Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Битимова К.М.

Аннотация: В статье дается анализ понятию ценностные ориентации, представлены функции ценностных ориентаций, описана классификация ценностей и психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций будущих педагогов.

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональная направленность, профессиональная компетентность, профессионально-важные качества, психолого-педагогические условия.

В современной системе образования Республики Казахстан педагог как носитель общечеловеческих ценностей, как созидатель творческой личности является ключевой фигурой. Значительные перемены происходящие в системе образования объективно ставят педагога перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации гуманистических принципов в педагогической деятельности. Исходя из этого, ценностные ориентации педагога предстают, с одной стороны, как духовная составляющая реального образа личности, а с другой, выступают как внутренняя культура, обеспечивающая саморазвитие.

Для реализации успешной педагогической деятельности будущему педагогу необходимы не только определенный набор знаний, умений, навыков, приобретенный в высшем учебном заведении, но и сформированная система профессиональных ценностей, понимание сущности своей профессиональной деятельности и готовность «к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии» [2, С. 3].

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, социологии, педагогики и психологии на всех этапах их становления и развития как определенных отраслей знания.

В научных исследованиях по педагогике и психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала занимала важное место, став предметом ее «высшей» области.

Среди многообразия определений категории «ценности» мы выбираем такие, которые вписываются в объект педагогической науки и в психологический объект воспитания, каким является «смысловая сфера личности, системы личностных смыслов» (А. Г.Асмолов)[1]. Ценность есть значение объекта для субъекта, ценность есть отношение к… (М. С.Каган). Ценность есть осознанный смысл жизни (Б. С.Братусь). Исходный смысл понятия «ценностная ориентация» заключается в направленности личности на ценности: «Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации» (Б. Г.Ананьев).

Ценности выполняют функцию создания образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличия сегодняшней ситуации, а также функцию оценивания (Б. С.Братусь)[2 c.82]. Исходя из данных функций ценностей, они относятся и к сфере сущего, и к сфере должного.

Ценностные ориентации выполняют следующие основные функции. Во-первых, они определяют категориальный аппарат сознания учителя как профессионала и как человека. Во-вторых, они задают критерии для оценок социальных, нравственных, социально-психологических и педагогических явлений и процессов. Это своего рода критерий, формируемый, на основе освоенных ценностей. Этот критерий ценностных ориентаций позволяет ему принимать или отклонять ценности, то есть осуществлять их выбор. В-третьих, ценностные ориентации являются механизмом осуществления ценностей, и выполняют ценностно-ориентирующую, прогностическую, регулирующую функцию.

Ценностные ориентации представляют собой сложную, многоуровневую систему в связи с разнообразной иерархией ценностей, которые лежат в ее основе. В зависимости от основания существующих классификаций, выделяют различные группы ценностей:

а) ценности-предметы как объекты наших оценок и ценности-значения, которые являются сами критериями, эталонами оценок;

б) ценности материальные, социальные и духовные (познавательные, научные, эстетические, художественные, моральные и т.д.);

в) по характеру участия в регуляции поведения выделяют ценности-цели, ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства;

г) в зависимости от вида деятельности человека ценности подразделяются на профессиональные, политические, ценности досуга и т.д.[3 c.97]

Безусловно, данный перечень не полон, поскольку множественность оснований и подходов позволяет классифицировать ценности многообразными способами.

Одно из ведущих мест в системе ценностных ориентаций личности занимают ориентации на профессиональные ценности, формирование которых исследователи считают важнейшим условием не только профессионального самоопределения, но и становления личности молодого человека в целом.

Ценностные ориентации учителя выводят педагога в сферу осмысления социальной и педагогической действительности в изменяющемся мире, в сферу противоречий, с которыми сталкиваются и педагог, и школьник. Ценностные ориентации - это уровень, определяющий смысл жизни педагога , его позицию по отношению к жизни вообще и к жизни ученика. Ценностные ориентации педагога как критерии для оценки реализованных в деятельности отношений обуславливают его выбор философско-этических (ценности), психологических (мотивы, смыслы, намерения...), операциональных (действия, поступки) ориентиров не только собственного развития, но и особенностей развития детей.

Формирование у учителя его ценностных ориентаций есть и формирование гуманистической, нравственной направленности его личности как системы его ценностных ориентаций. В своем единстве ценности регулируют и направляют деятельность, общение, поведение учителя.

В условиях педагогического процесса будущие педагоги совершенствуют творческие способности в подготовке схем, презентаций, рефератов, творческих проектов обучающихся, курсовых и дипломных работ, научных статей и докладов, которые способствуют осмысленному восприятию новых понятий, развитию самостоятельности в процессах творчества, развивающих интерес к успеху и потребность в разных видах творчества, генерирование новых идей, что обеспечивалось реализацией сквозных педагогических программ в условиях непрерывного образования.

Как известно, в профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:

- обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая;

- конструктивная и исследовательская;

- организаторская и коммуникативная;

- самосовершенствование [5 c.544].

Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств личности.

Профессиональная направленность - это интегральное качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. К качествам, характеризующим направленность личности, следует отнести: профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к педагогической деятельности. А также общественную активность, доминантность, социальный оптимизм и др.

Профессиональная компетентность - это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирования личности другого человека. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, педагогическая техника, умения и навыки по преподаваемому предмету.

Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.

Рассматривая ценностные ориентации необходимо отметить, что они представляют собой сложную, многоуровневую систему в связи с разнообразной иерархией ценностей, которые лежат в ее основе. В зависимости от основания существующих классификаций, выделяют различные группы ценностей:

а) ценности-предметы как объекты наших оценок и ценности-значения, которые являются сами критериями, эталонами оценок;

б) ценности материальные, социальные и духовные (познавательные, научные, эстетические, художественные, моральные и т.д.);

в) по характеру участия в регуляции поведения выделяют ценности-цели, ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства;

г) в зависимости от вида деятельности человека ценности подразделяются на профессиональные, политические, ценности досуга и т.д.

Безусловно, данный перечень не полон, поскольку множественность оснований и подходов позволяет классифицировать ценности многообразными способами.

В.А. Сластенин раскрывая понятие профессионально-ценностных ориентаций, определяет его как систему устойчивых избирательных отношений учителя к наиболее значимым аспектам профессиональной деятельности, формирующихся на основе широкого спектра всех духовных отношений личности[4].

Рассматривая профессионально-ценностные ориентации как отношения личности к значимым моментам ее профессиональной деятельности, можно обнаружить, как минимум, наличие трех типов отношений педагога-субъекта данной деятельности:

1) отношение к педагогической деятельности, определяющее цель и личностный смысл данной деятельности;

2) отношение к «объекту-субъекту» деятельности - личности ученика, обеспечивающее ее безусловное принятие и проектирование развития;

3) отношение к субъекту деятельности - личности учителя и к самому себе как педагогу, определяющее профессиональный идеал и Я-концепцию учителя.

Безусловно, все типы отношений тесно связаны и взаимозависимы, но системо- и смыслообразующим является отношение к личности ученика.

Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.

Профессионально-важные качества - это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.

Таким образом, вопросы, касающиеся профессиональных ценностей педагога, в настоящее время приобретают все большую актуальность. Профессиональные ценности играют исключительно важную роль в формировании личности профессионала, выступают в качестве высшего уровня регуляции поведения человека, выражают направленность его интересов и потребностей, определяют присущие ему установки и мотивацию в сфере профессиональной деятельности. Целенаправленное создание условий для присвоения личностью рассмотренных ценностей обеспечивает целостное формирование ведущих блоков профессионально-ценностных ориентаций учителя: отношения к педагогическому труду, отношения к личности ученика, отношения к личности педагога и к самому себе как педагогу, составляющих содержание мотивационно-ценностного компонента культуры профессионально-личностного самоопределения учителя. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, но и со стороны всего общества.

Список используемой литературы:


  1. А. Г. Асмолов » По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» Издательство: "Научно-производственная фирма"Смысл"" (2002)

  2. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. - 1999. - № 1. - С. 81-89

  3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004

  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997.

  5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия "Учебники и учебные пособия "- 2-е изд., перераб, и доп. - Ростов н/Д: "Феникс ", 2003. - 544 с.


© 2010-2022