Материал к родительскому собранию на тему Учимся слушать и слышать

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материал к родительскому собранию на тему Учимся слушать и слышатьВсе мы знаем, что такое разговор. А разговор с ребенком? С подростком? Как он происходит? Обычно один говорит, а другой… нетерпеливо ждет своей очереди сказать (если не перебивает). А слушают на самом деле очень не многие. Хотя именно это действие - залог успеха и в делах, и в личных отношениях! Правда, слушать правильно и слышать нужное - это целое искусство. Но можно научиться.


Мы не слышим детей - дети не слышат нас

«Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе, - считают психологи.- Например, ребенок хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про увиденный интересный факт в Интернете. Но мама увлечена разговором с подругой: "Подожди!" Или по дороге в магазин подросток что-то увлеченно рассказывает о взаимоотношениях, сложившихся в классе, а мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли, а потом одергивает повзрослевшее чадо «Не о девочках надо думать, а об учебе»». Дети учатся у нас всему, в том числе и искусству коммуникации. «Не так важно, сколько времени вы проводите с ребенком, важнее, как вы его проводите, - считают психологи во всем мире - Попробуйте на час-два полностью погрузиться в дела, увлечения вашего ребенка, сосредоточившись только на общении с ним. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет побыть самостоятельным, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления. А вот ребенок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание с помощью шалостей. «Сто раз надо повторять», «как об стенку горох», «пока не прикрикнешь - не сделает» - эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб психологу. В «маленькой стране» действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть услышанными. Ведь это мы приучили детей к такому поведению вначале, не слыша их, а теперь они нам «мстят», не слыша нас.

Хочу предложить вашему вниманию мини-тест «Самоанализ моих отношений с ребенком»

Тест

Положите руки на стол и сожмите кулаки. На каждый положительный ответ на мое утверждение выбрасывайте палец.

- вы даете оценку ребенку. Например, «Какой ты неуклюжий» и т.п.

- вы часто делаете ребенку замечания

- вы отвечаете на вопрос ребенка: «Отстань. Не знаю»

- вы отвечаете на просьбу помочь: Мне некогда, сам делай

- вы одергиваете ребенка при посторонних

- вы ругаете ребенка за плохие оценки

- вы покупаете ребенку то, что просит, лишь бы отстал

- вы говорите ребенку: «Ну в кого ты такой уродился. Вот я….»

- если ребенок расстроен вашим поведением, вы говорите ему: «Я это делаю ради тебя»

- вы говорите ребенку: «От тебя одни неприятности»

Теперь проведите самоанализ. Сколько пальцев вы выбросили? Если все более 5- ваш ребенок в опасности!

«Что нам мешает слушать ребенка?» .

Ответ: Родители слушают, но понимают относительно своей жизненной позиции, устоев и морали.


Все течет, все меняется Вместе с временами меняются и нравы. В пещерные времена достаточно было простого повиновения и выполнения своих обязанностей. После эпохи гуманизма детей стали наделять почти равными со взрослыми правами. В современном мире в школьную программу младших классов введена дисциплина «Права ребенка». Да, со временем младшее поколение получает все больше возможностей для личностного становления и роста. Но действительно ли это на благо?

Всеобщая дозволенность и распущенность современной молодежи словно бетонная стена отделяет младшее поколение от их родителей. Способность слушать, но не слышать, встречается повсеместно, а у подростков она отточена на профессиональном уровне.

Мы сами растим детей, которые не хотят нас понимать. Как так получается, ведь мы все силы и время посвящаем им? Очень просто. Уделяя внимание материальной стороне воспитательного процесса, мы забываем о психологической. Нам проще купить ребенку игрушку, чем вместе с ним сделать что-нибудь собственными руками. Нам жаль времени, времени, которое можно потратить на погоню за материальными ценностями. Отсюда вытекает непонимание родителями детей, и наоборот. Откуда браться пониманию, если некоторые из нас даже спокойно поговорить со своими детьми не могут?

Существуют определенные типы семейного воспитания. Именно от характера воспитания зависит благополучие в семье. Несомненно, все люди разные, поэтому каждый выберет что-то для себя, что для другого может быть неприемлемым.

Почему так случается? Родители уже прошли все те этапы развития и становления, которые только предстоит осилить их детям. Ошибки неотступно сопровождают человечество по их жизненной стезе. Основной заботой и долгом каждого родителя является защита своего чада и обеспечение его нормального и правильного развития.

Молодые люди не имеют такого жизненного опыта, как их родители, поэтому многого не знают и не могут предположить. Аналитический склад ума присущ не каждому. Поэтому людям свойственно учиться на своих же ошибках. Родители просто хотят уберечь, оградить, защитить своих детей от возможных ошибок. Обвиняя маму и папу в непонимании, ребенок через десять лет поймет, как был не прав по отношению к своим родителям. Но будет уже поздно. Такое понимание и осознание называется опытом, практическим опытом, который наиболее других дознаний ценится человечеством.

А еще… Нередко можно встретить простое нежелание слышать, понимать своего ребенка просто потому, что он еще мал. Такие родители до пенсионного возраста своего чада будут считать его малышом. Необходимо менять воспитательную позицию, посещать тренинги или психоаналитика, который поможет решить сложившуюся ситуацию наиболее «бескровным» способом.

Почему еще родители не могут услышать и понять своего ребенка? Просто потому, что не считаются с его мнением. Вспоминается поговорка «Дети и рыбы голоса не имеют».

Некоторые родители желают реализовать неосуществившиеся мечты в своих детях. Такой тип воспитания отрицает понимание и восприятие мнения самого ребенка как полноценного и правильного. Желания ребенка не учитываются. Правильно только то, что хотят его родители.

Как с этим бороться При первых признаках прогрессирующего непонимания необходимо провести в семье беседу. Не стоит бояться разговора с собственными детьми. Спокойный уравновешенный тон родительских голосов, размеренный темп беседы помогут выявить все противоречия, которые мешают счастливому быту. Стоит прислушаться к тому, что скажет ребенок. Первоначальное отрицание послужит барьером к пониманию и предрешит исход разговора. Аргументированность играет очень важную роль. В паре со спокойствием она способная переубеждать и разъяснять даже самые нелепые вещи. Поэтому ради семейного благополучия стоит вооружиться терпением, чтобы изгнать непонимание из своего дома

Родителям нужно учиться общаться с детьми. Слышать ребенка - это наука. Никогда не стоит отчаиваться и стараться исправить ситуацию, а не закрывать на проблему глаза.

Учимся слышать своего ребенка

Правила активного слушания:

1. Разговаривать лицом друг к другу

2. Дать ребенку обратную связь:

а) задать уточняющие вопросы (ты решил... ?)

б) назвать чувства ребенка (...и ты обиделся...)

3. Держать паузу! (молчать после каждой реплики)

4. Полезно повторить ребенку то, что вы услышали от него. Обозначить его чувства.

12 помех на пути активного слушания

1. Приказы, команды: Убери! Вынеси ведро! В кровать! Замолчи! Сейчас же перестань!

2. Предупреждения, угрозы: Если ты не прекратишь... Еще раз это повторится...

3. Мораль, нравоучения: Ты обязан вести себя хорошо. Каждый человек обязан...

4. Готовые решения, советы: По-моему, нужно извиниться... А ты возьми и скажи... Я бы...

5. Доказательства, логика: Пора бы знать, что...Сколько раз тебе говорили, что...

6. Критика, обвинения: Вечно ты опаздываешь...Все из-за тебя! Сделал не так...

7. Похвала, оценка: Ты у меня самая красивая...Молодец! Ты - гений!

8. Обзывание, высмеивание: Плакса-вакса! Дубина! Лентяй! Не будь лапшой!

9. Догадки, интерпретации: Я знаю, почему ты... Я вижу тебя насквозь...

10. Расследования: Нет, ты все-таки скажи... Ну, почему ты молчишь? Опять...

11. Уговоры, увещевания: Не обращай на него внимания... Успокойся, это не важно...

12. Уход от разговора: Не до тебя! Отстань! Мне когда. Подумаешь...

3 выгоды активного слушания

  1. Ослабнет отрицательное переживание Дайте ребенку высказаться, выплеснуть эмоции. Слушайте не только слова, но и то, как эти слова сказаны. Мы часто не обращаем внимание на эмоции, а они бывают дороже слов. Обращайте внимание на выражение лица, жесты ребенка,- это поможет понять его правильно. Услышать, что именно в разговоре его волнует больше и на что соответственно вам нужно обратить больше внимания.


2. Ребенок начнет рассказывать о себе все больше.

Слушайте ребенка, ничего не додумывая и ничего не предполагая. Не ради того, чтобы согласиться или не согласиться, поверить или не поверить в то, что он говорит. Слушайте, чтобы понять. И тогда узнаете даже больше того, что хотели бы знать. И обезопасите себя от досадных ошибок.


• Подбадривайте и одобряйте ребенка. Это создаст благоприятную атмосферу для общения. Показывайте интерес к беседе, это первый шаг к взаимопониманию. Это создаст между вами более близкие отношения.

• Если что-то непонятно, спрашивайте. Многие не задают вопросов, боясь показаться несведущими в теме разговора. Напрасно. Спрашивая, вы опять же выкажете интерес к словам ребенка, а значит, и к нему самому.


3. Он сам продвигается в решении своей проблемы.

Не давайте советов, пока не попросят.
Даже если ребенок не прав, сначала дослушайте его до конца. Иногда ребенок, высказывая какие-то аргументы, сам начинает осознавать их слабость. Дайте ему время на такое осознание, и ему будет легче согласиться с вашими доводами. А вам легче будет его убедить. Кроме того, чем больше «слабых мест» в его рассуждениях вы услышите, тем весомее будут ваши контраргументы. С другой стороны, вы ведь и сами можете понять, что не правы. А поспешишь - людей насмешишь.

• У каждого из нас есть потребность чувствовать свою значимость. Используйте эту потребность в беседе. Слова «Я хотела бы с тобой посоветоваться», «Мне очень важно твое мнение» способны творить чудеса.

Потренируйтесь в изменении своих моделей мышления, речи поведения, и изменится поведение и жизнь вашего ребенка.

Главное чудо в жизни - изменение себя!

Все мы знаем, что такое разговор. А разговор с ребенком? С подростком? Как он происходит? Обычно один говорит, а другой… нетерпеливо ждет своей очереди сказать (если не перебивает). А слушают на самом деле очень не многие. Хотя именно это действие - залог успеха и в делах, и в личных отношениях!

Правда, слушать правильно и слышать нужное - это целое искусство. Но можно научиться.




© 2010-2022