Планирование курса внеурочной деятельности Психология общения

Сложно жить без общения . В старшем подростковом возрасте - потребность общаться сверстниками становится первостепенной необходимостью . Программа внеурочной деятельности «Психология общения» разработана для учащихся 5-7 классов с учетом их возрастных возможностей.Цель курса: ознакомить с особенностями вербального и невербального общения и способами поведения в конфликтных ситуации, Помочь ребятам выявить свои коммуникативные способности, преодолеть трудности в общении , развить свой коммуникат...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя общеобразовательная школа №31-

филиал МОУ СОШ № 131

« Утверждаю» Рассмотрено и принято на

Директор МОУ СОШ № 131 педагогическом совете

________И.С.Теплякова Пр. №______от________-


ПРОГРАММА

внеурочного курса

«Психология общения»





Возраст участников: 5 класс (10-12 лет )

Срок реализации: 1 год

Гребенщикова Валентина Михайловна,

г. Карталы , 2013 год

Пояснительная записка

Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями. Выполняем с ними какое-то общее дело. Занимаемся спортом ит. д. В любой ситуации мы не зависимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми, При этом одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим.

Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с её требованиями изменяет свои мысли и поведение переживает какие- либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Все это происходит благодаря тому, что обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их. каждый человек так или иначе участвует в общении. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения человека.

Старший подростковый возраст (отрочество) - период, когда потребность в общении становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание общаться было и раньше, в данном возрасте эта потребность приобретает новое качество и по содержанию, по формам выражения. и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка - в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Стремление к общению становится особенно интенсивным.

Программа кружка « Психология общения» разработана для учащихся 5-7 классов с учетом их возрастных возможностей.

Цель курса: сформировать знания учащихся о сущности общения, рассмотреть все его стороны, особенности, проблемы , и его значение в жизни человека.

Задачи:

- Помочь ребятам взглянуть на окружающий мир и на себя со стороны;

- Научить осознавать и анализировать свои поступки в общении с окружающими;

- Раскрыть психологические закономерности общения;

  1. Помочь ребятам выявить свои коммуникативные способности, преодолеть трудности в общении , развить свой коммуникативный потенциал;

  2. Научить составлять свой личностный портрет, чтобы выявить свои определенные качественные характеристики;

  3. Доказать, что искусство общения помогает человеку в его профессиональной деятельности карьерном росте. в успехе собственного бизнеса.

Формы занятий и механизм отслеживания: уроки; семинары с элементами лекции; практическая деятельность; тренинги и упражнения; деловые и ролевые игры.

Прогнозируемые результаты:

Знать:

  1. Определение общения, его формы, типы и виды;

  2. Назначение и функции , стороны общения;

  3. Правила диалогового общения

  4. Специфические особенности процесса коммуникаций;

  5. Виды невербальных средств общения

  6. Причины неэффективного взаимодействия между людьми

  7. Стадии развития конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации;

  8. Влияние эмоциональных переживаний на общение.

Уметь:

  1. Поддерживать отношения в совместной деятельности;

2. Владеть коммуникативным контролем

3. Выбирать оптимальные варианты общения со взрослыми и сверстниками

Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

Теоретических.

практических

Введение

1

1

Общение как обмен информацией

Информация или коммуникация.

Практическая работа.

6

1

1

1


3

Невербальная коммуникация Вербальная коммуникация.

Враги и помощники коммуникации

Мимика лица

Визуальное общение

Жесты
Жесты- иностранцы

Практическая работа

8

1

1

1

1


4

Общение как взаимодействие

Взаимодействие общаясь.

Нормальное взаимодействие
Ролевое взаимодействие

Практическая работа:

8

1

1

1

5


Конфликт - неэффективное общение

Практическая работа

4

2

2

Оптимизация общения

Значение самооценки для освоения

культуры общения.

Практикум по самооценке коммуникативного потенциала.

Основы трансактного анализа.

Методы преодоления затруднений в общении

Практическая работа

8

1

1

1

1


2

2

Итого:

35

17

18

Основное содержание

Общение как обмен информацией(6ч)

Информация или коммуникация. Микро среда и макросреда, малая группа. Прямое и косвенное общение, посредственное и опосредованное, вербальное и невербальное общение. Много функциональность общения. Типы общения Манипулятивное и диалоговое общение.

Методы исследования общения. Упражнения для развития навыков общения.

Невербальная коммуникация (8ч)

Враги и помощники коммуникации. Вербальная коммуникация. Позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса. Речь внешняя и внутренняя, письменная. Коммуникативные барьеры. Специфические особенности процесса коммуникации. Мимика лица. Визуальное общение. Жесты. Жесты- иностранцы

Методы исследования особенностей вербального и невербального общения. Упражнения для развития навыков общения.

Общение как взаимодействие (8ч)

Взаимодействие нормальное. Социальный контроль. Ролевое взаимодействие.

Целевые и поддерживающие роли. Методы исследования умения взаимодействовать.

Конфликт - неэффективное общение (4ч)

Типы ограничений, проявляющихся в контакте. Эмоциональные барьеры. Причины возникновения конфликтов, развитие конфликта, и его результат. Технология разрешения конфликтов. Правила успешного общения в конфликте

Практическая работа.

Оптимизация общения (8ч)

Понятие о коммуникативном потенциале, его главных характеристиках. Значение самооценки для познания своего коммуникативного потен­циала с целью его корректировки и развития. Ос­новы трансактного анализа. Трансактный анализ как средство коммуникативного контроля. Как преодолеть затруднения в общении. Причины и преодоление застенчивости.

Упражнения по вы­работке адекватной самооценки, тестирование с целью самоанализа коммуникабельности, комму­никативного контроля, благоразумия и терпимо­сти. Драматизация ситуаций делового общения с последующим трансактным анализом коммуни­каций. Методы преодоления затруднений в общении.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  1. Е.Н.Рогов « Азбука психологии. Психология общения», М_- ВЛАДОС; 2004 год

  2. Практическая психология (методики и тесты), изд. Дом « БахраХ-М», 2004 год.

  3. Психологические тесты Т. 1, 2, под редакцией А. А. Карелина, М- 2003 г.

Материально- техническое оснащение: магнитофон, кассеты с записями звуков моря, шума леса, пения птиц; Интернет ресурсы.




Литература:

  1. Алан Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам» , Новгород-Ай Кью 1992г.

  2. .Е,И Рогов «Психология общения». М-Владос 2004г.

  3. Е.П. Сгибнева «Классные часы», Ростов на Дону-Феникс 2005г.

  4. И.В.Дубровина « Практическая психология образования», СПБ-ПИТЕР, 2004г.

  5. И.Н. Горелов « Умеете ли вы общаться», М=1991г.

  6. В.В.Петрусинский « Игры-обучение, тренинг, досуг», М-1994г.

  7. Д.Карнеги « Ваше преуспевание -в ваших руках»м-2000г.

  8. В.А.Радионов ,Е.А.Лангуева « Развитие навыков делового общения»-тренинговые занятия для учащихся , Ярославль -Академия развития, 2005 год

  9. Р.С.Немов «Психология» книга 2, 3, М-ВЛАДОС, 2005 год

  10. Р.В. Овчарова « Технологии практического психолога образования»,М- Творческий Центр , 2001 год

© 2010-2022