушения;

- усиление жестокости, снижение ценности человеческой личности, в том числе своей;

- все чаще несовершеннолетние обвиняются в тяжких или особо тяжких уголовных преступлениях, либо совершают преступления неоднократно;

- все более широкое участие подростков в преступной деятельности совместно с взрослыми. По данным криминологических исследований, около трети преступлений подростки совершают под непосредственным или косвенным влиянием взрослых;

- значительную проблему представляет беспризорность, так как именно эта категория подрастающего поколения представляет в будущем наиболее опасный для законопослушного общества резерв для профессиональной преступности [6, С.130].

Все выше перечисленные факторы, указывают на необходимость обращения более пристального внимания на процесс социализации подростков, формирования адекватного образа мира, как интегрального продукта взаимодействия подростков с реальным миром, его регулятивной роли в их жизнедеятельности.

Особенности образа мира у девиантных подростков, а так же способ его диагностики, недостаточно изучены. На наш взгляд, довольно часто встречающийся низкий образовательный уровень подростков содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, затрудняет изучение образа мира, путем рассмотрения категориальной структуры сознания посредством изучения системы личностных конструктов. В то же время, наличие определенных образов (мотивов) в рисунках, может свидетельствовать не только о проблемных или конфликтных ситуациях, либо отношениях в реальной жизни, переживаемых на данный момент или явно не осознаваемых. Характерным в работе с подростками, является их способность к более яркому представлению образов в плане цветовой насыщенности [7]. Это дает возможность использовать цвет, как дополнительный критерий диагностики. Заслуживает особого внимания изучение с помощью цветовой и содержательной интерпретации рисунков, такого качества образа мира, как валентность, что не встречается в изученных нами проективных методиках по диагностике образа (карты) мира. По сути, валентность выполняет функцию означивания тех или иных объектов действительности, определяет их истинное место и роль в жизнедеятельности личности, их жизненный смысл и характер соответствия человеку. Что является в функциональном плане, характеристикой образа мира, которая предшествует деятельности, выступая ее активным началом, т.е. инициируя и направляя ее. Важным аспектом является изучение этапа личностного развития, на котором формируется стремление к означиванию смыслов и ценностей, определения их валентности.

Ранее, мы описывали процедуру предлагаемого способа интерпретации проективной методики «Образ (картина) мира»[5]. Суть его состоит в следующем: валентность содержания изображения, складывается из полюса «Значение» (З) - образы, знаки, значения, символы (предметное содержание в целом) - как носители социального опыта развития личности, социально-культурных, моральных норм. Важным дополнением в определении отношения к сформированному образу мира, является полюс «Личностный смысл» (ЛС) - модальность испытываемых чувств, выраженная цветом. Оба полюса могут иметь как знак «+» так и «-».

Например, рисунок с изображением социально адаптивных, позитивных действий, ситуаций, образов (З+), нарисован подростком с использованием основных цветов, либо их более светлых оттенков (ЛС+). В этом случае мы можем считать, что валентность образа мира определена знаком «+», так же, как и отношение испытуемого к сформированному образу. Это можно представить в виде формулы (З+ ЛС+) - обе составляющие с положительным знаком.

Рисунок с изображением социально адаптивных, позитивных действий, ситуаций, образов (З+), нарисован подростком с использованием ахроматических цветов (ЛС-). В этой ситуации мы можем считать, что валентность образа мира определена знаком «+», но позитивное смысловое содержание рисунка, негативно оценивается самим подростком. Можно сказать, что позитивный образ мира, вызывает негативную реакцию подростка. Что можно представить в виде формулы (З+ ЛС-).

Либо рисунок с изображением асоциальных либо негативных действий, ситуаций, образов (З-), изображен с использованием ахроматических цветов (ЛС-). В этом случае мы можем считать, что валентность образа мира определена знаком «-», и отношение испытуемого к сформированному образу негативное. В этом случае, можно говорить об отвержении, неудовлетворенности, испытуемым того социального окружения, обстановки, в которых происходит его взаимодействие с окружающим миром. Представим это в виде формулы (З- ЛС-), т.к. обе составляющее с отрицательным знаком

Рисунок с изображением асоциальных либо негативных действий, ситуаций, образов (З-), изображен подростком с использованием основных цветов, либо их более светлых оттенков (ЛС+). В этом случае мы можем считать, что валентность образа мира определена знаком «-».Но в данном случае, это интерпретируется, как негативное смысловое содержание рисунка (согласно нормам и правилам, принятым в обществе), позитивно воспринимаемое подростком. Что мы представляем в виде формулы (З- ЛС+).

Такой способ интерпретации, на наш взгляд, значительно повысит валидность и расширит диагностические возможности методики. Максимально индивидуализирует работу с подростком, как в плане превентивных мер, так и коррекции противоправного поведения. Позволит применять данную методику в работе с различными категориями подростков, независимо от степени криминальной зараженности.

Литература:

  1. Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 681, [1] с.: - (Высшее образование).

  2. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией // Вопросы психологии № 4, 1996, С. 55 - 62

  3. Методические рекомендации по организации психологической помощи подозреваемым и обвиняемым на этапе предварительного заключения под стражу. - Москва: ФСИН России, 2007 - 60 с.

  4. Мирошниченко М.В. Исследование системы жизненных смыслов и особенностей образа мира у девиантных подростков // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы Первой Международной научно-практической конференции (24 - 26 ноября 2010 г., Россия, Ростов-на-Дону). - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. С. 592 - 597

  5. Мирошниченко М.В. Особенности диагностики образа мира у девиантных подростков, совершивших противоправные действия //»Современная психология: теория и практика»: Материалы I международной научно-практической конференции 29 - 30 июня 2011 г.: Москва, 2011. С. 139-143

  6. Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учебно-методическое пособие. - М.: НИИ ФСИН России, 206. - 220 с.

  7. Обухов Я.Л. Символдрама в системе диагностического консультирования детей и подростков с эмоционально - личностными нарушениями // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование / Под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромек. - Ростов - на - Дону: Фирма «Ирбис» - 1998. С. 208 - 216

  8. Перекрестов В.Н., Названов А.Х. О механизме защиты несовершеннолетних от отрицательного влияния взрослых // Профессия и проблемы образования (теория, методика, практика). Ростов н/Д: Изд-во «Фолиант», 2002. С. 67 - 71

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2002. - 720 с.


© 2010-2022