- Преподавателю
- Школьному психологу
- Гиперактивный ребенок. Кто он?
Гиперактивный ребенок. Кто он?
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Айнбиндер Н.А. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Гиперактивность. Что это?
Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медико-нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики и требующий комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической(с 5 до 10 лет).
Гиперактивность переходит в импульсивность и сохраняется во взрослой жизни. Это работа структур мозга, его не переделать, но можно приспособиться, зная признаки гиперактивности и работу с гиперактивными детьми.Для постановки диагноза необходимо наблюдать в течении 6 месяцев, но вы живете с детьми и можете отметить про себя , является ли ваш ребенок гиперактивным.
Диагностические критерии гиперактивности:
-
Двигает кистями, стопами, кружится, вертится, стучит.
-
Встает с места на занятии без спроса.
-
Бесцельная активность.
-
Не может спокойно, тихо играть.
-
Находится в постоянном движении.
-
Постоянно болтлив.
-
Импульсивен - отвечает на вопросы, не дослушав их.
-
С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
-
Часто мешает другим, пристает к окружающим, вмешивается в беседы или игры других ребят.
Практические советы для родителей с гиперактивными детьми:
1. Изменение поведения взрослого и его отношение к ребенку:
- проявлять твердость и последовательность воспитания;
- помнить, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
- контролировать поведение ребенка, не навязывая жестких правил;
- не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет», «нельзя» (например: «Сейчас же прекрати, перестань!»);
- избегайте, с одной стороны чрезмерной мягкости, с другой стороны завышенных требований к ребенку;
- реагируйте на действия ребенка неожиданными способами
(например: пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного);
-повторите свою просьбу спокойно, одними и теми же словами, не меняя фразу много раз;
- не настаивайте на том , чтобы ребенок обязательно произнес извинения за поступок(можно произнести за него, например: «Ты хочешь извиниться за свой поступок?»);
-выслушайте до конца то, что хочет сказать ребенок
(необходим контакт, ребенку надо чтобы его выслушали);
2. Изменение психологического климата в семье:
- уделяйте ребенку достаточно времени;
- проводите досуг вместе с семьей;
-
не допускайте ссор в присутствии детей.
3. Организация режима дня:
- установите твердый распорядок дня ребенка и членов семьи;
- оградите ребенка от длительных занятий на компьютере; (норма 10 -15 мин. в день);
-
по возможности избегайте больших скоплений людей.
4. Специальная поведенческая программа:
-придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошее поведение и наказаний за плохое (можно использовать знаковую систему, например - жетоны, фишки, медальки и т.д. - накопление определенного их количества и отражение их в какой-либо форме);
- не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение (в углу, на стуле штрафников, в определенном ограниченном месте);
- чаще хвалите ребенка, т.к. дети очень чувствительны к похвалам, поощрениям;
- воспитывайте у ребенка навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом, агрессией (предложите побить подушку, мягкую спортивную «грушу»);
- постепенно расширяйте кругозор обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- не давайте ребенку одновременно несколько указаний или заданий.
Помните, что убедительные речи с гиперактивными детьми - это потерянное время.
Наиболее действенное средство - это убеждение через «тело» (не смотреть телевизор, не играть в компьютер, лишить удовольствия, лакомства).
Советы:
- если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, не стоит бросаться к нему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам;
- оценивайте отдельно поступок ребенка, а не его личность;
- давайте понять ребенку, что ответственность за поступок лежит на нем.