План работы психолого - педагогического консилиума

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










План работы

психолого - педагогического консилиума

МАОУ «ОСОШ №1»

на 2015-2016 учебный год

















г. Пермь





Психолого-педагогический консилиум - организационная форма, целью которой является разработка и планирование единой программы индивидуального сопровождения ребенка в процессе воспитания и обучения, адекватного распределения обязанностей и ответственности за ее выполнение между участниками консилиума.

Задачи консилиума:

  1. Выявление характера и причины отклонения в поведении и учебе учащихся.

  2. Разработка целостной программы индивидуального сопровождения учащихся в целях коррекции отклоняющего развития.

  3. Консультации в решении сложных и конфликтных ситуациях.

Принципы работы консилиума:

  1. Уважение к личности ребенка.

  2. Опора на положительные качества.

  3. «Не навреди».

  4. Интеграция психологического, медицинского, педагогического знания.

Функции консилиума:

1.Диагностическая: изучение социальной ситуации развития, определение доминанты развития, потенциальных возможностей учащихся, распознавание характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.
2.Воспитательная: разработка программы педагогической коррекции в виде учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителю, ученическому активу, коллективу. По характеру меры могут быть лечебные, контролирующие, дисциплинирующие, корректирующие и др.

3.Реабилитирующая: защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия, повышение статуса и ценности ребенка как члена семьи и члена школьного коллектива.

Состав консилиума: (формируется с учетом его цели)

Постоянные члены: заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, классный руководитель.

Временные члены: медицинский работник, учителя-предметники, родители (законные представители), директор.

Психолого-педагогический консилиум проводится:

  • в соответствии с планом работы школы;

  • по результатам обследования (психологической диагностики);

  • по запросу учителя;

  • по запросу педагога-психолога;

  • по запросу социального педагога;

  • по запросу медицинского работника;

  • по запросу ученика или группы школьников.

Объектом обсуждения на консилиуме может быть:

  • параллель классов;

  • отдельный класс;

  • группа школьников;

  • отдельный ученик.

Общая схема проведения консилиума

Цели проведения:
* коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащегося (класса) с помощью всех участников воспитательного и учебного процесса;
* выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.

Подготовительный этап

1. Изучение состояния учебно-воспитательного процесса в классе

(кл. руководитель, завуч)

2. Психолого-педагогическое изучение педагогически запущенных, трудных, проблемных детей с помощью анкетирования, наблюдения (педагог-психолог, педагоги)

З. Общее знакомство с классом, наблюдение, беседа с классными руководителями, учителями.

4. Изучение межличностных отношений в классе (психолог).

6. Согласование хода консилиума и условий его проведения (администрация, педагог-психолог, педагоги, медик).


Заключительный этап


Ход консилиума:

1. Психологическая и целевая установка.

2. Выступления участников: поиск психолого-педагогических причин трудностей в работе с классом и путей устранения на конструктивной и доброжелательной основе.

З.Психолого-педагогический анализ поступивших предложений, обсуждение рекомендаций участников.

4. Письменное оформление рекомендаций.

Документация консилиума:

1. Приказ об организации консилиума.

2. Протоколы заседаний консилиума.






Какую информацию предоставляет каждый участник ППК для обсуждения?

Информация педагога-психолога

Психолог приносит на консилиум результаты своей диагностической деятельности (наблюдения, результаты беседы с родителями, педагогами, результаты опросов, обследования самих школьников). Даются не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал представляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.

Содержание данных:

** Дать описание психологических особенностей обучения, поведения, самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание психолого-педагогического статуса школьника.

** Назвать сферы психической жизни ребенка или подростка, в которых обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы.

** Назвать сферы психической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями. Описать реальные проявления.


Информация классного руководителя

** Собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует собственные наблюдения.
** Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом.

Информация должна содержать:

- трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;

- индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.

Содержание данных, предоставляемых педагогами:

1. Качественные характеристики учебной деятельности:

- трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных
ответах на уроке, особенности ответов у доски;

- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих
заданий, трудоемкой работы;

- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала,
виды заданий, вызывающие наибольшие трудности;

- предполагаемые причины описанных трудностей.

2. Количественные показатели учебной деятельности:

- успеваемость по основным предметам;

- причины низкой успеваемости или неровной успеваемости.

З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

- описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;

- индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и со сверстниками.

4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:

- описание типичного для школьника эмоционального состояния на уроке;
- описание ситуаций, вызывающих у учащихся различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг).

Давая педагогическую характеристику ученику, нужно останавливаться только на тех показателях, которые важны для консилиума.

Информация заместителя директора по воспитательной работе или социального педагога

Дает информацию о социальном статусе ребенка:

** сведения о родителях, тип семьи;

** стиль воспитания в семье;

** взаимоотношения родителей и детей в семье;

** обеспеченность семьи.

1. Общая характеристика семьи:

- состав семьи (полная, неполная, формально полная);

- характеристика семьи (гармоничная, проблемная, конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная);

- типовое состояние семьи (эмоциональный комфорт, дискомфорт, нервно-психическое напряжение):

- стиль семейного воспитания (либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый);

- нарушения семейного воспитания (доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное напряжение, жестокое обращение, повышенная материальная ответственность).

2. Отношение к школе:

- поддерживают тесную связь;

- поддерживают контакты эпизодически (связи носят случайный характер, родители избегают контактов).

З. Особенности семейного воспитания.

4. Недостатки семейного воспитания.

5. Причины недостатков:

- неблагополучная семья;

- отсутствие единых требований;

- низкий культурный уровень;

- отсутствие контроля;

- использование антипедагогических мер и др.


Информация медицинского работника

Предоставляет информацию о состоянии здоровья, физических
особенностях школьников.

Содержание информации:

1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
- соответствие физического развития возрастным нормам;

- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
2. Факторы риска нарушения развития:

- наличие в прошлом и на сегодня заболеваний, травм, которые могли сказаться на развитии ребенка;

- факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

З. Характеристика заболеваемости за последний год.


Информация заместителя директора по УВР.

Содержание данных, предоставляемых заместителем директора по учебно-воспитательной работе:

** Качественные характеристики учебной деятельности педагога: организация деятельности учащихся на уроке, трудности, возникающие при этом.

** Количественные показатели учебной деятельности педагога: успеваемость по предмету, причины низкой успеваемости.

** Показатели общения в учебных ситуациях: трудности, возникающие в общении с учащимися.

** Показатели эмоционального состояния и их влияние на эмоциональное состояние учащихся.


План работы психолого-педагогического консилиума

на 2015-2016 учебный год


Дата
проведения

Примерное содержание деятельности

Ответственные

Август - сентябрь

Планирование работы на учебный год.


Веселкова И.В.

Ершова А.С.

Сентябрь

Результаты изучения адаптации учащихся 9,10-х классов и педагогической диагностики адаптационного периода. Утверждение формы индивидуальных планов сопровождения для учащихся «группы риска» и «СОП».

Замдиректора по ВР

Колесникова Н.Г.

Веселкова И.В.

Ершова А.С.

Классные руководители

Октябрь

Разработка индивидуальных планов коррекции для учащихся «группы риска» и «СОП». Анализ результатов психолого -педагогического сопровождения учеников «группы риска».

Замдиректора по ВР

Колесникова Н.Г.

Веселкова И.В.

Ершова А.С.

Классные руководители

Январь

Оценка результатов коррекционной работы, внесение изменений в индивидуальные планы коррекции. Анализ результатов педагогической диагностики учащихся 9, 10-х классов.

Замдиректора по ВР

Колесникова Н.Г.

Веселкова И.В.

Ершова А.С.

Классные руководители

Февраль

Решение вопросов о выборе дальнейшего индивидуального образовательного маршрута для учащихся 9-х классов группы ВШУ и СОП

Замдиректора по ВР

Колесникова Н.Г.

Веселкова И.В.

Ершова А.С.

Классные

руководители


© 2010-2022