Выступление к презентации Акмеологическая позиция

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ».

ВОПРОСЫ:

  1. Что такое «акмеология», связь данного понятия с образованием.

  2. Сущность понятия «акмеологическая позиция».

  3. Признаки акмеологической позиции у школьника.

  4. Педагогические условия, способствующие формированию акмеологической позиции.

ЛИТЕРАТУРА

Максимова В.Н «Акмеология школьного образования».

Деркач А.А. «Акмеология».

Сосновских Н.В. «Формирование акмеологической позиции в учебном процессе».

Что такое «акмеология», связь данного понятия с образованием.

Акмеология - это наука 90-х годов 20 столетия, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня этого развития. Высшая ступень зрелости, ее вершина - "акме" - это многомерное состояние человека, охватывающее определенный период его развития, характеризующее, насколько он состоялся как гражданин, специалист своего дела, как личность. По древнегречески «быть в акме» означает быть «в полном цвете (цветущая пора), на высшей ступени развития». Объектом акмеологии является развивающаяся личность на ступени зрелости. Предметом в широком понимании - объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие прогрессивному развитию зрелой личности, те условия, при которых взрослый человек может достичь самого высокого уровня продуктивности в своей профессиональной деятельности, творчестве, отношениях, развитии.

В современной России после длительного периода недооценки роли личности в обществе и истории признается ее статус не только как значимой составляющей общества, но и как важного фактора его прогрессивного развития. Сегодня перед личностью встают сложные проблемы, для которых не существует готовых решений. Личность должна проявлять себя не только как высококвалифицированный профессионал, но и как человек, способный мыслить и действовать, развиваясь в условиях большой неопределенности, противоречий и риска. Иными словами, должен формироваться тип, противоположный пассивному исполнителю. Данная общественная ситуация стала своеобразным социальным заказом для развития акмеологии как науки о ценности личности, о ее совершенствовании и способности высоко эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, жить полноценной жизнью.

Основателем науки «акмеология» является Борис Герасимович Ананьев. Он сформировал основную идею данной науки - изучение «вершин» жизни высших достижений личности. Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения закономерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками - А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и др. - была основана акмеология как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании.

Акмеология - как наука имеет несколько направлений, остановимся на одном из направлений - школьная акмеология. Основательницей которой является профессор В.Н. Максимова.

Школьная акмеология - изучает вершины развития субъектов (педагога и ученика) педагогического процесса в школе. У педагога - профессионализм и компетентность труда педагога, у учащиеся - развитие самоорганизующийся личности в образовательном процессе.

Сущность понятия «акмеологическая позиция».

В современном образовании все большее количество педагогов и исследователей приходят к выводу о необходимости в образовательном процессе стимулировать самосовершенствование, самопреобразование и саморазвитие личности, то есть говорить об акмеологической позиции как личностной характеристики школьника.

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств, а может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, его индивидуально-личностном и профессиональном самоопределении.

Позиция- это наиболее целостная характеристика человека как личности и индивидуальности.

Позиция- способ реализации базовых ценностей субъекта в его взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности.

Позиция - как система отношений. (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Родионова и др.).

«Так что же такое акмеологическая позиция»?

Ученые Анатолий Алексеевич Деркач. Алексей Александрович Бодалев, Нина Васильевна Кузьмина данное понятие рассматривали

  • субъектная позиция человека - есть устойчивое стремление к достижениям, к самореализации творческого потенциала и жизненных сил в гуманистически оправданных видах деятельности.

  • результат ценностно-смыслового самоопределения личности, избирающей приоритетные ценности - здоровье, жизненный успех, духовность

  • установка на свободный и самостоятельный выбор, собственное отношение к реальным ценностям на успех, на активность, на достижения.

Какие разные понятия, но под ними скрывается главное - готовность к самоопределению.

Постановка вопроса о формировании акмеологической позиции возможна только по отношению к учащимся старшего школьного возраста. И этому есть научное обоснование

  • формируется готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению;

  • завершается этап личностного созревания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы и перспективы;

  • внутренняя позиция его направлена к действительности, к окружающим и к самому себе.

В целом, в данном возрасте происходят качественные изменения в нравственном развитии личности.

Признаки акмеологической позиции у школьника.

Признаки, по которым можно судить об акмеологической позиции личности:

  • субъектность (личностная активность ученика в освоении разных форм общественной жизни и различных видов деятельности (как учебной, так и социальной);

  • мотивация достижения успеха как стремление к улучшению своих результатов в любых видах деятельности, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении целей;

  • принятие гуманистических ценностей системы регулирующей поведение и деятельность личности, определяющей не только мотивационно-потребностную сферу, но и направленность личности на реализацию своего потенциала в социуме;

  • стремление к самоактуализации как полному раскрытию своих способностей, которое возможно в общественно значимой деятельности.

Процесс акмеологической позиции формируется именно в учебном процессе, поэтому необходимо применять комплекс педагогических условий, отражающей разные аспекты учебного процесса и при целенаправленном его организации активизирует личностный рост и сознательные волевые усилия школьника по планомерному самоизменению и саморазвитию своих возможностей как субъектов учебной деятельности.

Условия необходимые для формирования и проявления школьником своей акмеологической позиции

- сформированность акмеологической позиции педагога (профессиональная зрелость, гуманизм, любовь к детям, к людям, к предмету и профессии, стремление к самосовершенствованию, к творчеству, к инновации, к успеху, умение сотрудничать, стремление к самоактуализации);

- внедрение в учебный процесс личностно ориентированного обучения (заложить в учащимся механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для самоосуществления и диалогического взаимодействия с людьми, природой, обществом, культурой.

- организация в учебном процессе психолого-педагогической поддержки акме-ориентированных самоизменений учащихся

- осуществление субъект-субъектного взаимодействия, как дидактического взаимодействия (взаимодействие педагога и учащегося с содержанием образования - научение дидактической деятельности).

Условия дидактического взаимодействия:

- реализация межпредметных связей (конференции, семинары, обобщающие лекции, интегративные занятия);

- формирование творческой и познавательной активности учащихся;

- расширение видов поисковой и исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе;

- переживания учащимися ситуаций успеха в процессе учебной деятельности, через системное использование в учебном процессе интерактивных методов обучения. Под интерактивным обучением В.С. Дьяченко рассматривает «способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех»;

- применение разнообразных форм уроков.

1. Урок с применением кейс-технологии. Преимущество данной техно-логии состоит в том, что учащиеся, погружаясь в конкретную реальную проблемную ситуацию, связанную с каким-либо объектом или событием, осознают себя участниками, занимают позицию, ищут пути решения возникшей проблемы, применяя знания предметной области.

2. Урок с применением технологии «Аквариум». Данная технология основывается на изучении спорных вопросов учебного предмета в форме дискуссии, поскольку она позволяет создать ситуацию дебатов, когда обучающиеся не только занимают определенную позицию по спорному вопросу, но и отстаивают её друг перед другом, убеждают в своей правоте.

3. Урок с применением игровой технологии. Технология эта применима при воссоздании какой-либо деятельности, поступка, воспроизведения типичных социальных и учебных ситуаций на уроке в концентрированном виде.

4. Урок с применением проектной технологии. Суть этой технологии заключается в углубленном изучении учебного материала через проявление самостоятельности учащихся в выборе тем, учебного материала, форм представления информации. Данная технология может использоваться практически на всех уроках, нужно лишь правильно уметь связывать темы проектов с жизненным опытом учащихся .

5. Урок с применением технологии развития критического мышления. Данная технология основывается на трехфазовой структуре урока: вызов, осмысление, рефлексия - и позволяет развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией и глубоко её осмысливать, «пропускать через себя», вырабатывать определенное личностное отношение).

6. Урок с применением ИКТ. Поле деятельности с применением данной технологии в учебном процессе обширно. Это - уроки с использованием мультимедиа-презентаций (при изучении нового материала, защите проектов обучающихся), уроки с компьютерной поддержкой (проектная деятельность учащихся, проверка знаний), уроки с выходом в Интернет (подготовка сообщений, докладов, проектов, поиск дополнительной информации на разных

Акмеологическая позиция - есть готовность к акту самоопределения в каждой конкретной образовательной ситуации, направленной на достижения в учебной, личностной и социальной сферах, что в дальнейшем будет определять активность и стремление личности к достижениям в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, сформированность акмеологической позиции у школьника является позитивным результатом работы педагогов в образовательном процессе стремление педагогов и школьников к развитию собственной акмеологической позиции становится постепенно устойчивой потребностью. И направленность педагогических действий в образовательном процессе на формирование акмеологической позиции способствует активизации личностных резервов учащихся, обеспечивает успешное овладение учебной деятельностью и движение к собственным «акме» на этапе школьного образования и в будущей профессиональной деятельности.


© 2010-2022