- Преподавателю
- Школьному психологу
- Индивидуальная программа развития в классах адаптированного обучения
Индивидуальная программа развития в классах адаптированного обучения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маркина Ю.С. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Индивидуальная программа развития
______________________________
класс
__________________
школа
Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в условиях общеобразовательной школы, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.
Пояснительная записка
Сроки реализации программы: 5 лет
Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития.
В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения которые включают:
во-первых,систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
в-третьих,создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.
Направления работы на протяжении всего периода их обучении:
-
психолого-педагогическое
-
медико-социальное сопровождение
Настоящая программапсихолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1959г., законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), от 24.11.1995г. №181-фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)» (принят Государственной думой 02.06.1999г.), Семейного кодекса РФ 1995г., письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», инструктивным письмом Министерства образования РФ №27/2967-6 от 14.07.2003г. «О психолого-медико-педагогической комиссии.
Задачи
-
выявление уровня развития ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума);
-
комплексное ППМС сопровождение образовательного процесса детей с нарушениями слуха;
-
составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной);
-
психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с нарушениями слуха, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;
-
формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей;
-
оценка эффективности обучения и сопровождения обучающихся с нарушениями слуха.
Участники программы:
-
Зам. директора по оздоровительной работе
-
Зам. директора по административно-хозяйственной работе
-
Психолог
-
Социальный педагог
-
Учитель РСВ
-
Медицинский работник
-
Классный руководитель
-
Учителя-предметники
-
Родители
-
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Формы взаимодействия участников сопровождения:
-
Совместное обследование учащихся.
-
Семинары-практикумы.
-
Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп, конференции.
-
Заседания ПМПк.
-
Выступления на родительских собраниях.
-
Выступления на методических объединениях для учителей.
-
Проведение индивидуальных консультаций, бесед.
-
Взаимопосещение и анализ занятий.
-
Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.
-
Обзоры специальной литературы.
Этапы и сроки реализации программы
1.Этап подготовительный. Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи школьного ПМПк. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими нарушениями слуха. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Социальный патронаж. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей. Взаимодействие с муниципальными государственными органами и учреждениями в разработке программ, планов по сопровождению.
Промежуточные результаты:
-
Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты).
-
Разработка индивидуальной программы сопровождения.
-
Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.
-
Повышение качества комплексных мероприятий;
-
Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2.Этап основной. Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций, вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение углубленного медицинского осмотра. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.
Промежуточные результаты:
-
Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;
-
Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях.
-
Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.
-
Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, школьных мероприятий, в работу родительского комитета.
3. Этап аналитико-обобщающий. Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития учащихся на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающегося с нарушением слуха.
Промежуточные результаты:
-
Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ.
-
Перспективное планирование.
-
Корректировка программы.
Формы работы специалистов
-
Профилактические и просветительские беседы.
-
Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры.
-
Консультирование участников образовательного процесса.
-
Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время.
-
Диагностика.
-
Семинары, консилиумы, предметные недели.
-
Диспуты, акции, викторины, олимпиады.
Индивидуальный план развития
Фамилия, имя ребенка:
Дата рождения
Учреждение: МБОУ СОШ №5 им. Ю. А. Гагарина
Класс:
Диагноз:
Заключение ПМПК:
Направления работы
-
Психологический блок
Цель: Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье).
Ответственный: психолог
№
Направления деятельности
Сроки
Диагностическое
1.
Диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.
По плану
2.
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.
3.
Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.
4.
Изучение условий семейного воспитания ребёнка.
5.
Изучение уровня социализации ребёнка с нарушением слуха
6.
Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка.
В течение года
Коррекционное
1.
Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
В течение года
2.
Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.
Развивающее
1.
Развитие моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
В тече-ние года
2.
Развитие универсальных учебных действий.
Консультационное
1.
Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса.
В течение года
2.
Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися.
3.
Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушением слуха
4.
Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения.
Просветительское
1.
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности.
В течение года
2.
Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с нарушением слуха
3.
Работа на школьном сайте.
-
Социальный блок
Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой.
Ответственный: Социальный педагог
№
Направления деятельности
Сроки
Диагностическое
1.
Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи.
По плану
2.
Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий.
3.
Собеседование с участниками образовательного процесса для выявления проблем в обучении и воспитании детей с нарушением слуха, их реабилитации.
4.
Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий.
Учебно - воспитательное
1.
Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка.
В течение года
2.
Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема необходимой помощи.
3.
Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.
4.
Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребёнком с нарушением слуха.
5.
Организация досуга детей с нарушением слуха, вовлечение их в кружковую, секционную, трудовую деятельность, с целью проявления творческих способностей ребёнка и обеспечения его занятостью в свободное время.
6.
Содействие в социальной адаптации обучающихся (социальный патронаж, экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях).
7.
Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудностей в общении).
Оздоровительное
1.
Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности.
В тече-ние года
2.
Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки.
3
Содействие в организации санаторно-курортного лечения, медицинского обследования, посещения оздоровительного лагеря (пришкольный).
Консультационное
1.
Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса.
В течение года
2.
Оказание социально-правового консультирования детям с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав.
Социально - правовое
1.
Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов.
В течение года
2.
Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование.
-
Коррекционный блок
Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и развития слухового восприятия и речи на основе системно-деятельностного подхода.
Ответственный:
№
Направления деятельности
Сроки
Диагностическое
1.
Диагностика уровня развития слухового восприятия
По плану
2.
Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у учащихся.
3.
Диагностика письменных работ обучающихся.
Коррекционное
1.
Планирование соответствующей коррекционной работы.
По плану
2.
Создание условий, благоприятных для развития и коррекции слухового восприятия и речи учащихся.
3.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
В течение года
Консультационное
1.
Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по РСВ и речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий.
В течение года
2.
Систематические консультации для родителей.
Профилактическое
1.
Профилактика нарушений речи у детей. Организация пропедевтических занятий.
В течение года
Развивающее
1.
Совершенствование слухового восприятия.
В течение года
2.
Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений.
3.
Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления.
4.
Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи.
-
Предметно - образовательный блок
Цель: Организация обучения детей с нарушением слуха с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Ответственные: Классные руководители, учителя - предметники
Формы деятельности классного руководителя
Сроки
1.
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности.
По плану
2.
Контроль за функциональным состоянием обучающихся в динамике учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения возникающего переутомления.
В течение года
3.
Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов.
4.
Сбор информации о летнем отдыхе обучающихся.
По плану
5.
Изучение жилищно - бытовых условий обучающихся.
В течение года
6.
Сбор информации о занятости обучающегося во внеурочное время.
7.
Обеспечение участия всех детей с нарушением слуха, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в школе и городе.
В течение года
8.
Посещение ребенка на дому (по мере необходимости).
По плану
9.
Совместная деятельность классного руководителя с учителями - предметниками.
В течение года
10.
Беседы с родителями.
11.
Создание условий, способствующих развитию индивидуальности обучающихся.
Формы деятельности учителя - предметника
1.
Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).
В течение года
2.
Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития.
3.
Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах, учебно - исследовательской деятельности.
4.
Наблюдение за учащимся во время учебных занятий, во время его общения со сверстниками.
5.
Вовлечение детей с нарушением слуха с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям.
-
Лечебно - оздоровительный блок
Цель: Создание здоровье сберегающей среды для формирования эффективной системы психолого - педагогического и медико - социального сопровождения детей с нарушениями слуха Ответственные: зам. директора, медицинский работник
Форма деятельности
Сроки
1.
Соблюдение теплового режима, нормативов освещенности в помещениях.
В течение года
2.
Поддержание чистоты, уютной и комфортной обстановки.
3.
Контроль за организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания.
4.
Соблюдение санитарно - эпидемиологического режима в школе.
5.
Обеспечение учебных кабинетов мебелью в соответствии с ростом обучающихся.
6.
Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы.
По мере необходимости
7.
Проведение углубленного медицинского осмотра.
По плану
8.
Проведение специфической профилактики (профилактические прививки).
Согласно национальному календарю
9.
Обучение родителей, педагогов основам социально-медицинских знаний.
В течение года
Результатом сопровождения является достижения детей с нарушениями слуха планируемых результатов освоения образовательной программы