Психолого-педагогическая диагностика как один из этапов коррекционно-психологической помощи

Коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим звеном в обучении и воспитании таких детей. Данная работа раскрывает особенности диагностики детей с особыми образовательными потребностями, объясняет важность именно первичного знакомства психолога(диагностика) для дальнейшего сопровождения детей-инвалидов. Диагностика  не является самоцелью, она лишь промежуточное звено в оказаниее помощи школьникам с ограниченными возможностями здоровья. Однако диагностика и ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННО - ПСИХОЛОГИЧЕКОЙ ПОМОЩИ


Колегова Н.А.,

ФГБОУ ВПО «ПГУ им Шолом-Алейхема», г. Биробиджан [email protected]

Научный руководитель: Шкляр Наталья Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент


Проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее актуальных в системе специального (коррекционного) образования. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию [2].

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания[1].

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, с задержкой психического развития и комплексными нарушениями.

Коррекционно-психологическая помощь - это создание оптимальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме. Коррекционно-психологическая помощь состоит из следующих этапов: психолого-педагогическая диагностика обучающихся, консультирование педагогов и родителей, коррекционно-развивающая работа с обучающимися, проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся с целью определения дальнейшего образовательного маршрута [1].

Первичным этапом коррекционно - психологической помощи является психолого-педагогическая диагностика. Психолого - педагогическая диагностика заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся специалистами школьной психолого-педагогической службы, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся. Работа по коррекции недостатков в психическом развитии ребенка с проблемами в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики [2].

Как отмечают А. А. Крылов, Г. И. Челпанов, любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях развития личности [3].

Для проведения первичной психолого-педагогической диагностики нами используются методики предложенные А.А. Венгер, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, О. Е. Шаповаловой и др [1]. Все методики модифицированы и объединены в единую карту изучения учащихся, в которую систематически вносятся изменения. В процессе первичной диагностики у учащихся изучаем уровень развития понимания логико - грамматических конструкции, причинно - следственных отношений, умение анализировать, исключать лишнее, составлять рассказ, обобщать. Для этого мы используем следующие диагностические методики и задания: Назови причину наводнения, листопада; Объясни пословицы и поговорки; Расставь события по порядку; Объясни, что изображено на картине (скрытый смысл); Закончи предложение; Установи закономерность; Подбери общее понятие; Исключи лишнее слово; Сравни понятия; Составь рассказ ( по серии сюжетных картин).

Большое внимание уделяется изучению развития памяти, оно включает в себя диагностические задания, направленные на изучение опосредованного запоминания и его продуктивности, запоминание и понимание текста: Запомни слова и повтори; Нарисуй рисунок, который поможет тебе вспомнить слова, которые я сейчас назову; Постарайся запомнить сказку и потом ее повторить.

Еще один блок диагностики посвящен изучению развития восприятия и внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого мы используем следующие задания: Зашумленный рисунок, Корректурная проба, затерянная картинка, разрезная картина, ошибка художника, исправь ошибку.

Большое внимание уделяется диагностики сформированности учебных навыков школьников более старшего возраста.

Задания и методики, которыми мы пользуемся при диагностики учащихся могут меняться, дополнятся или же исключатся из диагностической карты вообще. Зависит это от возраста, заболевания и индивидуального развития школьника.

Качественно проведенная психолого - педагогическая диагностика учащихся помогает нам определить направления коррекционно - развивающей работы и составить индивидуальные программы развития учащихся. Такая программа имеет определенные цели и задачи, а так же календарно - тематическое планирование на весь учебный год.

Немаловажным фактором первичная диагностика выступает при корректировки плана работы учителя - дефектолога, при планировании консультативной работы не только с педагогами, работающими с тем или иным контингентом детей, но и с родителями учащихся.

В сентябре 2012 года на базе ОГАОУ «Центр образования «Ступени» проводилась первичная диагностика 10 обучающихся центра. Школьники имеют различные нарушения (детский церебральный паралич, эпилепсия, соматические заболевания и др.), возраст обучающихся варьируется от 8 до 11 лет. Для первичной диагностики использовалась диагностическая карта обследования развития младших школьников. Результаты диагностики позволили сделать вывод о развитии общей и мелкой моторики, пространственно - временных представлениях о развитии памяти, внимания, мышления, восприятия.

Были составлены рекомендации для педагогов работающих с конкретной выборкой детей, по результатам диагностики учащихся заполнены дневники развития учащихся. Первичная диагностика позволила определить направления коррекционно - психологической помощи каждому конкретному учащемуся на весь учебный год. По результатам диагностики были составлены коррекционно - развивающие программы, даны рекомендации учителям, работающим с конкретными детьми, проведены консультации для родителей.

Таким образом, организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей школьника и дает возможность прогнозировать его развитие.

Иначе говоря, для успешности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого - педагогической диагностике, позволяющей:

  • выявить индивидуальные психолого - педагогические особенности учащегося;

  • определить оптимальный педагогический маршрут;

  • обеспечить индивидуальным сопровождением каждого школьника;

  • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционно - развивающей работы;

  • ценить динамику развития и эффективность коррекционно- развивающей работы;

  • консультировать родителей ребенка по вопросам развития, обучения и воспитания.

В настоящее время всё более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность. Необходимым условием для решения основной задачи является создание действенной и целенаправленной системы социально-педагогической деятельности в учреждениях для детей с проблемами в развитии. Для того чтобы ребёнок в дальнейший период смог жить полноценной, во всех отношениях, жизнью, необходимо организовать коррекционно-психологическую помощь так, чтобы основу её составляло психолого-педагогическая диагностика, как фактор, определяющий процесс социализации детей с ограниченными возможностями.При этом одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, сформированность учебных навыков и др. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики.

Литература:

1.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учебник для студ. дефектол. фак. педвузов и ун-тов.- М.: Просвещение; Владос, 1996. 112 с.

2.Ольшанская Е. В. Развитие мышления,внимания, памяти, восприятия,воображения,речи.- М.,2004.-240 с.

3.Уфимцева Л.П. Игровые задания по коррекции и развитию позновательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2003.-№6. С.50-55

© 2010-2022