Мониторинг УУД учащихся 5-х классов в период адаптации в условиях ФГОС

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Справка по итогам мониторинга УУД

в период адаптации учащихся 5-х классов

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

в 2015-2016 учебном году

Педагог-психолог - Черненко В.Г.

Цель: выявить уровень развития УУД в рамках психологической адаптации учащихся 5-х классов.

Для достижения данной цели было проведено психологическое обследование адаптации учащихся с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению А.М. Прихожан. С помощью данной методики мы изучили уровень тревожности пятиклассников.

5 А


Уровень тревожности

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во чел.

7

19

4

%

23

63

14



Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка. Тревожность - форма психоэмоционального неблагополучия, которая свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека.

Таким образом, в 5 А классе 4 человека обладают повышенным уровнем тревожности, что обусловлено переживанием социального стресса в связи с переходом на новую ступень обучения и проявляется в повышенной чувствительности детей к оценочному аспекту обучения.


5 Б

Уровень тревожности

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во чел.

12

16

1

%

41

55

4

Таким образом, в 5 Б классе 1 человек обладает повышенным уровнем тревожности, что возможно обусловлено низкой физиологической сопротивляемостью организма стрессу, что может проявляться как страх ситуации проверки знаний,страх самовыражения, страх не соответствия ожиданиям окружающих.

Также с помощью методики мотивации учения А.М. Прихожан мы выявили уровень познавательной активности пятиклассников. Под познавательной активностью мы понимаем качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями, умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты.

5 А

Уровень познавательной активности

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во чел.

1

10

19

%

3

33

64


Из таблицы видно, что в 5 А классе доминирует количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности (19 человек). Это говорит о том, что учащиеся заинтересованы в собственных учебных результатах, стремятся быть успешными в учебе. Только одна учащаяся обладает низким уровнем познавательной активности, что свидетельствует о том, что учащаяся переживает состояние «школьной скуки» и имеет низкий уровень учебной мотивации.

5 Б

Уровень познавательной активности

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во чел.

1

6

22

%

3

21

76


В 5 Б классе у преобладающего количества учащихся (22 человека) наблюдается высокий уровень познавательной активности. Это говорит о том, что учащиеся высоко мотивированы на учебный процесс, стремятся достичь учебных успехов. Только один учащийся обладает низким уровнем познавательной активности, что свидетельствует о том, что у учащегося снижена мотивация учения, ему «скучно и неинтересно на уроках».

Также нас интересовало состояние гнева у учащихся. Под гневом мы понимаем отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой субъективной/объективной несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её.

5 А

Уровень гнева

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во чел.

12

13

5

%

40

43

17


В 5 А классе наблюдается одинаковое количество учащихся с низким (12 человек) и средним (13 человек) уровнями гнева и только 5 человек с высоким уровнем гнева. Это свидетельствует о том, что у детей в целом наблюдается позитивное эмоциональное отношение к учению. У небольшого количества детей выявлено неудовлетворение потребностей в самоутверждении, познании, что вызывает негативное эмоциональное состояние.


5 Б

Уровень гнева

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во чел.

11

15

3

%

38

52

10



В 5 Б классе наблюдается преобладающее число учащихся с низким (11 человек) и средним уровнем гнева (15 человек) и незначительное число с высоким уровнем гнева (3 человека). У последних учащихся наблюдается состояние фрустрированности значимых потребностей (самовыражении, познании, самоутверждении).

На основе полученных результатов были составлены рекомендации для педагогов и родителей по эффективному взаимодействию с детьми, обладающими повышенным уровнем тревожности и гнева, с целью обеспечения успешной адаптации учащихся 5-х классов.

Также для изучения уровня адаптации учащихся была проведена психологическая диагностика с помощью методики определения умственного развития младших подростков «ГИТ» Дж. Ваны в модификацииМ. К. Акимовой, Б. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой. По итогам диагностики получены следующие результаты:

Таблица 1

5 А класс

Уровень умственного развития

Высокий

Средний (норма)

Близкий к норме

Низкий

Очень низкий

Кол-во человек

6

8

12

3

1

%

20

27

40

10

3



Таблица 2

5 Б класс

Уровень умственного развития

Высокий

Средний (норма)

Близкий к норме

Низкий

Очень низкий

Кол-во человек

8

4

13

4

0

%

28

14

44

14

0

Исходя из данных, указанных в таблицах 1, 2 следует, что группа учащихся обладает низкой скоростью понимания инструкций педагога и испытывает трудности при соблюдении нескольких правил одновременно. Следовательно, данные учащиеся нуждаются в развернутой инструкции педагога и проговаривании педагогом каждого этапа выполнения задания.

У части учащихся выявлена недостаточная сформированность математических знаний и действий. Данные учащиеся испытывают потребность в индивидуальных занятиях с учителем математики, направленных на развитие умения решать арифметические задачи.

Также выявлено, что у группы учащихся 5-х классов наблюдается недостаточное развитие языковых навыков, низкое умение оперировать грамматическими структурами. Для данных учащихся рекомендуется проводить педагогом русского языка работу с карточками (учащимся дается задание вставить в предложение пропущенные слова), направленную на умение грамматически и логически верно строить предложение.

Группа учащихся испытывает трудности при сравнении и анализе понятий, умении выделить существенные признаки понятий, сходства и различия. Рекомендуется педагогам гуманитарных предметов при изучении новых понятий предлагать учащимся на уроках выявлять сходства и различия понятий. Можно предложить учащимся как самостоятельный поиск свойств, так и предоставить готовый список свойств и предложить распределить на схожее и различное. Задания могут звучать: сравни, проанализируй, обобщи, классифицируй.

У части учащихся наблюдаются трудности при поиске логических закономерностей построения математической информации. Учителю математики рекомендуется включить задания на построение числовых аналогий (предоставить учащимся цифровой ряд, последовательность чисел в котором имеет определенную связь, и предложить продолжить его).

У группы учащихся недостаточно развито умение мыслить по аналогии. Следует включать на уроках гуманитарной направленности задания, направленные на анализ учащимися связи 2-х понятий, затем предоставлять учащимся 3 понятие и предложить подобрать к нему такое понятие, которое будет связано с 3 понятием так же, как 1-е понятие связано со 2-м. Задания звучат следующим образом: проведи аналогию.

Выводы: с помощью психологической диагностики нами было проанализировано психоэмоциональное состояние пятиклассников. Обобщая полученные данные можно сказать, что:

1. Большинство пятиклассников имеют продуктивную мотивацию учения, испытывают позитивное эмоциональное отношение к учению.

2. Незначительное число пятиклассников испытывают состояние тревожности и гнева, что обусловлено фрустрацией значимых потребностей и повышенной чувствительности учащихся к оценочному аспекту обучения.

3. Доминирующее число пятиклассников имеют средний/близкий к норме уровень умственного развития и только незначительное число учащихся - низкий уровень умственного развития. Последние учащиеся нуждаются в коррекции познавательных УУД.

При качественном анализе значимых показателей адаптации выделяются ребята, которые имеют высокий уровень неблагополучия по нескольким показателям. Эти ребята составляют "группу риска" по неблагополучному психоэмоциональному состоянию, а именно: 5 человек из 5 А класса, 3 человека из 5 Б класса обладают повышенным уровнем тревожности и гнева, следовательно, нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагогов.

Таким образом, по результатам диагностики умственного развития учащихся выявлено, что в 5 А классе 2 человека имеют низкий и 1 человек очень низкий уровень умственного развития; в 5 Б классе 4 человека обладают низким уровнем умственного развития.

На основе полученных результатов были составлены рекомендации для педагогов по более эффективному обеспечению образовательного процесса детей, обладающих низким уровнем умственного развития.

Решение:

1.Разработатькоррекционно-развивающую программу на снижение школьной тревожности и гнева провести на ее основе 5 фронтальных занятий для учащихся 5 А, 5 Б классов. Занятия будут проходить 1 раз в неделю для каждого класса с 19.10.2015 по 30.11.2015.

2. Разработать коррекционно-развивающую программу на повышение умственного развития и провести на ее основе 5 фронтальных занятий для учащихся 5 А, 5 Б классов. Занятия будут проходить 1 раз в неделю для каждого класса с 01.12.2015 по 19.01.2015.

3. Выступить на родительских собраниях в 5 А, 5 Б классах с целью ознакомления родителей с индивидуальными результатами психологической диагностики и получением ими рекомендаций.

4. Провести индивидуальные консультации классных руководителей: ознакомить педагогов с индивидуальными результатами психологической диагностики и выдать рекомендации с 14.10.2015 по 19.10.2015.

Педагог-психолог: Черненко В.Г.





© 2010-2022