- Преподавателю
- Школьному психологу
- Значение курса Профильная ориентация для школьников
Значение курса Профильная ориентация для школьников
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хозова М.А. |
Дата | 04.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Профориентационная работа в школе
Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
(Сократ.)
«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?», - пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать детям. Припомните «Кем Вы мечтали стать, когда вырастите?» Исполнилась Ваша мечта?
Если «Да» - Вам можно только позавидовать, а если «Нет». Причин неудовлетворённости выбранной профессией может быть масса, одна из них - недостаток знаний о будущей профессии.
Для более успешной профессиональной ориентации учащихся в нашей школе в 9-ых классах начиная с 2005-2006 учебного года введён курс профориентации, состоящий из 2 частей «Профильная ориентация» и «Информационная работа».
Курс «Профильная ориентация» позволяет учащимся определить свои возможности и потребности в соотнесении с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, уже в старшей школе сделать обоснованный выбор, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Наряду с занятиями, проводятся экскурсии, встречи со специалистами, студентами, профессиографические исследования, профориентационные игры и т.п.
Программа представляет собой гибкую систему модулей, легко учитывает возраст и уровень обученности школьников, предусматривает использование различных форм и методов работы, содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для учебной мотивации и выбора профиля, но для повседневной жизни, расширяет кругозор школьников. Рассматриваемые темы: Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Познавательные процессы и способности личности. Психология личности. Мир профессий. Профессиональное самоопределение. Подготовка к будущей карьере.
Основной целью курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что необходимо для осуществления взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности, стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынок труда с учетом изменения спроса на специалистов различного профиля и прогноза их конкуренции за рабочие места. Девятиклассники знакомятся с системой образования в Российской Федерации, особенностями получения среднего (полного) общего образования, возможностями получения профессии, с понятиями государственная регламентация деятельности образовательных учреждений и др.
В практическую часть входят профориентационные игры, способствующие усвоению навыков профессионального самоопределения в игровой форме. Эти занятия не только знакомят 9-тиклассников с миром профессий в виде деловых, сюжетно-ролевых игр, социально-психологических тренингов, но и создают у подростков определённый эмоциональный настрой, развивают общительность, групповую сплочённость, несут атмосферу творчества и игрового соперничества, дают возможность ученикам примерить на себя различные социальные роли, попробовать себя в них. В результате обучающая информация, включённая в игры, воспринимается и принимается подростками легко без навязывания. По ходу игр усваиваются навыки правильного общения, приёмы самопознания, самоанализа личности, учащиеся научаются соотносить свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определённой профессии и т. п.
В ходе работы предусмотрено использование комплекса психологических и диагностических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития.
Знакомясь с приёмами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определённой профессией, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Теоретические сведения в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приёмов излагаются в форме инструктажа. Девятиклассники получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определённых работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора предусматривается такая деятельность, как работа с дополнительной литературой, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий и др.
После изучения курса учащиеся должны уметь соотносить свои особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, анализировать профессиограммы, получать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также иметь представление о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка, пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
В заключении хочу обратить ваше внимание на то, что если к началу изучения курса профориентация девятиклассников, сделавших выбор в пользу какой-либо профессии, было около 26%, то конец 3 четверти их число составило 62%. На вопрос «Помогло ли вам изучение курса в выборе будущей профессии?» «Нет» ответил 1 человек (3%) , «50/50» - 7 человек (24%), «Да» - 73%.
Ответы:
- Да, помогло, потому что я определила какой я человек, и какая профессия мне подходит по тестам. Спасибо за всё!
- Профориентация дала мне понять, какую профессию мне лучше выбрать. Теперь я точно знаю, что пойду учиться в педагогический, а после, в академию культуры и искусств;
- Да, профориентация мне помогла, т. к. до изучения этого предмета я сомневалась, а теперь уверена;
- Спасибо, в выборе профессии, профориентация оказала большое влияние (м);
- Помогло мне выбрать профессию, мне сложно былое выбрать (м);
- Нужней предмет. Спасибо! (м).
Я думаю данные ответы являются достаточно высоким показатель того что наши выпускники сделают правильный профессиональный выбор, о котором не будут жалеть. И каждый день буду идти на работу как на праздник, а в отпуске будут считать дни, до возвращения на любимую работу.