Индивидуальная программа развития в классах адаптированного обучения

Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в условиях общеобразовательной школы, способствование в повышении самооценки, самореализации личности. Сроки реализации программы: 5 лет Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным при...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальная программа развития

______________________________

класс

__________________

школа

Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в условиях общеобразовательной школы, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.

Пояснительная записка

Сроки реализации программы: 5 лет

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития.

В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения которые включают:

во-первых,систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;

во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;

в-третьих,создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.

Направления работы на протяжении всего периода их обучении:

  • психолого-педагогическое

  • медико-социальное сопровождение

Настоящая программапсихолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1959г., законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), от 24.11.1995г. №181-фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)» (принят Государственной думой 02.06.1999г.), Семейного кодекса РФ 1995г., письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», инструктивным письмом Министерства образования РФ №27/2967-6 от 14.07.2003г. «О психолого-медико-педагогической комиссии.
Задачи

  • выявление уровня развития ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума);

  • комплексное ППМС сопровождение образовательного процесса детей с нарушениями слуха;

  • составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной);

  • психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с нарушениями слуха, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;

  • формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей;

  • оценка эффективности обучения и сопровождения обучающихся с нарушениями слуха.

Участники программы:

  1. Зам. директора по оздоровительной работе

  2. Зам. директора по административно-хозяйственной работе

  3. Психолог

  4. Социальный педагог

  5. Учитель РСВ

  6. Медицинский работник

  7. Классный руководитель

  8. Учителя-предметники

  9. Родители

  10. Дети с ограниченными возможностями здоровья

Формы взаимодействия участников сопровождения:

  • Совместное обследование учащихся.

  • Семинары-практикумы.

  • Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп, конференции.

  • Заседания ПМПк.

  • Выступления на родительских собраниях.

  • Выступления на методических объединениях для учителей.

  • Проведение индивидуальных консультаций, бесед.

  • Взаимопосещение и анализ занятий.

  • Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.

  • Обзоры специальной литературы.

Этапы и сроки реализации программы

1.Этап подготовительный. Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи школьного ПМПк. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими нарушениями слуха. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Социальный патронаж. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей. Взаимодействие с муниципальными государственными органами и учреждениями в разработке программ, планов по сопровождению.

Промежуточные результаты:

  1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты).

  2. Разработка индивидуальной программы сопровождения.

  3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

  4. Повышение качества комплексных мероприятий;

  5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2.Этап основной. Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций, вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение углубленного медицинского осмотра. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.

Промежуточные результаты:

  1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;

  2. Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях.

  3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.

  4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, школьных мероприятий, в работу родительского комитета.

3. Этап аналитико-обобщающий. Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития учащихся на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающегося с нарушением слуха.

Промежуточные результаты:

  1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ.

  2. Перспективное планирование.

  3. Корректировка программы.

Формы работы специалистов

  • Профилактические и просветительские беседы.

  • Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры.

  • Консультирование участников образовательного процесса.

  • Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время.

  • Диагностика.

  • Семинары, консилиумы, предметные недели.

  • Диспуты, акции, викторины, олимпиады.






Индивидуальный план развития

Фамилия, имя ребенка:

Дата рождения

Учреждение: МБОУ СОШ №5 им. Ю. А. Гагарина

Класс:

Диагноз:

Заключение ПМПК:

Направления работы

  1. Психологический блок

Цель: Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье).

Ответственный: психолог

Направления деятельности

Сроки

Диагностическое

1.

Диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.

По плану

2.

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

3.

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.

4.

Изучение условий семейного воспитания ребёнка.

5.

Изучение уровня социализации ребёнка с нарушением слуха

6.

Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка.

В течение года

Коррекционное

1.

Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

В течение года

2.

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.

Развивающее

1.

Развитие моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

В тече-ние года

2.

Развитие универсальных учебных действий.

Консультационное

1.

Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса.



В течение года

2.

Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися.

3.

Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушением слуха

4.

Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения.

Просветительское

1.

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности.

В течение года

2.

Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с нарушением слуха

3.

Работа на школьном сайте.


  1. Социальный блок

Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой.

Ответственный: Социальный педагог

Направления деятельности

Сроки

Диагностическое

1.

Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи.

По плану

2.

Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий.

3.

Собеседование с участниками образовательного процесса для выявления проблем в обучении и воспитании детей с нарушением слуха, их реабилитации.

4.

Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий.

Учебно - воспитательное

1.

Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка.

В течение года

2.

Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема необходимой помощи.

3.

Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.

4.

Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребёнком с нарушением слуха.

5.

Организация досуга детей с нарушением слуха, вовлечение их в кружковую, секционную, трудовую деятельность, с целью проявления творческих способностей ребёнка и обеспечения его занятостью в свободное время.

6.

Содействие в социальной адаптации обучающихся (социальный патронаж, экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях).

7.

Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудностей в общении).

Оздоровительное

1.

Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности.

В тече-ние года

2.

Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки.

3

Содействие в организации санаторно-курортного лечения, медицинского обследования, посещения оздоровительного лагеря (пришкольный).

Консультационное

1.

Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса.

В течение года

2.

Оказание социально-правового консультирования детям с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав.

Социально - правовое

1.

Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов.

В течение года

2.

Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование.


  1. Коррекционный блок

Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и развития слухового восприятия и речи на основе системно-деятельностного подхода.

Ответственный:

Направления деятельности

Сроки

Диагностическое

1.

Диагностика уровня развития слухового восприятия

По плану

2.

Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у учащихся.

3.

Диагностика письменных работ обучающихся.

Коррекционное

1.

Планирование соответствующей коррекционной работы.

По плану

2.

Создание условий, благоприятных для развития и коррекции слухового восприятия и речи учащихся.

3.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

В течение года

Консультационное

1.

Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по РСВ и речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий.

В течение года

2.

Систематические консультации для родителей.

Профилактическое

1.

Профилактика нарушений речи у детей. Организация пропедевтических занятий.

В течение года

Развивающее

1.

Совершенствование слухового восприятия.

В течение года

2.

Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений.

3.

Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления.

4.

Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи.


  1. Предметно - образовательный блок

Цель: Организация обучения детей с нарушением слуха с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Ответственные: Классные руководители, учителя - предметники

Формы деятельности классного руководителя

Сроки

1.

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности.

По плану

2.

Контроль за функциональным состоянием обучающихся в динамике учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения возникающего переутомления.

В течение года

3.

Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов.

4.

Сбор информации о летнем отдыхе обучающихся.

По плану

5.

Изучение жилищно - бытовых условий обучающихся.

В течение года

6.

Сбор информации о занятости обучающегося во внеурочное время.

7.

Обеспечение участия всех детей с нарушением слуха, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в школе и городе.

В течение года

8.

Посещение ребенка на дому (по мере необходимости).

По плану

9.

Совместная деятельность классного руководителя с учителями - предметниками.

В течение года

10.

Беседы с родителями.

11.

Создание условий, способствующих развитию индивидуальности обучающихся.

Формы деятельности учителя - предметника

1.

Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).

В течение года

2.

Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития.

3.

Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах, учебно - исследовательской деятельности.

4.

Наблюдение за учащимся во время учебных занятий, во время его общения со сверстниками.

5.

Вовлечение детей с нарушением слуха с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям.


  1. Лечебно - оздоровительный блок

Цель: Создание здоровье сберегающей среды для формирования эффективной системы психолого - педагогического и медико - социального сопровождения детей с нарушениями слуха Ответственные: зам. директора, медицинский работник

Форма деятельности

Сроки

1.

Соблюдение теплового режима, нормативов освещенности в помещениях.

В течение года

2.

Поддержание чистоты, уютной и комфортной обстановки.

3.

Контроль за организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания.

4.

Соблюдение санитарно - эпидемиологического режима в школе.

5.

Обеспечение учебных кабинетов мебелью в соответствии с ростом обучающихся.

6.

Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы.

По мере необходимости

7.

Проведение углубленного медицинского осмотра.

По плану

8.

Проведение специфической профилактики (профилактические прививки).

Согласно национальному календарю

9.

Обучение родителей, педагогов основам социально-медицинских знаний.

В течение года

Результатом сопровождения является достижения детей с нарушениями слуха планируемых результатов освоения образовательной программы




© 2010-2022