Психологический семинар для учителей и воспитателей Как помочь ребенку стать внимательным

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Как помочь ребенку стать внимательным?»

Психологическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений ,мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порождаемые нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями в собственном психологическом и физиологическом состояниях. Почему же наша психологическая деятельность не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется ВНИМАНИЕМ.

Внимание - это способность человека сосредотачиваться на определенных объектах и явлениях.

Успехи в учебе, труде и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у ребенка способности быть внимательным. У ребенка с плохим вниманием все происходит как у героя стихотворения С.Я. Маршака:

«…Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок -перчатки

Натянул себе на пятки…»

Нередко из - за недостатка внимания обучающийся словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить.

К нарушениям внимания относятся:

  • Неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его исполнении;

  • Снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;

  • Повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;

  • Снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеянность, гиперподвижность, инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания.

ОТВЛЕКАЕМОСТЬ- непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на ребенка, занятого в этот момент какой - либо деятельностью. Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.

РАССЕЯННОСТЬ - это неспособность сосредоточиться на чем - либо определенном в течение длительного времени.

ЧРЕЗМЕРНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ ВНИМАНИЯ- постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой, при низкой эффективности.

ИНЕРТНОСТЬ ВНИМАНИЯ - малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Уровень развития внимания у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью весьма низок. Дети с интеллектуальной недостаточностью смотрят на объекты и их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания, они не улавливают многого из того, что им сообщает учитель. По этой же причине обучающиеся выполняют ошибочно какую- то часть предложенной им однотипной работы. Почти про каждого ученика коррекционной школы YIII вида можно сказать: « Мог бы делать, отвечать лучше, но не внимателен».

Причины невнимательности данной категории детей кроются в быстрой истощаемости психических процессов. Истощаемость может наступить уже на первом уроке, после некоторого умственного напряжения. Исследования М.С. Певзнер показали, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта являются патологическая инертность нервных процессов, нарушении их подвижности. А у некоторых детей наблюдается нарушение баланса между основными нервными процессами, то есть возбуждение преобладает над торможением или наоборот, процессы торможения над возбуждением.

Из всего выше сказанного вытекает то, что внимание нужно и можно тренировать и совершенствовать, даже у детей с ОВЗ. Работа по коррекции и развитию внимания сложная и кропотливая. Работать над развитием внимания у детей, страдающих недостаточным вниманием должны как психолог, педагоги, работающие с такими детьми, так и родители.

Вниманию родителей, имеющих детей с нарушениями внимания хочется предложить несколько несложных игр и упражнений, которые помогут ребенку стать внимательнее.

  1. Игровое упражнение « Кто внимательный»

Ребенку предлагается внимательно послушать рассказ, отрывок сказки и подсчитать количество слов с определенным звуком. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка регулируется предлагаемый объем материала для прослушивания. В качестве примера, в сказке « Лисенок и лягушонок» Г. Юдина необходимо сосчитать количество слов со звуком «л».

«В лесу, в большой луже жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешки. Потом он стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого - льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок ( завидовал он, что ли) приходил, все ломал, да еще и дразнился:

-Зеленее всех зеленок - лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…

-Ничего! - сказал лягушонок.- Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы».

2. Игра « Сколько чего»?

Детям предлагается осмотреть комнату и назвать как можно больше находящихся в ней предметов на определенную букву. Например тех, что называются на букву «К», «Т», «С». Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Предметы можно нарывать по какому - либо определенному признаку, развивая тем самым восприятие и мышление ребенка. Например, попросить назвать круглые и полукруглые объекты, квадратные и прямоугольные, деревянные, металлические или стеклянные, можно обратить внимание ребенка на цвет предметов ( черные, серые, коричневые, синие и так далее).

3.Игра « Повтори быстро».

Взрослый, играющий с ребенком, договаривается о том, что он будет произносить слова, ребенок должен повторять их только тогда, когда он произнесет слово «повтори». Далее идет быстрый диалог.

Например, дом, повтори; кошка, улица, школа, повтори; урок, яблоко, повтори; книга, повтори; окно, повтори; конфета.

4. Игра « Не собьюсь».

Ребенку предлагается сосчитать до 30. Числа, содержащие 3 и делящиеся на 3 называть нельзя. Вместо этих чисел надо говорить « не собьюсь». Можно подпрыгивать, хлопать в ладоши. Условия игры можно менять.

5. Игра « Полслова за вами»

Взрослый, играющий с ребенком, называет половину слова, ребенок должен назвать его вторую половину. Например, паро- ход, мага -зин, кон- фета,цве -ток, ма- шина и так далее.

6. Игра: « Буква заблудилась»

Ребенка просят правильно досказать словечко.

  • Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом ( сом)



  • В глазах у Машеньки испуг:

Ползет большой зеленый лук ( жук).



  • На волке ( полке) - сметана,

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Но достать нелегко.



  • На болоте нет дорог

Я по кошкам ( кочкам) - скок да скок!

7. Игра « Приз».

Ребенку предлагается прослушать стихотворение, но не просто так ,а за вознаграждение. Приз он сможет взять как толь услышит слово « три». В качестве приза может быть любая мелкая игрушка или просто конфета.

- Расскажу тебе рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово « три»

Приз немедленно бери.

Мечтает школьник закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри на старте не хитри,

А жди команду: раз, два, марш!

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок , другой, но лучше пять!

- Недавно поезд на вокзале мне т р и часа пришлось прождать!

Ну что ж, дружок, ты приз не взял,

Когда возможность была взять!

Большое значение в развитии внимания детей играют такие упражнения, как «Распутай клубочек», « Пройди лабиринт», «Найди отличия», « Что изменилось».

Родителям необходимо играть с детьми в подобные игры, а еще в шашки и шахматы, ведь эти игры - «школа внимания». Нельзя забывать и про спортивные подвижные игры, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, мышление. Детей с ОВЗ необходимо учить просто быть наблюдательными - умеющими замечать изменения , происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.

Литература:

1.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника, 1986.

2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания -М.,2002.

3. Тихомирова Л.Ф.Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения,2000.

Подготовила: педагог - психолог ГБС(К)ОУ - Елионской школы - интерната YIII вида Стародубского района САПОНОВА Людмила Николаевна



© 2010-2022