Доклад. Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Насипбаева Аяжан Еркінқызы


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В ХХІ Веке мировая цивилизация выходит на новый этап развития. В современнных условиях уровень развития любого государства определяется не столько богатством природных ресурсов, сколько интеллектуальным и творческим потенциалом успешностью освоения и внедрения новейших технологий в науке и производстве.

В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет образованию. Изменения во всех областях жизни происходят невиданной скоростью. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Внедрение в практику новых технологий повлекло за собой возрастание потребности общества в людях, обладающих творческим мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

Таким образом, развитие творческого потенциала учащихся становится одной из основных задач современого образования. В связи с этим возникла необходимость в разработке таких методов развития творческого потенциала учащихся, которые с гарантированным результатом могут быть использованы в массовом образовании.

Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности - творческой самореализации в различных областях одаренности А.М.Матюшкин пишет: «Когда произносишь слово одаренность», то ясно, что все одарены по разному. Когда говоришь «творческая одаренность» или «высшая одаренность» (как говорят в Европе), становится на свое место: это не просто индивидуальное различие, это творческий потенциал ребенка.

Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Интеллектуальной одаренностью обладает неболшое число людей, она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе творческой одарености лежит творческий потенциал - нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не толко в том, чтобы выявить и отбирать творчески одаренных, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения.

Итак, понятие «творчество» в психологии определяется как форма активности и самостоятельной деятельности человека, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий мир, создает нечто новое и ценное.

Это новое может быть новым для субъекта творчеста - его создателя. В таком случае творчество является сугубо личностным. Школьник, нашедший новый способ решения задачи, проявил личностное творчество. Если же это новое, созданное субъектом творчества, является новым не только для него, но и для многих или даже для всех людей, то личностное творчество субъекта приобретает общественную значимость. Именно общественно значимое творчество определяет прогресс общества и страны. Путь к общественно значимому творчеству лежит через личностное творчество.

В исследованиях творческой личности изучались различные личностные (мотивационные, коммуникативные и др.) характеристики одаренных людей. К этому направлению могут быть внесены работы К.Тейлора, К.Кокс, Э.Рау, Л.В.Шавининой и др. В результате исследований, относящихся к этому направлению, создается обобщенный личностный портрет творчески одаренных людей. Так, указывается, что для одаренных людей характерны толерантность к неопределенности , готовность к преодолению препятствий, готовность к росту; внутренняя мотивация, умеренная готовность трудиться ради признания. В результате исследований выявлено, что творческие дети в большей мере реагируют на стимулы, более автономны, неконформны, честны, обладают склонностью к игре, спонтанностью и юмором, менее тревожны, более уверенны в себе, более настойчивы; отмечается также, что в основе этого набора личностных черт лежит большая толерантность к стрессу.

Фактически в исследованиях этого направления творческая одаренность описывается через перечисление определенных личностных качеств. Это в определенной мере соответствует задаче диагностики и отбора, но ничего не говорит ни о природе творческой одаренности, ни о путях ее развития.

В современных исследованиях творческой одаренности предпринимается попытка преодолеть ограниченность указанных подходов: эти исследования характеризуются тем, что творческая одаренность признается многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы.

Среди исследователей этого направления можно указать работы ДЖ.Рензулли, Дж.Фельдхьюсена, А.Танненбаума, Р.Стернберга, С.Каплан, Д.Сиск, Х.Хеллера и др.

Помимо интеллектуальных факторов, разные авторы включают в одаренность мотивационно-личностные факторы, мотивацию и Я - концепцию. Таким образом, логика развития представлений о природе творческой одаренности ведет от упрощающих, чисто интеллектуалистических представлениям, в соответствии с которым, творческая одаренность является сложным образованием, обязательными компонентами которого являются определенные личностные параметры. В отечественной психологической науке проблема творческой одаренности рассматривалась в связи с проблемой способностей. Б.М. Теплов рассматривал способности как индевидуальные особенности, обусловливающие успешность выполнения какой-либо деятельности. Исследование личностных особенностей одаренных детей было осуществлено Н.С.Лейтесом, выделившим в качестве овновных факторов интеллектуальной одаренности активность и саморегуляцию. Н.С.Лейтесом творческие способности рассматриваются не как проявление уровня интеллекта, а как особая сторона умственных способностей и личности в целом. Расположенность к творчеству, по Н.С.Лейтесу, является отличительной чертой детства. В его исследованиях отмечено своеобразие проявления творческих способностей на каждом возрастном этапе. Я.А.Пономорев рассматривал творчество в широком смысле как механихм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию. К синтетическому подходу в оточественной психологии можно отнести работы Д.Б.Богоявленской. для которой основным показателем творческости является интеллектуальная активность, сочитающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творческости является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных заданий.

Д.Б.Богоявленская предложила качественно новый подход к трактовке и исследованию творчества. В качестве единицы исследования креативности она предлагает рассматривать интеллектуальную активность, которая понимается как «продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности и не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценке работы». Интеллектуальная активность представляет собой интегральное свойство некоторой гипотетической системы основными компонентами, или подсистемами которой являются интеллектуальные (общие умственные способности), неинтеллектуальные способности составляют как бы фундамент интеллектуальной активности. Определяя широту и глубину познавательного процесса, но проявляются в ней не посредственно, а преломляясь через мотивационную структуру личности. По мнению Д.Б.Богоявленской соотношения интеллектуальной активности и общих умственных способностей представляют собой сопоставление «целого» и «части», что отличает данную теорию от тестологических исследований, где сопоставляются рядоположение интеллектуальные и творческие способности, или же креативность рассматривается как «верхний этап» интеллекта. А.М.Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов, В.А.Крутецкий, Е.И.Игнатьев, Э.А.Голубева, В.М.Русалов, И.В.Щербо, А.В.Запорожец, Н.Н.Подъяков, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, Дж.Берлайн, Я.А.Пономорев и др.) разработал концепцию творческой одаренности. Автор считает, что психологическая структура одаренности совпадает с оснавными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Творческий потенциал - основа для развития одаренности. А.М.Матюшкин выдвинул синтетическую структуру творческой одаренности, в которой основными структурными компонентами являются:

- доминирующая роль познавательной мотивации;

- исследовательская творческая активность (обнаружение нового постановка и решение проблем);

- возможность достижения оригинальных, нестандартных решений;

- возможность прогнозирования и предвосхищения;

- Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки. При этом А.М.Матюшкин считает принципиально важным, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования «творческого человека». В соответствии с данной теоретической концепцией одаренности главное звено одаренности и ее развития составляют творческие возможности ребенка. Исследования В.А.Моляко также позволили выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:

- задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определеной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;

- интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;

- любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;

- быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциальных массивов;

- склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего отбора;

- проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий; - эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т.д.;

- настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений; - творческость - умение комбинировать, находить аналогий, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т.п.; - интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

- сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

- способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т.п. Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенцияла ребенка являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации по сравнению с другими типами мотивации. Доминирующая у творческого ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах (Е.Н.Соколов, Хорн, Дж.Берлайн, Э.А.Голубаева, Н.Н.Данилова и др.) новизне ситуации, обнаружению нового в обычном. Как видим, структура творческого развития ребенка совпадает основными структурными элементами одаренности. Творческая одаренность - способность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или блестяще исполнять, исползовать то, что уже суждено. Зарубежные исследователи для обозначения понятия творческой одаренности оперирует понятием «креативность». На сегодняшний день существует множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей.


© 2010-2022