Причины и последствия гиперактивности у детей дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей, учителей, педагогов-психологов дошкольных и школьных образовательных учреждений, а также будет полезен и для родителей. Гиперактивность достаточно частое явление, которое влияет на сферу коммуникации детей, а также на развитие в целом.В данном материале говорится о причинах возникновения гиперактивности, как физиологических, так экологических и социальных. Статья раскрывает трудности, с которыми сталкивается сам гиперактивный ребенок, его родители и педаго...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Причины и последствия гиперактивности у детей дошкольного

возраста.

Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна еще остаются. Но врачи и в Европе, и в Америке, и в России работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности. По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают этим заболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы, и вот теперь те же проблемы возникают у собственных детей. Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например мигренью.

По одной из теорий считается, что это связано с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка. Большую опасность в данном случае вызывает внутриутробная гипоксия, к которой особенно чувствителен развивающийся мозг. Вот почему очень важно, чтобы беременность протекала нормально, без патологий, чтобы будущая мать соблюдала все требования, предъявляемые врачом. Ведь эти требования придуманы не просто для осложнения жизни молодой женщины. Известно, что потребность в кислороде у беременных повышается на 25-30% за счет того, что ребенок забирает его из крови матери. Поэтому нужно много гулять, дышать свежим воздухом, ездить на природу все девять месяцев. Вообще, любые проблемы во время беременности и родов, какими бы незначительными они ни казались непросвещенному человеку, могут иметь различные отрицательные последствия, которые обычно проявляются не сразу после рождения ребенка, а спустя некоторое время. Речь идет об угрозе выкидыша, токсикозах, обострениях хронических заболеваний у матери.

Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого дефицита является постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергических заболеваний. Можно предположить, что экологическое неблагополучие, которое переживают все страны, вносит определенный вклад в рост нервно-психических заболеваний. У многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния и витамина В12.

В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство - все это проявления, в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у дошкольника.

Исследования, проведенные Брязгуновым И.П., Касатиковой ЕВ. показали, что две трети детей, характеризующихся как гиперактивные - это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи: с неблагополучным экономическим положением; с неблагоприятной демографической ситуацией; семьи с высоки уровнем психологической напряженности; семьи, ведущие асоциальный образ жизни. В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в развитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровень интеллекта, попадают в классы коррекции, потому что родители совсем не занимаются их развитием. У этих детей могут появляться признаки эмоциональной депривации - эмоционального «голода. Они готовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу о них. В подростковом возрасте они часто попадают в асоциальные компании.

В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родителя неуравновешенны и неопытны. То есть, с одной стороны, гиперактивность у детей может быть сильно выражена из-за недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребенок с гиперактивностью сам создает условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье, вплоть до ее распада. Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере.

Литература:

Венгер Л.А. Воспитание и обучение. - М.: Просвещение, 2005



© 2010-2022