Программа факультатива Психология человека и общества (11 класс)

Рабочая программа курса «Психология человека и общества» для  11  класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ» Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года авторской адаптационной педагогич...
Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования Тайшетского района Иркутской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тамтачетская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено Согласовано Утверждено

Руководитель ММО ЗД по УВР Директор МКОУ

________________________ ___________________ Сулименко Т.Н. _______________ Свенторжицкая А.А.

«___» ____________ 2013 г. «___» ______________ 2013 г. Приказ № ____ от «___» ________ 2013 г.


Рабочая программа факультативного курса

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Класс 11 (базовый)

Автор Сотскова Лариса Юрьевна

Должность, категория, разряд учитель

Год разработки 2013 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Психология человека и общества»

Рабочая программа курса «Психология человека и общества» для 11 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089.

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года

  • авторской адаптационной педагогической разработки учебной программы элективного курса для 11 класса «Психология человека и общества» авторов И.А. Кухаренко, Логиновой Н.Ф., Сергамонова П.А., издательство «НФПК», рекомендованного Министерством образования Российской Федерации; а также на основе Образовательной программы начального общего образования (ФГОС) МКОУ Тамтачетская СОШ на 2013-2014 учебный год.

  • Учебный план МКОУ Тамтачетской СОШ на 2013-2014учебный год

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования

Рабочая программа способствует развитию познавательных интересов учащихся старших классов Актуальность создания данной разработки объясняется объективной потребностью образовательного процесса. Факультативный курс рассматривается как обеспечивающий (поддерживающий) предмет «Обществознание» в 11 классе.

Рабочая программа ориентирована на формирование и развитие поискового интереса при подготовке к занятиям (нет четко очерченного круга рекомендованной литературы). Учащиеся могут использовать интернет-ресурсы и печатные источники, рекомендованные преподавателем.

Рабочая программа имеет целью:

- формирование представлений об окружающем мире, месте человека в этом мире;

- развитие способности к определению собственной позиции и своего мнения при анализе социальных явлений и ситуаций.

Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения:

- оформление представлений о человеке;

- овладение приемами анализа и понимания социальных явлений и ситуаций;

- овладение основными навыками оформления собственного мнения и позиции;

- успешная социализация обучающихся.

Специфика курса заключается в том, что определенную часть занятий занимает процесс анализа и самоанализа по средством психодиагностического обследования. Кроме указанной формы работы используется психологический тренинг на формирование и развитие стремления к анализу ситуаций общественного характера и самоанализу.

Программа построена на ос­воении психологического аспекта «взаимосвязи личности человека и общества».

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и включает в себя теоретический блок (лекции-беседы), практический (психодиагностического характера), профилактический (психокоррекционного характера) .

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Изучения, закрепления, обобщения, систематизации

Психодиаг-ностические занятия

Психокоррек-ционные занятия

Проектные работы

1.

Введение. Человек и его познание.

5

4

1



2.

Образы субъективной реальности

19





2.1. Человек как индивид.

9

6

1

2


2.2. Психология субъективности.

5

3

1

1


2.3. Человек как личность.

5

4


1


3.

Человек в социальном мире. Психология общения и межличностных взаимоотношений.

10

4

2

3

1

ИТОГО:

34

23

5

5

1





Календарно- тематическое планирование

Количество часов -34, в неделю- 1.

№ п/п



Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тип урока

Планируемые результаты (предметные)

Содержание урока (ученик должен знать)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)




Познавательные



Регулятивные



Коммуникативные



Личностные

результаты

Примечание

Введение. Человек и его познание.

1

Что такое психология? Роль психологии в современном мире.

1

02.09

КУ

Знать связь дома с понятиями жильё, жизнью человека.

Знакомство с музейными выставками, быт сельской и городской избы.

овладение действиями, связанными с принятием и удержанием учебных целей

поиск информации в справочных источниках

Формирование любви к своему краю и своей Родине

2-3

Становление и развитие психологии как науки.

2

09.09

КУ

Знать о взаимосвязи мира человека и мира природы.

Развитие представлений о Вселенной.

овладение действиями, связанным с планированием, контролем

поиск информации открытом учебном информацион-ном пространстве (анализ чужих мнений)

Формирование уважения к своему народу, его культуре и духовные традиции

4

Психодиагностика как метод психологии.

1

16.09

ПДО

Знать компоненты сельского поселения.

Знакомство с миром деревни в картинах русских художников.

овладение действиями, связанным с оценкой и рефлексией.

поиск информации в сети Интернет

развитие личности, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством

5

Психологичес-кие течения

1

23.09

КУ

Знать общую композицию традиционного дома с подворьем.

Развитие умения реконструировать подворье в рисунках, схемах.

Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

развитие умения передачи и интерпретации информации

Формирование способности принимать традиционные ценности семьи

Образы субъективной реальности.

2.1. Человек как индивид.

6

Что такое темперамент?

1

30.09

КУ

Знать приемы строительства и планировку русской избы.

Познакомиться со знаменитыми мастерами русского зодчества.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи

развитие готовность слушать собеседника и вести диалог

Формирование уважения к российскому гражданскому обществу

7

Типы темперамента

1

07.10

КУ

Знать обряды и обычаи, связанные со строительством.

Познакомить с основами обрядов при закладке фундамента.

Умение определять наиболее эффективные способы

достижения результата в соответствии с поставленной зада чей и условиями ее решения.

развитие готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Формирование уважения к многонациональному российскому народу

8

Определи свой темперамент.

1

14.10

ПДО

Знать интерьер крестьянской избы.

Познакомить с основами русской росписи и резьмы.

Умение самостоятельно осуществлять контроль

учебной деятельности.

развитие умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Формирование осознания своей сопричастности судьбе Отечества

9

Поведение и темперамент.

1

21.10

КУ

Знать праздничное и повседневное убранство дома.

Знакомство с охранительной символикой.

Умение оценивать учебные действия, применяя различ ные критерии оценки.

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

развитие креативной и критически мыслящий личности

10

Эмоции. Роль эмоция в жизни человека.

1

28.10

КУ

Знать праздничное и повседневное убранство дома.

Знакомство с русской вышивкой.

Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки

и учета характера сделанных ошибок.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

развитие личности, активно и целенаправленно познающий мир


11

Эмоции. Как быть счастливым

1

18.11

КУ

Знать термины родства и свойства.

Научить строить генеалогическое древо.

Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

развитие личности, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества

12

Управляй своими эмоциями

2

25.11

02.12

КУ

Знать внутренний строй большой крестьянской семьи.

Познакомить с народными песнями.

Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

развитие умения передачи и интерпретации информации

развитие способности владеть основами научных методов познания окружающего мира

13

Формируем настроение.

1

09.12

ПКЗ

Знать семейно-бытовые обряды.

Познакомить со значением русских имен.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи

поиск информации в справочных источниках

развитие способности владеть основами научных методов познания окружающего мира

14

Шкала эмоциональных состояний

1

16.12

ПКЗ

Знать поэзию пестования и ее роль в становлении ребенка.

Выучить несколько колыбельных песен, пестушек, потешек…

Умение определять наиболее эффективные способы

достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.

поиск информации открытом учебном информацион-ном пространстве (анализ чужих мнений)

формирование мотивации на творчество и инновационную деятельность

Психология субъективности.

15

Что такое характер?

1

23.12

КУ

Знать понятие детского игрового фольклора, основы детских игрушек.

Познакомить с изготовление старинных русских игрушек.

Умение самостоятельно осуществлять контроль

учебной деятельности.

поиск информации в сети Интернет

формирование личности, готовой к сотрудничеству

16

«Слабые места» характера. Способы защиты.

1

30.12

КУ

Знать традиции воспитания девочек в семье.

Познакомить с ролями хозяйки дома, матери, жены.

Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

развитие умения передачи и интерпретации информации

способной осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

17-18

1

13.01

КУ

Знать традиции воспитания мальчиков в семье.

Познакомить с ролями хозяина дома, отца, мужа.

Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки

и учета характера сделанных ошибок.

развитие готовность слушать собеседника и вести диалог

развитие социально активной позиции

19

2

20.01

КУ

Знать о календарно-обрядовой деятельности.

Обучить умению строить и вести хоровод.

Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

развитие готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

развитие личности, уважающей закон и правопорядок,

20

1

27.01

КУ

Знать о свадебном обряде.

Познакомить с календарным приурочиванием свадеб.

Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

развитие умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

развитие личности, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством

21

1

03.02

КУ

Знать о символической и эстетической функции свадебной одежды невесты.

Познакомить с законами создания орнамента.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

развитие личности, уважающий мнение других людей,

22

1

10.02

КУ

Знать о символической и эстетической функции свадебной одежды жениха.

Познакомить с драматургией свадебного действия.

Умение определять наиболее эффективные способы

достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.

поиск информации в справочных источниках

развитие социально активной позиции

23

1

17.02

КУ

Знать функции и значение художественных образов.

Познакомить с драматургией свадебного действия.

Умение самостоятельно осуществлять контроль

учебной деятельности.

поиск информации открытом учебном информацион-ном пространстве (анализ чужих мнений)

формирование мотивации на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

24

1

24.02

КУ

Знать драматургию свадебного действия.

Познакомить с поэтическими образами свадебных действий.

Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

поиск информации в сети Интернет

способной осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

25

1

03.03

КУ

Знать этику и эстетику повседневного обихода.

Познакомить с традиционными ремеслами, промыслами.

Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

развитие умения передачи и интерпретации информации

подготовка к осознанному выбору профессии,

26

1

17.03

КУ

Знать застольный этикет традиционной крестьянской избы.

Познакомить с ритуальной ролью стола в обрядах рождения, свадьбы, смерти.

Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

развитие готовность слушать собеседника и вести диалог

Формирование способности принимать традиционные ценности семьи

27

1

07.04

УОНМ

Знать традиции гостеприимства.

Познакомить с драматургией праздничного поведения.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи

развитие готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Формирование уважения к российскому гражданскому обществу

28

1

14.04

КУ

Знать связь русской сказки с жизнью.

Закрепить знание о жанрах русской сказки.

Умение определять наиболее эффективные способы

достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.

развитие умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Формирование уважения к многонациональному российскому народу

29

1

21.04

КУ

Знать понятие ЗОЖ.

Познакомить с основами народной медицины (доступный уровень знаний).

Умение самостоятельно осуществлять контроль

учебной деятельности.

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

развитие личности, осознанно выполняющий и пропаганди-

рующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

30

1

28.04

КУ

Знать основы нравственности в русской семье.

Закрепление знаний о русском фольклоре.

Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

поиск информации в справочных источниках

Формирование способности принимать традиционные ценности семьи

31

1

05.05

КУ

Знать основы нравственности в русской семье.

Познакомить с представлениями о жизни в старости, о рае и аде.

Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки

и учета характера сделанных ошибок.

поиск информации открытом учебном информацион-ном пространстве (анализ чужих мнений)

Формирование уважения к российскому гражданскому обществу

32

1

12.05

КУ

Знать обряды погребения в русской культуре.

Закрепить знания о символике цвета, числа, пищи, утвари.

Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

поиск информации в сети Интернет

Формирование уважения к многонациональному российскому народу

33

1

19.05

КУ

Знать о народной философии имени.

Завершить рисунок генеалогического древа.

Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

развитие умения передачи и интерпретации информации

Формирование осознания своей сопричастности судьбе Отечества

34

1

26.05

КУ

Знать материал за курс 3 класса.

Завершить синтезирование знаний литературы, психологии, философии, культурологии на доступном уровне.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи

развитие готовность слушать собеседника и вести диалог

развитие креативной и критически мыслящий личности


Содержание дисциплины.

Раздел 1. Введение. Человек и его познание.

Определения: психология, психика.

Учащиеся должны знать: отличие житейской психологии от науки. Предмет изучения психологии.

Учащиеся должны уметь: отличать область психологического знания от смежных наук (психиатрия, социология, философия).

Раздел 2. Образы субъективной реальности.

Тема 2.1. Человек как индивид.

Определения: темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, поведение, манипулятивное поведение.

Учащиеся должны знать: понятие темперамента. Типы темперамента. Поведение социально приемлемое и асоциальное. Что такое эмоции и как ими управлять.

Учащиеся должны уметь: определять темперамент по типичным признакам, давать характеристику асоциальному поведению и причинам возникновения данного явления. Отличать эмоции от чувств и аффекта.

Тема 2.2. Психология субъективности.

Определения: характер, «слабое место», феномен наследования.

Учащиеся должны знать: что такое характер, может ли человек жить только на темпераментальном уровне. Что такое «слабое место» характера? Какие бывают характеры.

Учащиеся должны уметь: защитить себя, обнаружив свои «слабые места».

Тема 2.3. Человек как личность.

Определения: личность, психологическое пространство, «несформированная личность».

Учащиеся должны знать: составляющие личности, признаки развития или замирания развития Личности.Какого человека можно назвать Личностью. Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером и наоборот.

Учащиеся должны уметь: определить место своей Личности в обществе. Построить диаграмму Я-концепции.

Раздел 3. Человек в социальном мире. Психология общения и межличностных взаимоотношений.

Определения: социальное поведение, убеждения, установки, конфликт.

Учащиеся должны знать: характеристики социального поведения. Роль установок и убеждений в поведении человека. Понятие конфликта и способы выхода из конфликтных ситуаций.

Учащиеся должны уметь: анализировать собственное Я: личность, темперамент, поведение, степень конфликтности. Подготавливать материал на заданную тему.

Требования к уровню подготовки обучающихся


Темы.

Знания, умения, навыки.

Раздел 1.

Введение. Человек и его познание.

-формирование представления о предмете Психологии. Специфики анализа различных аспектов.

-формирование умения использовать знания в повседневной жизни, анализировать способы восприятие реальности;

- овладеть навыками восприятия реальности объективно, а не через призму субъективного анализа.

Раздел 2.

Образы субъективной реальности

-формирование представления о Человеке с позиций темперамента, характера, степени сформированности личности.

- формирование умения оценивать социальность и асоциальность собственных поступков;

- овладение навыками самоанализа через результаты обследования, наблюдения и анализа.

Раздел 3.

Человек в социальном мире. Психология общения и межличностных взаимоотношений.

- формирование представления о социуме, социальном поведении;

- формирования умения противостоять негативному влиянию общества;

- развитие навыка самоанализа и самокритики.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


Курс является факультативным, поэтому оценочной системы не предусматривает.

Степень усвоения материала оценивается учителем по результатам наблюдения за осмыслением информации в процессе изучения, по материалам подготовленных проектов (1 проектное задание), по степени активности участия в тренинговой и психодиагностической работе.

Учебно-методическое обеспечение.


Цифровые образовательные ресурсы:

  1. school-collection.edu.ru/ (Образовательный ресурс)

  2. edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)

  3. intergu.ru (Интернет-государство учителей)

  4. proШколу.ru

Лабораторное оборудование:

  1. Документ-Камера.

  2. Интерактивная доска.

  3. Компьютер.

  4. Мультимедийный проектор.

Литература:

  1. Арткинсон В. Память. Упражнения и тренинги/Пер. с англ.-СПб:»Ленинградское издательство», 2009.-224 с.

  2. Кипнис М. Тренинг коммуникативности.-М.: Ось-89, 2004.-128с

  3. Кипнис М. Тренинг креативности.-М.: Ось-89, 2004.-128с.

  4. Кук Д. Как читать по лицу. Как узнать характер и будущее человека/ Д. Кук [перевод с англ.],-М.: РИПОЛ классик, 2008.-112с.

  5. Кук Д. Язык вашего тела. Как узнать характер и будущее человека/ Д. Кук [перевод с англ.],-М.: РИПОЛ классик, 2008.-160с.

  6. Немов В.П. Общая психология, М., просвещение, 2010 г.

  7. Характер и почерк/авт.-сост. И.А. Улезько.-М.:АСТ; Донецк:Сталкер, 2007.-141с.

17

© 2010-2022