- Преподавателю
- Школьному психологу
- «Работа психолога с трудными школьниками»
«Работа психолога с трудными школьниками»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тагибергенова А.К. |
Дата | 10.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья: «Работа психолога с трудными школьниками»
Автор: педагог-психолог Тагибергенова Айгуль Куанышкереевна, Республика Казахстан, г.Актобе СШ № 28
Слово «трудный» в школе повторяют постоянно. Трудное время, трудные семьи, трудные дети. Мы обращаем внимание на кризисные состояние общества, семьи, низкий уровень гуманизации обучения и воспитания. Мы акцентируем внимание на социально-экономических, медико-биологических и других причинах трудного детства. И это часто заслоняет от нас проблему педагогического долга и компетентности. Мы апеллируем к причинам глобального масштаба, опускаясь на уровень педагогического пессимизма. Но, к счастью, в каждой школе есть психологи и педагоги, опыт которых служит подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого. Путь профилактики трудного детства, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее гуманным и рациональным.
Сейчас стало традицией «сбрасывать» педагогические проблемы на психологическую службу. Что делать с трудными? Один психолог, даже самый замечательный, погоды не сделает. Нужны и другие квалифицированные специалисты, чтобы каждый на своем месте нашел себя, стал мастером.
Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности, невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими и подвергающих коррекции педагогическими средствами.
Задержка развития правилосообразного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (игровой, учебной, трудовой) со временем вырастает в недисциплинированность, нежелание считаться с общественными нормами.
В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки могут:
-
Носить поверхностный, легкоустранимый характер;
-
Укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания;
-
Дополняться вторичными, третичными недостатками.
В связи с этим возникает проблема ранней профилактики на основе преемственности и взаимодействия;
Сознание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями, общего фона положительных взаимоотношений в семьях педагогически запущенных детей, коллективах детских садов, школ.
Работа школьного психолога должна быть, в первую очередь, направлена на гуманизацию педагогического процесса, развитие общей культуры и культуры общения, эмпатического понимания как основы диалога с трудными учениками, безоценочного личности оптимистического отношения к ним педагогов.
Несколько схем помогут в этой работе.
-
Причины возникновения педагогической запущенности.
Для школьника
Для младшего школьника
Для подростка
Малый круг общения, семейные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (игра)
Общение с педагогом, другие школьные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (обучение)
Личностно значимые факторы: средовая адаптация, самоутверждение в процессе общения, обучения, трудности в освоении основной ведущей деятельности деятельности (труд).
-
Устранение педагогической запущенности.
-
Общие методы: создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду, школе. Устранение эмоционально-психологических перегрузок.
-
Специальные: организация успеха ребенка в ведущей деятельности (игра, обучение, труд), руководство его поведением путем опоры на положительные качества, формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе, преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничного интеллектуального, нравственного и эмоционального развития. 3. Профилактика педагогической запущенности.
-
Методика руководства общением
Методика руководства поведением
Методика выравнивания возможностей ребенка
Методика организации ведущей деятельности
Изменение положения ребенка в группе сверстников
Формирование индивидуального опыта поведения
Преодоление недостатков развития
Формирование интереса, умений, навыков, развитие активности.
4.Педагогическая запущенность.
-
Нравственное воспитание
Интеллектуальное развитие
Эмоционально-волевая сфера
Воспитатели, педагоги
Педагоги, психологи
Психологи, медработники
Социальный педагог
Учитель здоровья
Среда, семья, ближайшее окружение