Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Коррекционно-развивающее занятие проводилось в 1 классе. На занятии присутствовало 6 детей (3 девочки и 3 мальчика). Данное занятие 1.11 по счету в теме «Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков».  ТЕМА: Развитие мелкой и крупной моторики; графомоторных навыков. Обводка по трафарету и штриховка. Цели урока: Коррекционно-развивающие:  Развивать мелкую и крупную моторику  Развивать тактильные ощущения  Развивать пространственное ориентирование Развивать зрительное и слуховое вос...
Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края.

КГБС(К)ОУ «Тальменская специальная (коррекционная)общеобразовательная

школа - интернат VIII вида».











Развитие мелкой и крупной моторики; графомоторных навыков.

Развитие пространственного ориентирования.

Проект занятия развитие психомоторики и сенсорных процессов в 1 классе

Технология: Коррекционно - развивающего обучения

Рабочая программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Э. Я. Удалова, Л. А. Матиева.














Выполнила

педагог - психолог

А. А. Сухарева







Тальменка 2013

ТЕМА: Развитие мелкой и крупной моторики; графомоторных навыков. Обводка по трафарету и штриховка.

Цели урока: Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую и крупную моторику

  • Развивать тактильные ощущения

  • Развивать пространственное ориентирование

  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма

  • Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции

  • Развивать координацию движений

  • Развивать речь

  • Формировать пространственно-временные ориентировки.

  • Снижать эмоциональное напряжение учащихся.

Образовательные:

  • Обучать обведению по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

  • Обучать элементам самомассажа

  • Закреплять понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

  • Воспитывать положительное отношение к предмету

  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

  • Воспитывать уважение друг к другу, способность услышать другого человека

Методы обучения:

  • Беседа;

  • Объяснение.

Тип урока:

  • Практическая коррекционно-развивающая работа.

ХОД УРОКА


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Дифференциро-

ванный и индивидуальный подход

I.Организацион-ный момент

Приветствие учителя, проверка явки обучающихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие обучающихся.

II. Психолого-педагогическая настройка.



Дети выслушайте внимательно задание:

- нужно передать друг другу цветок, говоря что-нибудь хорошее тому, кому передают цветок(педагог начинает показывать задание с себя) передавая цветок сидящему рядом ребёнку говорит:

- Ты сегодня такая очаровательная .

- Молодцы, ребятишки старайтесь как можно чаще говорить друг другу что-нибудь хорошее.

Ребята передают друг другу цветок, говоря что-нибудь хорошее тому, кому передают цветок.

Упражнение развивает речь.

III. Задание «Графические ряды».

(Слайд 2)

Предъявляется детям приготовленный лист бумаги в вертикальном положении формата А 4 и, обрисовывая пальцем первый показ, говорит: «Вы будете рисовать такие узоры. Здесь нарисовано начало узора, а вам надо будет продолжить его до самого края листа. Здесь нарисовано 3 узора, и все они отличаются друг от друга. Рисовать вы будете с начало верхний узор, потом тот, что под ним и так до самого нижнего. Чтобы правильно нарисовать узор, вам нужно будет поставить кончик карандаша в то место, где я остановилась, и продолжить узор до самого конца листа »

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Внимательно выслушав задание. После объяснения учителя берут простой карандаш в руку и приступают к выполнению данного задания

Развитие мелкой моторики

IV. Пальчиковая гимнастика.

Руки вместе прижимаю,

Ввысь ракету запускаю.

Пальцы все соединю

И на лодке поплыву.

Рассказ сопровождается соответствующими движениями кисти рук и пальцев.

Повторяют за учителем слова и движения

Упражнение для снятья напряжения рук

V. Обведение по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка.

(Слайд 3,4,5)

Каждому ребёнку раскладывается лист белой бумаги формата А 4, по два трафарета (внешний и внутренний), простой карандаш и цветные карандаши. «Вам нужно наложить трафарет на лист бумаги и обвести яблоко по внутреннему краю трафарета, Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

затем заштриховать по образцу

Далее обвести яблоко по внешнему краю трафарета и раскрасить по образцу.Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессовЗанятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Следуют поэтапной инструкции

Развивать координацию движений

VI. Упражнение «Контуры».

Посмотрите на доску узнай изображение , подумай на что ещё может быть похоже данное изображение.

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Ответ следует по очереди

Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции

VII. Гимнастика для языка.

(Слайд 6-11)

Сейчас я буду читать сказку про язычок. Вы внимательно слушайте и следите за моими движениями и повторяйте за мной

«Жил-был язычок (показываем язычок). И был у него очень хороший домик с красивыми воротами (открываем рот; потом соединяем зубы). А теперь язычок хочет посмотреть, идет ли на улице дождь (высовываем остренький язычок, а потом прячет - 5 раз). Наконец-то дождик прошел, и выглянуло солнце (язык вверх), но лужи остались (язык вниз). Посмотрим по сторонам (язык вправо-влево). Лужи высохли, можно полежать и погреться на солнышке (рот открыт, язык лежит лопаткой). А теперь пришло время убрать в домике: подметаем пол (выталкивающие движения, язык задевает нижние зубы), вытираем пыль (язык двигается по верхним и нижним зубам внутри и снаружи)»

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

показывают язычок;

покрывают рот;

соединяют зубы;

высовывают острый язычок, а потом прячут - 5 раз);

язычки вверх;

язычки вниз;

язычки вправо - влево;

рты открыли, язык лежит лопаткой;

выталкивающие движения, язык задевает нижние зубы;

язык двигается по верхним и нижним зубам внутри и снаружи.

Обучать элементам самомассажа .

Закреплять понятия: вправо-влево, вверх, вниз.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма.

Снижать эмоциональное напряжение учащихся.

VIII. Упражнение «Нарисуй».

(Слайд 12)

Выдаётся лист бумаги с двумя одинаковыми рисунками и 2 простых карандаша.

Возьмите в обе руки по простому карандашу и выполни задание одновременно: обведи по контуру рисунок с правой и с левой стороны. Рисуй и правой и левой рукой. Карандаш от листа отрывать нельзя.

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессовЗанятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Следуя инструкции выполняется задание.

Развивать координацию движений

IX. Игра «Что покажу узнай»

Все встаньте с места и слушайте меня внимательно, повторяя за мной движения.

Я движенье покажу,

А что значит - не скажу.

Вы движенье повторите

И что значит - расскажите!

(Имитируются движения: чистка зубов, умывание, заправка кровати и т. п. Первым садится тот, кто угадает очередное движение).

Все повторяют движения.

Угадавший садиться.

Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции .

Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма

Снижать эмоциональное напряжение учащихся.

X. Подведение итогов.

Чему вы сегодня научились?






Что для вас наиболее трудно было выполнять?


-Мы сегодня научились обводить контур одновременно правой и левой рукой.

-Мы сегодня научились делать зарядку для язычка, узнавать изображения по контурам, обводить по трафарету (внешнему и внутреннему), штриховать и раскрашивать по показу.

-Каждый рассказывает в каком упражнение возникали те или иные трудности.

XI. Рефлексия. Ритуал прощания.

Рассыпает яблочки на ковре. «Дети выберите каждый то

яблочко, которое нравится больше всего. (Яблоки

размера и разных цветов).

Дети теперь, возьмитесь за руки и встаньте в круг, и громко хором выкрикните каждый своё имя.

Наше занятие подошло к концу.

Держась

за руки, пожелайте другу что-нибудь хорошее.

Выбирают яблоко любого цвета, пишут на ней свое имя и крепят на доску при помощи магнитов.



Держась

за руки, говорят друг другу пожелания.

Коррекционно-развивающее занятие проводилось в 1 классе. На занятии присутствовало 6 детей (3 девочки и 3 мальчика).

Данное занятие 1.11 по счету в теме «Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков». Представленное занятие ставит перед собой обучающую и развивающую задачу «Обучать обведению по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. Обучать элементам само массажа. Закреплять понятия: вправо-влево, вверх, вниз ». Коррекционно - развивающие задачи занятия:

  • Развивать мелкую и крупную моторику

  • Развивать тактильные ощущения

  • Развивать пространственное ориентирование

  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма

  • Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции

  • Развивать координацию движений

  • Развивать речь

  • Формировать пространственно-временные ориентировки.

  • Снижать эмоциональное напряжение учащихся.

.

Урок несет воспитательные задачи - воспитание творческой активности и интереса к творческой деятельности.

Поставленные задачи реализовались на уроке в ходе практической работы, при применении словесных и наглядных методов обучения, использование групповой работы, индивидуально - дифференцированного подхода в обучении.

Беседа при закреплении материала способствовала выявлению знаний обучающихся, подготовила к восприятию нового материала.

С целью развития внимания на уроках использовано упражнение на внимание, пальчиковая гимнастика, упражнение «Контур», гимнастика для языка, игра «Что покажу, узнайте!» также являются развивающимися и преследуют коррекционно - развивающую цель.

Весь процесс обучения осуществляется через продуктивную совместную деятельность педагога и обучающихся. Использованные методы и подходы позволили всем обучающимся успешно справиться с занятием.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. С. Коноваленко «Коммуникативные способности и социализация детей». М., «Эксмо», 2004г.

  2. Т. А. Арефьева, Н. И. Галкин «Преодоление страхов у детей». М., «Психотерапия», 2009г.

  3. Т. Аржакаева, И. Вачков, А. Попова «Психологическая азбука 1 - 4 класс». М., «Генезис», 2012г.

  4. Н. Я. Семаго «Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст». М., Айрис-пресс, 2005г.











Приложение 1

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов






Приложение 2

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов







Приложение 3

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов



Приложение 4

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов





Приложение 5

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Приложение 6

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Приложение 7

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Приложение 8

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Приложение 9

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Приложение 10

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Занятие для 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов


© 2010-2022