Адаптация первоклассников к школьному обучению

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа адаптации первоклассников к школьному обучению.


Адаптация - это естественной состояние человека, проявляющееся в приспособлении( привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Цель программы: создание условий для успешного освоения образовательных программ и формирование позитивной Я-концепции личности, что предполагает раскрытие творческого потенциала, формирование и развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности каждого учащегося.

Задачи программы:

  1. Создать систему взаимодействия ДОУ и школы в рамках проблемы преемственности "детский сад - школа", включающую в себя проведение совместных психолого-педагогических мероприятий;

  2. Организовать и реализовать сопряженную программу психолого-педагогических занятий, направленных на освоение школьного пространства, в том числе норм и правил школьной жизни, умение общаться, взаимодействовать, в т.ч. разрешать конфликты социально-приемлемыми способами, а также развитие познавательных способностей и креативности;

  3. Организовать регулярные групповые и индивидуальные консультации родителей по вопросам педагогики и психологии развития детей;

  4. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического развития и коррекции отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи специалистов.

Сроки реализации: адаптация первоклассников проходит по разному: некоторые дети адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом; другие дети имеют длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям; у третьих социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители.

Приемы и формы работы:

1. Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом. Однако дети даже имена своих одноклассников не сразу могут запомнить, поэтому все педагоги и работники школы обязаны носить бейджики. Учитывая, что большинство детей идут в школу уже читающими, первоклассники в течение сентября тоже должны носить бейджики с крупно написанной фамилией, именем, номером класса.

2.Рассказ о себе. «Раскрыть» каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства, приподнять ребенка в его собственных глазах помогут социально-психологический тренинг или коррекционно-развивающая программа.

3.Вхождение в коллектив. Детей, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые, малообщительные, агрессивные, несдержанные, эгоистичные и т.п.), необходимо адаптировать к системе межличностных отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности.

4. Заочное знакомство. Дети часто стесняются подойти и завязать знакомство, вступить в игру с понравившимся им одноклассником. Это гораздо легче сделать, пообщавшись вначале по телефону или электронной почте. В первые же учебные дни предложить детям обменяться телефонными номерами и электронными адресами. Важно подвести каждого ребенка к мысли, что одиноко и тревожно может быть не только ему, но и его одноклассникам. Телефонный звонок поможет справиться с этими неприятными чувствами.

5. Общее дело. Ничто так не сплачивает коллектив, как общие дела. Необходимо продумать их перечень, направленность, целесообразность и регулярно проводить коллективные дела для создания классного содружества.

Программа рассчитана на работу в группе из 10- 14 человек, поэтому класс необходимо делить на подгруппы и проводить занятие одновременно с уроком ритмики или обучения письму. Для занятия каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши. На занятиях по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) необходимо иметь пластилин, цветную бумагу, ножницы, краски, лоскутки, фантики и пр. Продолжительность занятий 30-40 минут. Оптимальная периодичность встреч 1 -2 раза в неделю. Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверено и не боялся сделать ошибку.

Занятие 1: "Волшебная дверца"

Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика).

Модификация ТРИЗ - создаем своими руками волшебный мир, один на всех.

Занятие 2: Этологическая прогулка по школе

Цель занятия - познакомить с пространственно-предметным устройством школы. Рисуем то, что больше запомнилось (понравилось).

Занятие 3 "Планета мечты"

Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)

Модификация ТРИЗ "Планета мечты"

Занятие 4: "Дорога, которая ведет..."

(Модификация ТРИЗ)

Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)

Занятие 5: "Азбука настроения"

Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и произвольности

  1. Кричалка

  2. Угадай настроение нарисованного героя.

  3. Изобрази настроение.

  4. Упражнения на внимание: повторяй за мной

Занятие 6 "Знакомимся с инопланетянами"

Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков

  1. Здороваемся по-инопланетному

  2. Ладушки

  3. Угадай настроение: Азбука настроения

  4. Рисуем инопланетянина

Занятие 7"Подводное царство"

Цель занятия: комплексное - развитие коммуникативных навыков, внимания, произвольности, воображения и тонкой моторики

  1. "Шифровка пиратов"

  2. Корректурная проба (ищем морской жемчуг на дне)

  3. Переводилки и раскраски

  4. Игра: "Море бушует- раз"

Занятие 8 :"Животные"

Цель занятия: развитие речевого мышления

  1. Пиктограммы

  2. Рисуем двумя руками

  3. Найти все зеленое, круглое, деревянное

  4. Физкультминутка "Зайка"

  5. "Назови одним словом"

  6. "Кто больше назовет"

Занятие 9: "Съедобное - несъедобное"

Цель занятия: развитие произвольности и речевого мышления

  1. "Отгадайте, что это?"

  2. Штриховка

  3. Игра с мячом "Съедобное - несъедобное"

  4. Кроссворд "У самовара"

  5. Настроение

Занятие 10 "Карта"

Цель занятия: развитие пространственного мышления

  1. Рисуем комнату - вид сверху

  2. Находим предмет по карте

Занятие 11 :Новогодний сюрприз"

Цель занятия: ориентация в пространстве школы, тренировка умения работать в команде

  1. Ищем клад по карте.



© 2010-2022