- Преподавателю
- Школьному психологу
- Практикум Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье
Практикум Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харитонова Н.М. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Практикум для учащихся 9-11х классов
ТЕМА: «КАКПОДГОТОВИТЬСЯКЭКЗАМЕНАМИСОХРАНИТЬЗДОРОВЬЕ»
Практикум «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье» предназначено для обучающихся, которым предстоит пройти итоговую аттестацию в форме ГИА или ЕГЭ. Данное занятие имеет практическую направленность, поскольку помогает увидеть проблему сохранения здоровья в условиях стрессовой ситуации, связанной со сдачей экзаменов. Это так же важно, как и знание конкретных способов ее преодоления. Данную разработку можно использовать для актуализации информации не только старшеклассников, но и их родителей.
Тема: «Как подготовиться к занятиям и сохранить здоровье»
Цель: обучение навыкам саморегуляции и повышение стрессоустойчивости.
Задачи:
-
Показать актуальность проблемы сохранения здоровья во время подготовки к экзаменам.
-
Дать понятие об опасности экстремальных психических и физиологических нагрузок.
-
Сделать проблемы риска для здоровья во время подготовки к экзаменам наглядными («погружение в проблему»).
-
Стимулировать самостоятельный поиск путей профилактики, предупреждения и преодоления негативного влияния интенсивной учебной деятельности на организм.
Методические средства: беседа, тренинговые упражнения, «мозговой штурм», метод проекта.
Условия проведения: Тренинг рассчитан на проведение в аудитории с демонстрационной доской. Потребуются бумажные фигурки человека - стилизованные изображения (из расчета по 1 фигурке на 4-6 человек или по количеству предполагаемых групп); красные фломастеры или карандаши в таком же количестве; круглые бумажные карточки около 10-12 сантиметров в диаметре с изображение спасательного круга; магниты для закрепления фигурок на доске.
Время проведения занятия: 45минут.
План занятия
-
Введение в групповую работу, мотивационная беседа
Участники располагаются в произвольном порядке на стульях, расставленных в круг или «подковой».
После объявления темы тренинга ведущий, задав несколько вопросов, должен убедиться, что проблема подготовки к экзаменам является актуальной для группы. Желательно подобрать вопросы так, чтобы получать утвердительные ответы. Например: «Правильно ли мне сказали, что вам скоро предстоит сдавать экзамены? А часто ли людям вообще приходится сдавать экзамены или проходить тестирование? Ваши родители когда-нибудь проходили на своем рабочем месте аттестацию, повышение квалификации, квалификационные экзамены?», если ребята не откликнутся на предложенные вопросы, то можно говорить не про экзамены, а про испытание, ведь экзамен- в переводе с латыни «испытание». Поступление в ВУЗ, это испытание? Собеседование при приеме на работу - это испытание? Сокращение на работе - это испытание? Разочарование в любви - это испытание?
Наличие утвердительных ответов позволит ведущему сделать вывод, что подготовка к экзаменам или другим испытаниям - не единовременная проблема, поэтому целесообразно уделить время ее обсуждению.
Усилению мотивации работы способствует следующая инструкция: «Проблема эта не нова, и, конечно, существует много рекомендаций и советов, которые я могла бы вам передать. Но сегодня я не буду этого делать. Я заметила, что то, что легко достается, легко и забывается. Сегодня я предлагаю вам самостоятельно проверить уровень своих знаний относительно возможностей своего организма в стрессовой ситуации, выполняя определенные задания в группах».
2. Погружение в проблему
Мозговой штурм «ЗОНА РИСКА»
Первая инструкция. Посмотрите на тему нашего занятия и подумайте, действительно ли экзамены и подготовка к ним так вредны для здоровья? Какой вред они могут принести организму? Подумайте, какие органы и системы работают с перегрузкой во время подготовки и сдачи экзамена? К чему это может привести?
Для обсуждения этих вопросов разделитесь на группы по 4-6 человек, сдвиньте стулья. Каждая группа получит фигурку человека и красный фломастер. На фигурке отметьте с помощью линий, штриховки или надписей зоны риска для здоровья.
На выполнение этого задания вам дается 5-7 минут.
Вторая инструкция (дается через несколько минут после начала работы над проектом). У каждой группы уже появились первые идеи и рисунки. А теперь подумайте о чем-то таком, что другие группы могут не знать или забыть. Не останавливайтесь на первом пришедшем в голову решении, призовите все свое воображение, почувствуйте свой организм - свое тело, нервную систему, психику. Представьте состояние своего организма во время подготовки и сдачи экзаменов.
Следует попросить одного из представителей каждой группы представить итоги работы: фигурка закрепляется на доске, участник объясняет смысл надписей и штриховок.
Целесообразно начать демонстрацию результатов с наименее проработанных проектов, чтобы каждый последующий выступающий вносил дополнения.
См. таблицу часто встречающихся ответов. Могут проявиться и неожиданные ответы, связанные с низким уровнем знаний по биологии и физиологии человека (например, нарушения дыхания как вегетативные проявления невроза - одышка, судорожные вздохи, нехватка воздуха - рассматриваются как нарушение деятельности легких). Такие предположения следует прокомментировать - выяснить, какие именно нарушения имелись в виду, пояснить их физиологические механизмы.
Вид фигурок, испещренных красными пометками, вызывает обычно живую эмоциональную реакцию. Следует обсудить, неужели все обстоит так ужасно и любого ли человека ждут подобные нарушения здоровья. Проявляются ли они у одного человека все сразу или есть индивидуальный диапазон. Ввести понятие экстремальных нагрузок (которые могут привести r срыву) и понятие функциональных (приходящих) нарушений. Обсудить вопрос, зависит ли тревога, утомление, общий риск для организма от успеваемости.
Следует направить рассуждения учащихся к выводу, что умение работать с материалом и научная организация умственного труда сокращают время подготовки к экзаменам и тем самым снижают вредные нагрузки на организм.
Подведение итогов групповой работы «Спасательный круг»: в результате интенсификации нагрузок перед экзаменами увеличивается негативное воздействие на организм, поэтому следует предложить следующие рекомендации:
-
ОБЩЕЕ УТОМЛЕНИЕ
Рекомендации. Соблюдение режима сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе не менее 30 минут в день (!), витамины, сосредоточенность при подготовке (это экономит время)
-
НЕРВОЗНОСТЬ, ПЕРЕЖИВАНИЯ
Рекомендации. Аутотренинг, самовнушение, распределение времени, планирование деятельности, прогулки, витамины, «несильные» лекарства
-
УТОМЛЕНИЕ ГЛАЗ
Рекомендации. Перерывы в чтении, не читать лежа, умывание холодной водой, гимнастика для глаз (различные варианты), не спать лицом в подушку, не приучать глаза к стимулирующим витаминным каплям, полноценный сон, питание, богатое витамином А (морковь), после утомления глаз не поднимать тяжести
-
ВЕГЕТАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (в том числе боли в сердце, желудке)
Рекомендации. Привычный режим дня, травяные чаи, правильное питание, прогулки, аутотренинг, медитация, спокойная музыка, любимая музыка
-
НАГРУЗКА НА СЕРДЦЕ, СОСУДЫ
Рекомендации. Самоуспокоение на случай неудачи: «И Энштейн был двоечником!», самовнушение: «Все сдают - и я сдам», гимнастика во время утомительных занятий, прогулки на свежем воздухе, полноценный отдых и сон, правильная поза за столом (не сдавливать грудную клетку, крупные сосуды, выпрямлять ноги)
-
МЫШЕЧНОЕ УТОМЛЕНИЕ
Рекомендации. Чередование труда и отдыха, наклоны, элементарные физические упражнения, питание с высоким содержанием белка и низким - жира, массаж, самомассаж
-
НАГРУЗКА НА ПОЗВОНОЧНИК
Рекомендации. Вращение головой, наклоны, подбор правильной позы, осанки, смена позы, пища, богатая кальцием, спать на плоской подушке, в перерывах между занятиями полежать на полу
-
Поиск альтернатив ПРОЕКТ «Спасательный круг»
После обсуждения результатов «Зоны риска» участникам сообщается, что они успешно справились с заданием. А далее им необходимо самостоятельно разработать рекомендации по преодолению и профилактике наиболее распространенных проблем, возникающих во время сдачи экзаменов.
Каждой группе предлагается одна из проблем, выявленная при выполнении работы «Зона риска», и карточка с изображением спасательного круга.
На одной стороне карточки следует изобразить спасательный круг с надписью «Средство от...» (указать проблему), а на оборотной стороне дать рекомендации.
Через несколько минут после начала работы над проектом «Спасательный круг» ведущий дает дополнительную инструкцию:
Не останавливайтесь на банальных рекомендациях. Попробуйте представить, что любит ваш организм. Пусть ваши рекомендации также будут разнообразны, не бойтесь ошибиться.
По завершении проекта представители групп рассказывают, к каким выводам они пришли, и дают советы всем присутствующим.
Ведущему полезно показать комплексный характер проблемы, сравнив рекомендации для разных органов и систем. Например, для глаз читать лежа вредно, а для позвоночника вредно много сидеть над книгой, полезно лежать, распрямив позвоночник. Так можно ли читать лежа? Если да, то при каких условиях?
Обращает на себя внимание тот прискорбный факт, что учащиеся редко указывают на необходимость выполнения физических упражнений, регулярных занятий спортом, активного образа жизни. Чаще рекомендации сводятся к поддержанию определенных поз, чередованию активностей, введению пауз, прогулок.
На данном занятии важно помочь увидеть проблему. Это более важно, чем знание конкретных способов ее преодоления. Поэтому психолог не должен увлекаться «полезными советами» или жестко критиковать несостоятельные с медицинской точки зрения рекомендации. Советы забудутся, а желание думать о здоровье останется.
Итак, какими бы ни были советы, каждый «Спасательный круг» следует прикрепить к фигурке человека с помощью магнита или прорезать круг посредине и надеть, например, на руку фигурки. Примечательно, что участники хотят «спасти» своего человечка: волнуются за его судьбу. Есть надежда, что после проведения тренинга они будут волноваться и за свое здоровье.
4. Подведение итогов, рефлексия
В заключительной части следует остановиться на двух основных выводах.
Первый вывод - здоровье можно сохранять с помощью своих же собственных усилий.
Второй относится собственно к учебной деятельности (планирование, организация времени….).
Рефлексия / обратная связь.
по мероприятию «________________________________________________________», состоявшемуся «_____» _______________ 201____г.
Оцените, пожалуйста, наше мероприятие по 2-х балльной системе. Укажите свой балл: чем результативнее работа, тем балл выше (0 - отсутствие всякого результата).
0
1
2
Тема актуальна
Цели понятны
Продуктивность работы группы
Личная активность.
Какая информация для меня самая важная?
На какой вопрос я не получил(а) ответа?
Отметка организатору
Ф.И. участника_______________________________