«Мониторинг сформированности УУД на ступени основного общего образования»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мониторинг сформированности УУД на ступени основного общего образования»

Содержание


  1. Введение …………………………………………………………………………… 3

  2. Требования к методам и организации психолого-педагогического

сопровождения ФГОС, оценки сформированности универсальных

учебных действий………………………………………………………………….. 5

  1. Возрастно-психологические нормативы видов УУД с учетом стадиальности

их развития…………………………………………………………………………. 6

  1. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся

в рамках реализации ФГОС ООО……………………………………………….. 8

  1. Циклограмма мониторинга ……………………………………………………… 10

  2. Примерный перечень коррекционно - развивающих курсов для

обучающихся 5-9 классов………………………………………………………………….. 12

  1. Заключение………………………………………………………………………... 13




















Введение

Программа составлена на основе методического пособия Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.


Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.


Задачи мониторинга:

  1. отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

  2. выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

  3. апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

  4. формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;

  5. обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

  6. разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.


Объекты мониторинга:

  1. Универсальные учебные действия школьников 5-9 классов;

  2. Психолого- педагогические условия обучения;

  3. Педагогические технологии, используемые в среднем звене.


Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 5 лет (ступень основного общего образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования.


Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.


Система критериев и показателей уровня сформированности УУД.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. соответствие возрастно -психологическим нормативным требованиям;

  2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

  3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.


Методы сбора информации: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа.









































Требования к методам и организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС и оценки сформированности универсальных учебных действий


1. Обоснование выбора диагностического инструментария.

Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:

- показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

- учет системного характера видов УУД (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);

- учет возрастной специфики сформированности видов УУД. Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.

2. Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий.

  1. адекватность методик целям и задачам исследования;

  2. теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;

  3. адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;

  4. валидность и надежность применяемых методик;

  5. профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;

  6. этические стандарты деятельности психолога.

Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования. Система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам.

Теоретическая обоснованность методик. Психодиагностические методики должны иметь четкое и содержательное указание своей диагностической направленности и того теоретического основания, которому они соответствуют. Понятия, с помощью которых в методике формулируются ее диагностические возможности, должны быть четко определены, что образует необходимое условие интерпретации полученных результатов (Акимова, Раевский, 1995).

Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка.

Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.

Валидность и надежность методик. Валидность методики - это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. В то же время часть заданий, составленных специально для данной системы оценивания УУД, прошли необходимую апробацию.

Возрастно-психологические нормативы видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Личностные УУД

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

  • самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

  • морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД

Регулятивные универсальные учебные действия на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Познавательные УУД

Познавательные универсальные учебные действия на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение.

Коммуникативные УУД

Коммуникативные универсальные учебные действия на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Модель психолого-педагогического сопровождения

обучающихся в рамках реализации ФГОС ООО

I этап (5 класс) Переход учащегося на новую ступень образования


Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное - создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация, самооценка, тревожность. (Смотреть подпрограмму «Психолого-педагогическая поддержка пятиклассников в адаптационный период» )

В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.

2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Коррекционно-развивающая работа проводится с группами обучающихся, испытывающих временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача - настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. В рамках реализации этого направления могут быть использованы программы:

- адаптированная программа «Новичок в средней школе»

-программа по психологии для учащихся средней школы «Психология» И.В. Дубровиной

- программа «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе.» О.В. Хухлае

вой

- курс «Познай себя» Г.К. Селевко для учащихся 5 классов

-курс «Путь в неизведанное» А.И. Савенкова.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.


II этап (6-8 классы)

Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.

Наиболее продуктивной может быть развивающая работа с учащимися, предусматриваемая в рамках внедрения ФГОС ООО. Могут быть использованы программы:

- Александровой О.И. «Здоровье и благополучие детей - общая забота школы и родителей»;

-Дубровиной И.В. «Психология» 6, 7, 8 классы.

- О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе.»

- Г.К. Селевко «Познай себя»

- Е. И. Скоробогатовой «Умения и навыки конструктивного общения»


III этап (9 класс)

В рамках этого этапа предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута по адаптированной программе «Секреты выбора профессии»;

  2. Проведение профильных элективных курсов;

  3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе;

  4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей;

  5. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.





Циклограмма мониторинга


Класс


Методики


УУД

Срок
проведения

Предполагаемый результат

5

1. Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской

«Уровень воспитанности» Капустина Н.П

Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные

I четверть
IV четверть

Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска

2. Оценка сформированности навыков чтения из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.

Познавательные

декабрь

Изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД

3. Оценка самостоятельности мышления из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой)

Познавательные

декабрь

Изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД

4. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

Личностные

октябрь

Изучение самооценки.

5. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Личностные

октябрь

Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.

6. Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой

Регулятивные

октябрь

Изучение личностных особенностей.

7.Методика «Наша группа» Моткова О.И.

Коммуникативные

октябрь

Сплоченность группы, межличностная совместимость

8.«Тест школьной тревожности» Филлипса

Личностные

октябрь

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей в период адаптации в средней школе.

6 - 9

1. «Уровень мотивации» Карпова Н.И

Личностные

По запросу

Январь -март

Изучение самооценки. Изучение личностных особенностей.

2. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн.

Личностные

3. Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой

Личностные

4. Определение уровня развития словесно-логического мышления. Любовь Переслени, Татьяна Фотекова

Регулятивные

Изучение самостоятельности мышления ; сформированности словесно-логического мышления как составляющих познавательных УУД.

5. Тест Амтхауэра

Регулятивные


6. «Тест нестандартности мышления»

Познавательные

7. ШТУР

Познавательные

8. Методика «Наша группа» Моткова О.И.

Коммуникативные


Изучение мотивационной сферы, профессиональных склонностей, как составляющих личностных, коммуникативных и регуляторных УУД.

9.Методика «Репрезентативные системы»

Коммуникативные

Выявление доминирующего способа восприятия информации

10 «Уровень воспитанности» Капустина Н.П.

Коммуникативные


9-10

1.«Готовность школьников к выбору профессии» В.Б. Успенский

Личностные

Коммуникативные

Регулятвные

В течение года

Изучение мотивов, интересов и склонностей учащихся в различных сферах деятельности

2.Опросник «Медицинские ограничения профессиональной пригодности».

3.Формула профессии (модификация методики Н.С. Пряжникова).

4.Методика «Профиль». (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока).

5.«Определение профессионального типа личности».
(авторская модификация методики Д. Холланда).

6.«Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета

7.«Определение мотивации» (методика Головахи).

8.Опросник Определение типа будущей профессии(методика Е.А. Климова)


Примерный перечень коррекционно - развивающих курсов

для обучающихся 5-9 классов.


класс

Коррекционно-развивающие занятия

Цель курса

55

Адаптированная программа «Новичок в средней школе»

Оказание психолого-педагогической поддержки в период их адаптации

55-6

5

Курс О.И. Александровой «Здоровье и благополучие детей - общая забота школы и родителей»

Развитие самосознания и рефлексивных способностей.

55-9

5

Курс Г.К. Селевко серия «Самосовершенствование личности»

Развитие основных качеств личности применительно к возрасту учащихся.

5-9

5

Курс психологии «Психология» И.В.Дубровиной

Развитие самосознания и рефлексивных способностей.

6

Курс А.И. Савенкова «Путь в неизведанное» (проектная деятельность)

Развитие исследовательских способностей учащихся.

6-7

Курс «Умения и навыки конструктивного общения» Е. И. Скоробогатовой

Развитие способности эффективного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, повышение уровня коммуникативной и социальной компетенции учащихся.

9

9

Курс «Волнуйтесь спокойно, у вас экзамены» адаптированный

Оказание психолого-педагогической поддержки в период экзаменов.

9-10

Курс «Секреты выбора профессии» адаптированный

Профессиональное самоопределение, решение проблем экологии и здоровья в своей профессии.






















Заключение


В процессе работы мы заносим данные в таблицы, по которым:

- анализируем и определяем уровень сформированности УУД каждого ученика на разных этапах обучения;

-отслеживаем индивидуальную динамику продвижения учащихся;

-определяем проблемные зоны в решении задач образования и воспитания учащихся и определяем возможные пути их ликвидации;

- разрабатываем стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных УУД;

Данные мониторинга помогут оценить успешность работы за прошедший период и поставить задачи работы с учащимися на предстоящий год.

Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка. Профессиональные навыки работы с мониторингом - это развитие самого педагога, его мастерства.


~ 9 ~



© 2010-2022