Статья Как подготовить школьника к самостоятельной исследовательской деятельности

В данной  статье  мною обобщён опыт  работы по  воспитанию юных исследователей. Для  выполнения  исследовательских  работ  нужно  уметь работать  с  информацией, обрабатывать  данные, доказывать, сравнивать, анализировать, находить рациональные пути работы, делать соответствующие выводы.  Формирование навыков, необходимых  для  исследовательской  деятельности  у  школьников я  условно  разбила  на  этапы, о которых  подробно  рассказываю  в  статье.  
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как подготовить школьника к самостоятельной

исследовательской деятельности

«… Не так важно приобретённое знание, как развитие способности мышления.

Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное забыто …».

Макс фон Лауэ

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро меняющемся мире [1]. Формирование надпредметных умений - важная задача обучения в школе. Ведь именно в школе должны в значительной степени формироваться мыслительные, речевые, исследовательские, ценностно-смысловые и общекультурные компетенции. И тогда наш выпускник будет конкурентоспособным, самостоятельным, образованным и воспитанным человеком.

Из разговоров с выпускниками школы я прихожу к следующему выводу: дети, занимавшиеся в школьные годы исследованиями, легче адаптируются к обучению в ВУЗах. Ведь там масса курсовых работ, которые также выполняются по типу исследовательских работ. Да и зачастую выступления на студенческих научно-практических конференциях может сослужить хорошую службу студенту.

Проведённый мною опрос среди обучающихся 8 - 11 классов показал, что большинство обучающихся (78,2 %) желают заниматься исследовательской деятельностью. Действительно, детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок уже рождается исследователем. Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков [2] .

Проработав в школе более 20 лет учителем математики, я хочу поделиться своим опытом воспитания юных исследователей. Ведь для выполнения исследовательских работ нужно уметь работать с информацией, обрабатывать данные, доказывать, сравнивать, анализировать, находить рациональные пути работы, делать соответствующие выводы. Всему этому можно научиться на уроках математики.

Формирование навыков, необходимых для исследовательской деятельности у школьников я условно разбила на этапы.

I этап - это воспитание творческих качеств у ученика

Воспитание творческих качеств личности возможно лишь в том случае, если на уроках и внеклассных занятиях преобладают творческие задания. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнить следующие группы логических операций: комбинировать информацию, определять причинно - следственные связи, планировать и выполнять практическую деятельность [4].

Различные формы творческих работ - это возможность самореализации, общения, самооценки, самоопределения учащихся. Это гарант того, что ученик будет успешен и в жизни. Конкурсы, конференции, творческие недели, отчеты, выставки - это возможность самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, это приобретение опыта самостоятельной деятельности, саморекламы и опыта личной ответственности обучающихся. Написание математических сказок, составление математических кроссвордов требуют от учащихся большой самостоятельности и творческого подхода. Развитие творческого мышления в педагогическом процессе обеспечивается в том случае, если по каждой теме учащиеся выполняют систему творческих заданий.

Так, например, у меня на уроках математики хорошо зарекомендовали себя творческие задания на самостоятельное составление задач. Обучение составлению задач должно преследовать не только обучающие, но и далеко идущие цели. Помимо педагогической позиции составление задач развивает мышление, повышает интерес к предмету.

Задания по самостоятельному составлению задач мои ученики выполняли во время специально отведённых уроков в конце главы или дома. При выполнении задания дома дети не были ограничены жёсткими временными рамками. Несомненно, этот факт положительно повлиял в целом на качество выполнения работы. Более того, если ученик получал оценку, которая его не устраивала, то он имел право вновь вернуться к данному заданию. Такая творческая работа в большинстве случаев оценивалась мною высоко. Избегая однообразия и шаблона при составлении задач, целесообразно применять различные формулировки условий, в том числе такие, в которых существенно выделена описательная часть, формулировки-рассказы, задачи-расчёты и др. Так, например, ученица 6 класса, побывав летом на местах стоянок древнего человека, составила следующий мини-рассказ: « Река Алдан имеет богатую и яркую историю. Первые люди появились на берегах Алдана около сорока тысяч лет до нашей эры. Они занимались охотой на мамонтов, бизонов, носорогов. Затем они загадочно исчезли и, уже позже появились охотники на лося, дикого северного оленя. На реке Алдан много стоянок древнего человека. Летом, путешествуя на школьном теплоходе «Юпитер», я и мои друзья побывали на этих стоянках. Их на реке около 90, но мы побывали лишь на некоторых из них. На одной стоянке, открытой в 1965 году Ю. А. Мочановым на левом берегу реки, в раскопе было найдено 106 орудий, среди которых 26 наконечников стрел, 3 ножа, 21 резец. Определите, сколько процентов от всего количества орудий занимают наконечники стрел, ножи, резцы? Ответ округлите до целых» (Ответ: наконечники стрел ≈ 24%; ножи ≈ 3%; резцы ≈ 20%). Или такая задача: «Интенсивность движения автомобильного транспорта по трассе «Лена» (Б. Невер - Якутск) в среднем 2000 автомобилей в сутки. Около 50% транспорта составляют грузовые автомобили, потребляющие в среднем в 2,5 раза больше топлива, чем легковые автомобили. Протяженность трассы в черте города Томмота составляет 4,5 км. Определите, сколько кислорода сгорает за сутки вблизи трассы, если автомобиль в среднем сжигает 0,48 л кислорода за 1 км пути. Ответ: 7630 л. кислорода сгорает в среднем в день вблизи трассы « Лена» (в черте г. Томмот).

Прежде чем составить задачу ученик занимался поиском информации, отбирал нужную и, лишь потом занимался составлением задач. Эти и другие задачи предлагались на следующих уроках для решения всему классу. Решение задач, авторами которых были одноклассники, вызывало живой интерес.

Составлению задач посвящены и целые уроки. Так, например, урок - игра «Математическая поликлиника», где сильная группа учащихся исполняет роль врачей, а более слабая часть учащихся - родители (учёные). Составленные задачи (дети) перед «выпиской из больницы», где они появились на свет, обследуют врачи: хирург (помогает исправить ошибки в задаче), реаниматолог («оживляет» безнадёжные задачи), ЛОР (помогает улучшить звучание текста), окулист (помогает красочно оформить задачу).

Предлагая ученикам решать только готовые задачи, мы не формируем у них необходимых им в дальнейшем навыков критического отношения к предложенному заданию, приучаем их быть простыми исполнителями, а не творческими личностями.

На этом этапе дети учатся находить нужную информацию, обрабатывать её, учатся анализировать, обобщать.

II этап - исследовательские задания

Исследовательские задания - это творческие задания, при выполнении которых проводится теоретическое и (или) экспериментальное исследование проблемы. Исследовательские задания являются логическим продолжением творческих заданий по теме, их выполнение закрепляет основные знания и умения в форме научных убеждений в сознании учащихся. Творческие задания формируют познавательные качества личности, исследовательские - созидательные качества. При выполнении исследовательских заданий учащиеся создают элементы субъективно новых знаний (новых для себя) [4].

Этот этап требует от учителя подготовки специальных заданий на исследование, выполняемых учащимися в течение определённого времени, - иногда это будет часть урока или весь урок, а иногда и несколько дней или даже недель. Формы заданий могут быть разными. Это - нестандартные задачи или задания, требующие от учащихся самостоятельного сбора данных. Так, например, уже в 6 классе при изучении темы «Графики» уместно выполнить исследовательские задания на отработку понятия зависимости, на основе которого в 7 классе формируется понятие функции. Так, ученики на конкретных, самостоятельно установленных зависимостях усваивают проблематику, которая затем будет являться ядром всей функциональной линии курса математики средней школы. Также дети учатся анализировать, сравнивать, делать выводы. Так, например, проведя на уроке сравнительный анализ смертности и рождаемости среди населения г. Томмот, дети приходят к выводу, что уровень рождаемости по городу с каждым годом понижается, а смертность растёт. Другая группа учащихся, посетив отделение милиции, построила график преступности среди подростков города Томмота. Следующая группа детей выполняла работу по наблюдению за температурой воздуха, допустим в апреле. При выполнении таких работ формируется не только понятие зависимости, но и отрабатываются навыки нахождения среднего арифметического, построение диаграмм, вычислительные навыки. Многие дети желают выполнить самостоятельно исследовательские задания или с помощью своих родителей, работающих в различных отраслях промышленности. Так, один ученик, используя данные из лесного хозяйства, обработал их и составил график изменения площади лесного массива, пострадавшего от лесных пожаров в окрестностях города Томмота.

Другой ученик, используя данные местной метеостанции, построил график изменения максимального уровня воды на реке Алдан в период весеннего половодья.

Позже, во время урока, дети защищают свою работу, отвечают на вопросы одноклассников, делают выводы об изменении значений, наибольшем и наименьшем значении. Всё это также является подготовкой к исследовательской деятельности.

Приветствуются и коллективные детские работы. Так в 5 классе было проведено исследование на тему: «Вода и её потребление». Большой воспитательный эффект в 5, 6 классах могут дать задания на подсчёт средств, затрачиваемых государством:

а) на бесплатное обучение школьников класса, школы, всей страны (заранее узнав о том, сколько тратится на одного ученика в год);

б) на расходы электроэнергии на освещение класса, школы ( на 1 кВт. ч. необходимо 340 г. условного топлива).

Полезно также подсчитать затрату бумаги в классе или в школе (на производство бумаги ежегодно требуется около 45 млн. куб. м древесины, для чего требуется вырубить лес с 500 тыс. га), отходы хлеба в школьной столовой в день, месяц, год и т.д. Подобные мини-исследования вырабатывают у учащихся активную жизненную позицию, активизируют познавательную деятельность.

Проводя опрос среди учащихся выпускных классов, я выявила, что 48% выпускников предпочитали выполнять исследовательские задания, связанные с родным краем, его демографическим положением, географией, природными явлениями и историей, чем решать однообразные по тексту задачи.

Исследовательские задания оказывают положительное влияние на познавательную активность всех обучающихся, способствуют развитию аналитического мышления, повышают интерес к предмету, готовят учащихся к будущей исследовтельской деятельности.

III этап - исследовательские мини- работы

На этом этапе идёт дальнейшее накопление знаний по методике исследования и обработке результатов. Учащиеся выбирают интересующую их тему для исследования и работают над ней. Все это осуществляется в процессе длительной самостоятельной работы. Активно используются образовательные ресурсы Интернет, фонд школьной медиатеки. Специальными формами ученических исследований также считаются подготовка учащимися сборников задач, учебных презентаций, моделей, которые могут использоваться на уроках.

Здесь не требуется строгих правил по оформлению. Главное, чтобы ребёнок хорошо понимал, что он делает? зачем? какая решается проблема, и какова цель исследования?

Ребёнок должен пропустить через себя всё исследование, со всеми трудностями и проблемами. Ведь он уже имеет опыт работы с исследовательскими заданиями. Затем в параллелях или в классе можно провести конференцию, где каждый может защитить свой труд. И здесь обязательно нужно поддержать каждого: ведь он выполнил такой труд самостоятельно, он сделал первый шаг в науку, пусть хоть и неуверенный. Такие уроки - конференции являются апогеем исследовательского метода в обучении.

IV этап - исследовательские работы

Наиболее перспективные труды стоит продолжить. Так, девочка из 6 класса, продолжила свои исследования и в 7 классе. Тема её исследования: « Вероятность правильного прогноза погоды в г. Томмоте и его окрестностях в соответствие с народными приметами». Здесь математика тесно связана с вопросами краеведения, экологии, народного фольклора. Девочка в течение 3 лет наблюдала 11 народных краткосрочных и долгосрочных примет, связанных с погодой. Для проверки долгосрочных примет она использовала данные метеостанции, обработав большое количество данных из её архива.

Другая ученица провела исследовательскую работу на тему «Экологические проблемы Алданского района в задачах по математике», которая имеет большую практическую значимость, так как девочка составила сборник задач. В своей исследовательской работе ученица решает проблему низкой информированности учащихся об экологических проблемах родного края, через решение составленных ею прикладных задач. Изучив экологические проблемы Алданского района, собрав информацию в ЖКХ, лесхозе, поликлинике, ГАИ, школьном медпункте, комитете охраны природы, ученица самостоятельно составила сборник задач (50 задач). Каждая задача требовала отдельных исследований, поиска данных. Ученицей проанализирован большой объем информации об экологических проблемах района. В работе использованы различные методы исследований: анализ, сравнение, поиск, анкетирование, самостоятельное составление задач. Задачи апробированы в 6-9 классах на уроках математики и экологии. А начиналось всё с обычного составления задач на уроке.

Другим учеником самостоятельно открыты 2 новых способа: способ умножения двузначных чисел одного десятка и способ возведения в квадрат двузначных чисел. В своей работе мальчик доказывает преимущество новых способов умножения перед классическим. Работа имеет практическую значимость: способы можно применять на уроках математики, так как они имеют преимущество перед классическим способом по затратам времени и места.

В работе следующего ученика на тему: «Смола лиственницы как натуральная и полезная для здоровья альтернатива современным жевательным резинкам» решается проблема низкого уровня информированности обучающихся о влиянии жевательных средств на здоровье человека. На примере любимых жевательных резинок обучающихся школы доказывается вредное действие жевательных резинок на здоровье людей. Взамен предлагается сера (смола лиственницы) и апробированные народные способы её приготовления (по рецептам жителей города Томмота). Экспериментально доказывается антиникотиновое действие серы на группе родителей и учеников, страдающих никотиновой зависимостью.

«Факторы, объяснющие массовое увлечение жителей города Томмота огородничеством», «Влияние изменения климата на здоровье населения города Томмота», «Истоки и современное состояние суеверий населения города Томмота», «История развития детско-юношеского туризма в городе Томмоте»- эти и другие работы, родившиеся у моих учеников стали победителями многих конкурсов.

В своей профессиональной деятельности я большое внимание уделяю развитию детского творчества, исследовательских навыков, не ограничиваясь своим предметом. Меня радует огонь в глазах детей, стремление к поиску неизведанного, поиску истины. Вместе с юными исследователями я изучаю новые для меня дисциплины: философию, экологию, этнографию, радуюсь вместе с ними признанию и оценке их труда.

Литература:

  1. Арцев М.Н.. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч. - 2005. - № 5. - С. 4-29.

  2. Бухвалов. В. А. Центр «Педагогический поиск»,2000 .

  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии. - 2004. - № 5. С. 3 -12.

  4. Страхов И.В. Психология творчества.- Саратов: Изд-во Саратовского пединститута,1968, С.47


© 2010-2022