Статья Влияние телевизора на жизнь школьников

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Телевизор и школьники

Телевизор давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Дети также проводят у экрана довольно много времени. По результатам проведенного среди вторых классов исследования, в среднем дети смотрят 11 передач в день. Среди любимых были отмечены мультфильмы «Черепашки -ниндзя», «Губка Боб», а также фильмы «Воронины. Помимо этих, назывались и другие передачи, вплоть до «Камеди клаб», и т.д. Боевики любит смотреть 41% опрошенных детей. Принято считать, что пристрастие к телевидению имеют дети, лишенные родительского внимания. Однако это не совсем так. Младшие школьники смотрят телевизор равное количество времени, независимо от того, работает их мама или нет. Таким образом, можно говорить о том, что дети много смотрят телевизор как в присутствии родителей, так и в их отсутствие.

Безусловно, просмотр большого числа программ отражается на развитии детей и их поведении. В этом возрасте у детей еще плохо развита критичность, они не всегда улавливают иронию и поэтому все, что видят на экране, воспринимают как норму. А если вы вспомните, что показывает нам экран, то поймете, что норму там как раз и трудно найти.

Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию рекламы. Как известно, именно через телевидение дети усваивают социальные стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других групп, включая и самих детей. Наш телеэфир показывает эпизоды насилия. Хотя телевидение и не толкает детей на совершение актов физического насилия, оно влияет на отношение к агрессивным действиям других людей. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склонны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склоны пытаться помочь жертве. Большинству подростков свойственна агрессивность. У 60 процентов мальчиков она наблюдается в физической форме, а у 40 процента девочек - в вербальной.

По данным исследований психологов, регулярный просмотр передач, содержащих сцены насилия, на 40% повышает вероятность агрессивного поведения подростков в общении со сверстниками. Достаточно ежедневно наблюдать демонстрацию различных форм жестокого обращения людей даже с фантастическими чудовищами и инопланетными существами, чтобы у детей сформировалась психологическая тяга к переживаниям, что возникают в момент совершения насилия, физического унижения живого существа. Когда человек испытывает большие потрясения (страх, азарт, ужас, ликование), его организм вырабатывает специальные гормоны. Эмоциональные потрясения, переживаемые ежедневно, вызывают привыкание. Организм начинает испытывать потребность в них, как в пище, воде, сне и отдыхе.

По многочисленным исследованиям, неконтролируемый просмотр телевидения приводит к:

1. К значительным зрительным нагрузкам. Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30 минут в день. В более старшем возрасте можно разрешать смотреть телевизор непрерывно не более полутора часов (один фильм), независимо от типа телевизора, так как это способствует возникновению психического напряжения, быстрой утомляемости и снижению саморегуляции. Особенно это актуально для младшего школьного возраста.

2. Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов начинают больше смотреть телевизор. Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач.

4. В последние годы у нынешнего поколения значительно снизились такие важные компоненты развития личности, как интерес и мотивация к деятельности. Последние психологические исследования показали, что наши дети получают иные ценностные ориентиры, нежели их сверстники 15 - 20 лет назад. К примеру, сегодня школьник уже иначе понимает слово дружба: если раньше друга выбирали по определенным личным качествам (смелость, ответственность, умение хранить тайну и др.), то теперь выбор зачастую определяет наличие у потенциального товарища последней модели сотового телефона или компьютера.

5. Часто бывает так, что в повседневной жизни мы сами подталкиваем ребенка к телевизору и компьютеру, а порой полностью отдаем его "на воспитание" этим достижениям современной технической мысли. Как следствие, у современного учащегося появляется все больше заболеваний психологического характера: всевозможные фобии, тревожность, неадекватная самооценка, агрессия.

6. Ученые выяснили, что чем больше ребенок засиживается перед голубым экраном, тем хуже учится на следующий день. Это, в первую очередь, относится к старшеклассникам, причем к мальчикам куда больше, чем к девочкам.

Может ли семья противостоять социальной агрессии? Конечно, да. И для этого не обязательно с боем уводить детей от телевизора или выгонять их в другую комнату, когда на экране появляется что-нибудь неблаговидное.
Прежде всего постарайтесь как можно больше уделять внимания своему ребенку. Проводите с ним свободное время не у телевизора. Существуют в конце концов шашки, шахматы, другие игры. Невозможно, конечно, полностью исключить телевизор из жизни современного, хоть и маленького человека. Важно контролировать, что смотрит ребенок и сколько времени сидит у экрана, не давая последнему права быть главным собеседником для вашего чада. Иначе «достояние цивилизации» возьмет на себя функции воспитателя. А если учитывать, что связь «ребенок - телевизор» односторонняя, не стоит ожидать от такого учителя невиданных чудес. Может ли просмотр телепередач помочь детям научиться быть более добрыми, честными, щедрыми и готовыми к сотрудничеству с другими? Да, если дети будут смотреть добрые сказки и мультфильмы. А не те, в которых герои - супермены, мутанты; сериалы и фильмы, где сплошь и рядом пьющие, курящие люди, ведущие достаточно разгульный образ жизни.



© 2010-2022