«Работа психолога с трудными школьниками»

Статья: «Работа  психолога  с  трудными  школьниками» Автор: педагог-психолог Тагибергенова Айгуль Куанышкереевна, Республика Казахстан, г.Актобе СШ № 28 Слово  «трудный»  в  школе  повторяют  постоянно.  Трудное  время,  трудные  семьи,  трудные  дети.  Мы  обращаем  внимание  на  кризисные  состояние  общества,  семьи,  низкий  уровень  гуманизации  обучения  и  воспитания.  Мы  акцентируем  внимание  на  социально-экономических,  медико-биологических  и  других  причинах  трудного  детства.  И  это  часто  заслоняет  от  нас  проблему  педагогического  долга  и  компетентности.  Мы  апеллируем  к  причинам  глобального  масштаба,  опускаясь  н...          Сейчас  стало  традицией  «сбрасывать»  педагогические  проблемы  на  психологическую  службу.  Что  делать  с  трудными?  Один  психолог,  даже  самый  замечательный,  погоды  не  сделает.  Нужны  и  другие  квалифицированные  специалисты,  чтобы  каждый  на  своем  месте  нашел  себя,  стал  мастером.           Педагогическая  запущенность  заключается  в  неразвитости,  необразованности,  невоспитанности  ребенка,  отставании  его  развития  от  собственных  возможностей,  требований  возраста,  вызванных  педагогическими  и  подвергающих  коррекции  педагогическими  средствами.           Задержка  развития  правилосообразного  поведения,  неумение  подчиняться  требованиям  соответствующей  деятельности (игровой,  учебной,  трудовой)  со  временем  вырастает  в  недисциплинированность,  нежелание  считаться  с  общественными  нормами.           В  зависимости  от  качества,  длительности  и  степени  неблагоприятного  влияния  отрицательные  установки  могут: -         Носить  поверхностный,  легкоустранимый  характер; -         Укорениться  и  требовать  длительного  и  настойчивого  перевоспитания; -         Дополняться  вторичными,  третичными  недостатками.  В  связи  с  этим  возникает  проблема  ранней  профилактики  на  основе  преемственности  и  взаимодействия; Сознание  атмосферы  доброжелательности,  взаимоуважения  и  взаимной  требовательности  между  педагогами  и  родителями,  общего  фона  положительных  взаимоотношений  в  семьях  педагогически  запущенных  детей,  коллективах  детских  садов,  школ.           Работа  школьного  психолога  должна  быть,  в  первую  очередь,  направлена  на  гуманизацию  педагогического  процесса,  развитие  общей  культуры  и  культуры  общения,  эмпатического  понимания  как  основы  диалога  с  трудными  учениками,  безоценочного  личности    оптимистического  отношения  к  ним  педагогов.           Несколько  схем  помогут  в  этой  работе.  1.     Причины  возникновения  педагогической  запущенности. Для  школьника Для  младшего  школьника Для  подростка Малый  круг  общения, семейные  факторы,  трудности  в  освоении  основной  ведущей  деятельности (игра) Общение  с  педагогом,  другие  школьные  факторы,  трудности  в  освоении  основной  ведущей  деятельности  (обучение) Личностно  значимые  факторы: средовая  адаптация,  самоутверждение  в  процессе  общения,  обучения,  трудности  в  освоении  основной  ведущей  деятельности  деятельнос... 2.     Устранение  педагогической  запущенности.  1.     Общие  методы: создание  благоприятного  психологического  микроклимата  в  семье,  детском  саду,  школе.  Устранение  эмоционально-психологических  перегрузок. 2.     Специальные: организация  успеха  ребенка  в  ведущей  деятельности  (игра, обучение, труд),  руководство  его  поведением  путем  опоры  на  положительные  качества,  формирование  его  взаимоотношений  со  сверстниками  через  привитие  навыков  жизни  и  деятельности  в  коллективе,  преодоление  недостатков,  пробелов,  дисгармоничного  интеллектуального,  нравственного  и  эмоционального  развития.  3. Профилактика  педагогической  запущенности. Методика  руководства  общением Методика  руководства  поведением Методика  выравнивания  возможностей  ребенка Методика  организации  ведущей  деятельности Изменение  положения  ребенка  в  группе  сверстников Формирование  индивидуального  опыта  поведения Преодоление  недостатков  развития Формирование  интереса,  умений,  навыков,  развитие  активности.   4.Педагогическая  запущенность. Нравственное  воспитание Интеллектуальное  развитие Эмоционально-волевая сфера Воспитатели, педагоги Педагоги, психологи Психологи, медработники Социальный педагог Учитель здоровья Среда, семья, ближайшее  окружение
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья: «Работа психолога с трудными школьниками»

Автор: педагог-психолог Тагибергенова Айгуль Куанышкереевна, Республика Казахстан, г.Актобе СШ № 28

Слово «трудный» в школе повторяют постоянно. Трудное время, трудные семьи, трудные дети. Мы обращаем внимание на кризисные состояние общества, семьи, низкий уровень гуманизации обучения и воспитания. Мы акцентируем внимание на социально-экономических, медико-биологических и других причинах трудного детства. И это часто заслоняет от нас проблему педагогического долга и компетентности. Мы апеллируем к причинам глобального масштаба, опускаясь на уровень педагогического пессимизма. Но, к счастью, в каждой школе есть психологи и педагоги, опыт которых служит подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого. Путь профилактики трудного детства, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее гуманным и рациональным.

Сейчас стало традицией «сбрасывать» педагогические проблемы на психологическую службу. Что делать с трудными? Один психолог, даже самый замечательный, погоды не сделает. Нужны и другие квалифицированные специалисты, чтобы каждый на своем месте нашел себя, стал мастером.

Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности, невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими и подвергающих коррекции педагогическими средствами.

Задержка развития правилосообразного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (игровой, учебной, трудовой) со временем вырастает в недисциплинированность, нежелание считаться с общественными нормами.

В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки могут:

  • Носить поверхностный, легкоустранимый характер;

  • Укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания;

  • Дополняться вторичными, третичными недостатками.

В связи с этим возникает проблема ранней профилактики на основе преемственности и взаимодействия;

Сознание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями, общего фона положительных взаимоотношений в семьях педагогически запущенных детей, коллективах детских садов, школ.

Работа школьного психолога должна быть, в первую очередь, направлена на гуманизацию педагогического процесса, развитие общей культуры и культуры общения, эмпатического понимания как основы диалога с трудными учениками, безоценочного личности оптимистического отношения к ним педагогов.

Несколько схем помогут в этой работе.

  1. Причины возникновения педагогической запущенности.

    Для школьника

    Для младшего школьника

    Для подростка

    Малый круг общения, семейные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (игра)

    Общение с педагогом, другие школьные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (обучение)

    Личностно значимые факторы: средовая адаптация, самоутверждение в процессе общения, обучения, трудности в освоении основной ведущей деятельности деятельности (труд).

  2. Устранение педагогической запущенности.

  1. Общие методы: создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду, школе. Устранение эмоционально-психологических перегрузок.

  2. Специальные: организация успеха ребенка в ведущей деятельности (игра, обучение, труд), руководство его поведением путем опоры на положительные качества, формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе, преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничного интеллектуального, нравственного и эмоционального развития. 3. Профилактика педагогической запущенности.

Методика руководства общением

Методика руководства поведением

Методика выравнивания возможностей ребенка

Методика организации ведущей деятельности

Изменение положения ребенка в группе сверстников

Формирование индивидуального опыта поведения

Преодоление недостатков развития

Формирование интереса, умений, навыков, развитие активности.

4.Педагогическая запущенность.

Нравственное воспитание

Интеллектуальное развитие

Эмоционально-волевая сфера

Воспитатели, педагоги

Педагоги, психологи

Психологи, медработники

Социальный педагог

Учитель здоровья

Среда, семья, ближайшее окружение



© 2010-2022