Игры и упражнения на развитие внимания у детей дошкольного возраста

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игры и упражнения на развитие внимания у детей дошкольного возраста















Игры и упражнения на развитие внимания у детей дошкольного возраста





«Внимание - это та дверь, через которую проходит все,
что только входит в душу человека из внешнего мира»
К.Д. Ушинский

ВНИМАНИЕ - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Внимание детей дошкольного возраста непроизвольно, то есть привлекает внимание только то, что интересно, ярко и вызывает эмоциональный отклик. Ребенку трудно сосредоточиться, если объект не вызывает у него интереса, это важно помнить при занятиях с детьми.

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром), то мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обладает определенными такими свойствами как: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.

  • При маленьком объеме внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

  • При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

  • При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

  • При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш ребенок сделал домашнее задание по одному предмету, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по другому предмету, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой.

  • При плохо развитой способности распределения внимания ребенок не умеет эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

  • Недостаточная произвольность внимания не позволяет ребенку сосредоточивать внимание по требованию.


Такая работа предполагает: Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.


«Ищи безостановочно»

В течение 5-10 секунд надо увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета. Первый участник по сигналу ведущего начинает перечислять, другие его дополняют.

«Слушай и исполняй»

Ведущий называет несколько действий, не показывая их. Разрешается повторить задание 1 -2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в той последовательности, в которой они были названы ведущим.

- повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять голову.

- поднять правую руку вверх, опустить обе руки.

«Заметить все»

Положить в ряд 7 -10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребятам перечислить все. Приоткрыв снова эти же предметы на секунд 7 - 8 , спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменять местами каких - либо два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить детям уловить, какие два предмета переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

«Пуговицы»

На листке из тетради в клеточку по линиям клеток чертится квадрат в девять клеток и в любых клетках ставятся две пуговицы. Рассмотрев рисунок примерно в течение 3 секунд, ребенок должен воспроизвести его по памяти, на такой же бумаге.

Игра «Много - один»

Дети сидят в круге. Ведущий бросает мяч, называя слово во множественном числе. Ребенок возвращает мяч и повторяет слово в единственном числе.

Варианты слов: коты, грачи, леса, мосты, столбы, дома, блины, глаза, сады, зонты, коржи, слоны, носы, листы и т.д.

Игра «Рыба, птица, зверь»

Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь…» Тот игрок, на котором остановилась считалочка, должен быстро назвать в данном случае рыбу.

«Назови соседей»

Играющие сидят в кругу. Ведущий бросает мяч ребенку, называет числа от 0 до10. Поймавший мяч должен назвать «соседей», то есть числа на 1 меньше и на 1 больше. После этого он возвращает мяч ведущему.

Игра «Не пропусти профессию».

Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий.

Всякий раз, когда в словах встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте. Например: лампа, водитель, ножницы, механик, липа. Токарь, яблоко, болтун. Архитектор. Карандаш, строитель. Гроза, ткач, обруч и т. д.

Игра «Делай как я»

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает правую руку, по второму сигналу все дети поднимают правую руку. По очередному сигналу начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем так же по сигналу опускают сначала правую руку, затем левую. Игра повторяется дважды с ускорением темпа.

Игра «Не пропусти растение»

Играющие сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз когда встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Например: дорога, тигр, береза, самолет. Пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб. Школа, шиповник, ромашка, рама, дом и т. д.

Игра «Перекличка - путаница»

Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, при этом путая или имя или фамилию. Дети внимательно слушают и откликаются. Только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия.

Игра «Животные»

Называются различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, собака и т. д. Дети должны хлопками отреагировать на определенное слово - обозначающее, например. Животное.

Пантомима для наблюдательных.

Водящий показывает пантомиму, остальные должны угадывать, что данное действие означает. Для начала предлагается изобразить простые действия (как причесываетесь, чистите зубы, наливаете чай). Затем идут действия посложнее: например, как вы накрываете на стол, делаете уборку в квартире и т. д.

Игра «Узнай по голосу»

Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий. Он стоит в центре круга и старается узнать детей по голосу.

Игра «Четыре стихии»

Играющие сидят в кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», то все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра «Тут что-то не так»

Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы».

Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.

Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.



КГКУ «Хорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»







Наш адрес: Хабаровский край, район им.Лазо, п.Хор, ул.Менделеева 2а.

Наши телефоны: 8(42154) 35-4-49, 35-5-38

Педагог-психолог: Латынникова Ирина Николаевна



© 2010-2022