Использование рабочей тетради на психологических занятиях

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование рабочей тетради на психологических занятиях

I. Одной из главных задач в корреционно-развивающей работе с обучающимися является создание условий для саморазвития ребенка, для построении себя как личности. Одним из важнейших условий саморазвития человека, наряду с целеполаганием и планированием результатов своего поведения, является рефлексия. Рефлексия - это способность мысленно приостановить течение жизни, выйти за ее пределы, занять некую позицию вне ее. Осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством деятельности, общения с другими людьми. Таким образом, рефлексия является неотъемлемой частью движущих сил саморазвития, среди которых:

осознание несовпадения «Я» ИДЕАЛЬНОГО и «Я» РЕАЛЬНОГО;
борьба мотивов;
преодоление недостатков через организацию поведения;
внутренние противоречия, возникающие в жизни человека, между целями (задачами) и существующими для их достижения средствами (их выбор); между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т.п.

На своих занятиях использую различные методы, приемы и средства, способствующие развитию рефлексии у детей. Это и ситуативно-ролевые игры, обращение к личному опыту обучающихся и т.д.

Среди всех приемов и средств большое значение отвожу фиксированию результатов занятия - рабочие тетради, индивидуальный дневник самонаблюдения, рабочие папки, бланки.

Для эффективности работы у ребенка на руках должны быть «вещественные доказательства» психологического занятия, его практической ценности: подписанная и специально предназначенная для этих занятий тетрадь.

1. Рабочая тетрадь - замечательный атрибут психологического занятия. По многим курсам можно приобрести тетрадь на печатной основе.

Рабочие тетради могут быть самых разнообразных видов - от готовых, изданных типографским способом, до обычной школьной тетради или альбома. Но каждый вариант имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать психологу при работе с детьми. Рассмотрим два принципиально различных варианта рабочей тетради по психологии.

I вариант - тиражируемые авторские тетради для психологических занятий

Изданные авторские рабочие тетради по психологии имеют ряд преимуществ: они методически целостны, последовательны и отражают логику автора в развитии тех или иных качеств ребенка. Такие тетради значительно сокращают время психологу для подготовки к занятию. Авторские тетради могут быть рассчитаны на несколько лет, тем самым соблюдается преемственность в развитии навыков и способностей. Наличие такой тетради у ребенка требует регулярной работы с ней, это диктует определенную технологию проведения психологического занятия (психологические занятия по рабочим тетрадям чаще всего имеют «жанр урока»).

Дети, пролистывая тетрадь с начала и до конца, могут ответить для себя на важный вопрос: «Что же с нами будут делать на занятиях психологии?» Кто-то попробует забежать вперед и сделать задания заранее, чтобы выглядеть более успешно в школе. Некоторые «протестируют» родителей и, возможно, будут довольны тем, что у взрослых не все так гладко получилось.

Такая открытость и регламентированность содержания занятия является как положительной, так и отрицательной стороной данного приема. К слабым сторонам этого приема можно отнести следующие:

• структурированные по рабочей тетради занятия порой бывают оторваны от жизни в классе, не затрагивают актуальных проблем ребенка, детской группы;

• объем материала рассчитан на «среднестатистического» ученика, темп работы по такой тетради не всегда соответствует темпу конкретной группы детей;

• автор тетради может доминировать над «живым» педагогом-психологом, не позволяя тому проявить свою позицию.

II вариант - рабочая папка

Рабочая папка лишена перечисленных выше недостатков. Папка накапливается в ходе занятий и создает некую интригу: «А что же будет дальше?» Содержимое папки может варьироваться в зависимости от того, что на данный момент актуально в жизни учащихся. Положительным является и то, что сами дети могут быть соавторами уникального продукта совместной деятельности взрослого и ребенка. В рабочей папке больше места для творчества как ребенка, так и педагога-психолога.

Однако при такой работе необходимо учитывать следующее:

• педагогу-психологу будет непросто сохранить первоначальный замысел, целостную запланированную программу, продуманную на длительный период работы с детьми;

• создание рабочей папки требует больших временных затрат для подготовки и копирования материала, особенно это будет ощущаться в классах, где количество детей более 10 человек;

• материалы из такой рабочей папки нельзя использовать в полном объеме для работы с детьми других классов, необходимы корректировка и новые идеи;

• создание папки требует достаточного уровня профессионализма и опыта работы с детьми.

Одним из выходов является то, что рабочая папка при профессиональном подборе содержания может быть комбинированной, то есть включать как блоки из авторских тетрадей по психологии, так и материалы, учитывающие состояние детей данного класса в данный момент.

2. Индивидуальный дневник самонаблюдения ребенка

Индивидуальный дневник ребенка построен по подобию рабочей папки. Он заводится в том случае, когда ребенок занимается с психологом индивидуально. Такие занятия должны быть постоянными и регулярными. Дневник всегда находится у ребенка, он выполняет в нем задания психолога, заносит туда свои наблюдения, записывает вопросы, рисует, с ним ребенок приходит на индивидуальные занятия к психологу.

Удобно оформить дневник в виде папки с файлами. На занятиях и дома ребенок работает на листах А4, которые впоследствии помещаются в файлы. Желательно писать в дневнике разноцветными ручками, фломастерами, использовать маркеры. Записи должны быть привлекательными для самого ребенка. Одно из важных условий ведения дневника - заполнение его крупными печатными буквами. Это необходимо сделать по ряду причин: печатный текст воспринимается под любым углом зрения, информация будет читаться даже в перевернутом виде; записывая для себя что-то важное печатными буквами, ребенок будет делать это значительно медленнее, не автоматически, вдумываясь в написанные слова. Для актуализации поставленных задач папка просматривается вместе с ребенком перед каждым занятием.



© 2010-2020