- Преподавателю
- Школьному психологу
- Планирование курса внеурочной деятельности Психология общения
Планирование курса внеурочной деятельности Психология общения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гребенщикова В.М. |
Дата | 02.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Средняя общеобразовательная школа №31-
филиал МОУ СОШ № 131
« Утверждаю» Рассмотрено и принято на
Директор МОУ СОШ № 131 педагогическом совете
________И.С.Теплякова Пр. №______от________-
ПРОГРАММА
внеурочного курса
«Психология общения»
Возраст участников: 5 класс (10-12 лет )
Срок реализации: 1 год
Гребенщикова Валентина Михайловна,
г. Карталы , 2013 год
Пояснительная записка
Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями. Выполняем с ними какое-то общее дело. Занимаемся спортом ит. д. В любой ситуации мы не зависимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми, При этом одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим.
Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с её требованиями изменяет свои мысли и поведение переживает какие- либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Все это происходит благодаря тому, что обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их. каждый человек так или иначе участвует в общении. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения человека.
Старший подростковый возраст (отрочество) - период, когда потребность в общении становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание общаться было и раньше, в данном возрасте эта потребность приобретает новое качество и по содержанию, по формам выражения. и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка - в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Стремление к общению становится особенно интенсивным.
Программа кружка « Психология общения» разработана для учащихся 5-7 классов с учетом их возрастных возможностей.
Цель курса: сформировать знания учащихся о сущности общения, рассмотреть все его стороны, особенности, проблемы , и его значение в жизни человека.
Задачи:
- Помочь ребятам взглянуть на окружающий мир и на себя со стороны;
- Научить осознавать и анализировать свои поступки в общении с окружающими;
- Раскрыть психологические закономерности общения;
-
Помочь ребятам выявить свои коммуникативные способности, преодолеть трудности в общении , развить свой коммуникативный потенциал;
-
Научить составлять свой личностный портрет, чтобы выявить свои определенные качественные характеристики;
-
Доказать, что искусство общения помогает человеку в его профессиональной деятельности карьерном росте. в успехе собственного бизнеса.
Формы занятий и механизм отслеживания: уроки; семинары с элементами лекции; практическая деятельность; тренинги и упражнения; деловые и ролевые игры.
Прогнозируемые результаты:
Знать:
-
Определение общения, его формы, типы и виды;
-
Назначение и функции , стороны общения;
-
Правила диалогового общения
-
Специфические особенности процесса коммуникаций;
-
Виды невербальных средств общения
-
Причины неэффективного взаимодействия между людьми
-
Стадии развития конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации;
-
Влияние эмоциональных переживаний на общение.
Уметь:
-
Поддерживать отношения в совместной деятельности;
2. Владеть коммуникативным контролем
3. Выбирать оптимальные варианты общения со взрослыми и сверстниками
Тематический план
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
Теоретических.
практических
Введение
1
1
Общение как обмен информацией
Информация или коммуникация.
Практическая работа.
6
1
1
1
3
Невербальная коммуникация Вербальная коммуникация.
Враги и помощники коммуникации
Мимика лица
Визуальное общение
Жесты
Жесты- иностранцы
Практическая работа
8
1
1
1
1
4
Общение как взаимодействие
Взаимодействие общаясь.
Нормальное взаимодействие
Ролевое взаимодействие
Практическая работа:
8
1
1
1
5
Конфликт - неэффективное общение
Практическая работа
4
2
2
Оптимизация общения
Значение самооценки для освоения
культуры общения.
Практикум по самооценке коммуникативного потенциала.
Основы трансактного анализа.
Методы преодоления затруднений в общении
Практическая работа
8
1
1
1
1
2
2
Итого:
35
17
18
Основное содержание
Общение как обмен информацией(6ч)
Информация или коммуникация. Микро среда и макросреда, малая группа. Прямое и косвенное общение, посредственное и опосредованное, вербальное и невербальное общение. Много функциональность общения. Типы общения Манипулятивное и диалоговое общение.
Методы исследования общения. Упражнения для развития навыков общения.
Невербальная коммуникация (8ч)
Враги и помощники коммуникации. Вербальная коммуникация. Позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса. Речь внешняя и внутренняя, письменная. Коммуникативные барьеры. Специфические особенности процесса коммуникации. Мимика лица. Визуальное общение. Жесты. Жесты- иностранцы
Методы исследования особенностей вербального и невербального общения. Упражнения для развития навыков общения.
Общение как взаимодействие (8ч)
Взаимодействие нормальное. Социальный контроль. Ролевое взаимодействие.
Целевые и поддерживающие роли. Методы исследования умения взаимодействовать.
Конфликт - неэффективное общение (4ч)
Типы ограничений, проявляющихся в контакте. Эмоциональные барьеры. Причины возникновения конфликтов, развитие конфликта, и его результат. Технология разрешения конфликтов. Правила успешного общения в конфликте
Практическая работа.
Оптимизация общения (8ч)
Понятие о коммуникативном потенциале, его главных характеристиках. Значение самооценки для познания своего коммуникативного потенциала с целью его корректировки и развития. Основы трансактного анализа. Трансактный анализ как средство коммуникативного контроля. Как преодолеть затруднения в общении. Причины и преодоление застенчивости.
Упражнения по выработке адекватной самооценки, тестирование с целью самоанализа коммуникабельности, коммуникативного контроля, благоразумия и терпимости. Драматизация ситуаций делового общения с последующим трансактным анализом коммуникаций. Методы преодоления затруднений в общении.
Методическое и дидактическое обеспечение:
-
Е.Н.Рогов « Азбука психологии. Психология общения», М_- ВЛАДОС; 2004 год
-
Практическая психология (методики и тесты), изд. Дом « БахраХ-М», 2004 год.
-
Психологические тесты Т. 1, 2, под редакцией А. А. Карелина, М- 2003 г.
Материально- техническое оснащение: магнитофон, кассеты с записями звуков моря, шума леса, пения птиц; Интернет ресурсы.
Литература:
-
Алан Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам» , Новгород-Ай Кью 1992г.
-
.Е,И Рогов «Психология общения». М-Владос 2004г.
-
Е.П. Сгибнева «Классные часы», Ростов на Дону-Феникс 2005г.
-
И.В.Дубровина « Практическая психология образования», СПБ-ПИТЕР, 2004г.
-
И.Н. Горелов « Умеете ли вы общаться», М=1991г.
-
В.В.Петрусинский « Игры-обучение, тренинг, досуг», М-1994г.
-
Д.Карнеги « Ваше преуспевание -в ваших руках»м-2000г.
-
В.А.Радионов ,Е.А.Лангуева « Развитие навыков делового общения»-тренинговые занятия для учащихся , Ярославль -Академия развития, 2005 год
-
Р.С.Немов «Психология» книга 2, 3, М-ВЛАДОС, 2005 год
-
Р.В. Овчарова « Технологии практического психолога образования»,М- Творческий Центр , 2001 год