- Преподавателю
- Школьному психологу
- «Психологические рекомендации по систематизации знаний учащихся»
«Психологические рекомендации по систематизации знаний учащихся»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Науменко Е.В. |
Дата | 30.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Педсовет-практикум
«Систематизация знаний как средство повышения качества образования в условиях личностно-ориентированного обучения».
Тема : «Психологические рекомендации
по систематизации знаний учащихся»
Педагог-психолог Науменко Е.В.
«Учить мыслить!»
«Превратим школу памяти в школу мышления»
Типичные е ошибки школьников по разным предметам:
Ошибки из-за отсутствия знания
Ошибки из-за невнимательности
Ошибки из-за непонимания теоретического понятия, на котором построено учебное задание
Содержание обучения- теоретические знания
-
Усвоение их школьниками происходит в процессе решения учебных задач посредством содержательных мыслительных действий:
-
анализа заданного предмета,
-
абстрагирования,
-
обобщения существенных свойств,
-
самопроверка правильности собственных действий).
2.Получение результатов этих действий- это и есть усвоение научных понятий.
3. Сам факт усвоения означает - развитие теоретического мышления.
Систематизация знаний учащихся мыслительная деятельность.
-
Систематизации предшествует:
-
-анализ
-
-синтез
-
-обобщение
-
-сравнение
К систематизации приводят причинно-следственные отношения между изучаемыми фактами
Систематизация знаний предполагает:
-
Понимание соотношения между разнопорядковыми понятиями,
-
Понятиями и законами,
-
Научным и фактами.
-
Наибольшую трудность для учащихся представляет целостное усвоение основ научной теории как системного объекта, т.к.включает в себя разнородные элементы знаний.
-
Основы научной теории являются ведущим компонентом содержания образовании
-
Рекомендации по систематизации знаний учащихся:
-
Обсуждение различных вариантов решений одной и той же учебной задачи.
-
Знакомство с различными точками зрения по одной проблеме, вопросу; анализ предложенный позиций.
-
Обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач.
-
Создание ситуаций выбора задач различной степени трудности для их решения.
-
-
Использование схем и различных моделей предметов и явлений направляют сознание учащихся, их мышление на раскрытие в изучаемом комплексе объектов повторяющихся, а поэтому закономерных (объективных) связей и отношений, выявление сущности явлений и процессов.
-
Серии простых, небольших по объёму лабораторных опытов и практических заданий заставляют активизировать мыслительную деятельность учащихся (анализ предметов и явлений, их сравнение и сопоставление, обобщение).
-
Составление учащимися сравнительных таблиц по предварительно разработанной схеме -инструкции, в которой сформулирована последовательность выполнения задания на сравнение и обобщение.
-
Во время изложения учителя учащимся рекомендуется составлять план, тезисы или конспект сообщения (это заставляет учащихся рассуждать, выделять главное, формулировать свою мысль).
Самостоятельная работа учащихся с учебником с помощью рациональных приёмов смысловой обработки:
-
группировка материала
-
Выделение опорных пунктов
-
Составление плана
-
Тезисы
-
Логическая схема прочитанного
-
Анализ отдельных частей текста
-
Формулирование главной мысли
Использование различных типов вопросов:
-
-противоречия
-
-установления сходства и различия
-
-установление причинно-следственных связей
-
Выбор действия основанного на «взвешивании» и сопоставлении различных вариантов.
-
Исправление логических, фактических, стилистических и прочих ошибок.
-
Использование логических заданий.
-
Решение проблемных ситуаций
-
Использование объяснительно-иллюстративных методов в обучении
-
Использование технологии модульного обучения.
-
Объективным условием для систематизации знаний является логическая структура учебного предмета.
-
Учёт закономерностей психического и физического развития учащихся.
-
Систематизация знаний предполагает в качестве необходимого условия наличие у обучающихся систематических, связанных содержательно-логическими связями знаний.
-