«Психологические рекомендации по систематизации знаний учащихся»

На педсовете-практикуме«Систематизация знаний как средство повышения качества образования в условиях личностно-ориентированного обучения». Я выступала с темой : «Психологические рекомендациипо систематизации знаний учащихся»Раскрыты типичные е ошибки школьников по разным предметам. Рассмотрены понятия  «Систематизация знаний учащихся»,  «мыслительная деятельность».Даны рекомендации по систематизации знаний учащихсяРаскрыта самостоятельная работа учащихся с учебником с помощью рациональных приёмо...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет-практикум

«Систематизация знаний как средство повышения качества образования в условиях личностно-ориентированного обучения».

Тема : «Психологические рекомендации

по систематизации знаний учащихся»

Педагог-психолог Науменко Е.В.

«Учить мыслить!»

«Превратим школу памяти в школу мышления»

Типичные е ошибки школьников по разным предметам:

Ошибки из-за отсутствия знания

Ошибки из-за невнимательности

Ошибки из-за непонимания теоретического понятия, на котором построено учебное задание

Содержание обучения- теоретические знания

  1. Усвоение их школьниками происходит в процессе решения учебных задач посредством содержательных мыслительных действий:

  • анализа заданного предмета,

  • абстрагирования,

  • обобщения существенных свойств,

  • самопроверка правильности собственных действий).

    2.Получение результатов этих действий- это и есть усвоение научных понятий.

    3. Сам факт усвоения означает - развитие теоретического мышления.

    Систематизация знаний учащихся мыслительная деятельность.

  • Систематизации предшествует:

  • -анализ

  • -синтез

  • -обобщение

  • -сравнение

    К систематизации приводят причинно-следственные отношения между изучаемыми фактами

    Систематизация знаний предполагает:

  • Понимание соотношения между разнопорядковыми понятиями,

  • Понятиями и законами,

  • Научным и фактами.

  • Наибольшую трудность для учащихся представляет целостное усвоение основ научной теории как системного объекта, т.к.включает в себя разнородные элементы знаний.

  • Основы научной теории являются ведущим компонентом содержания образовании

  • «Психологические рекомендации по систематизации знаний учащихся»

    Рекомендации по систематизации знаний учащихся:

  • Обсуждение различных вариантов решений одной и той же учебной задачи.

  • Знакомство с различными точками зрения по одной проблеме, вопросу; анализ предложенный позиций.

  • Обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач.

  • Создание ситуаций выбора задач различной степени трудности для их решения.

  • «Психологические рекомендации по систематизации знаний учащихся»

  • Использование схем и различных моделей предметов и явлений направляют сознание учащихся, их мышление на раскрытие в изучаемом комплексе объектов повторяющихся, а поэтому закономерных (объективных) связей и отношений, выявление сущности явлений и процессов.

  • Серии простых, небольших по объёму лабораторных опытов и практических заданий заставляют активизировать мыслительную деятельность учащихся (анализ предметов и явлений, их сравнение и сопоставление, обобщение).

  • Составление учащимися сравнительных таблиц по предварительно разработанной схеме -инструкции, в которой сформулирована последовательность выполнения задания на сравнение и обобщение.

  • Во время изложения учителя учащимся рекомендуется составлять план, тезисы или конспект сообщения (это заставляет учащихся рассуждать, выделять главное, формулировать свою мысль).

    Самостоятельная работа учащихся с учебником с помощью рациональных приёмов смысловой обработки:

  • группировка материала

  • Выделение опорных пунктов

  • Составление плана

  • Тезисы

  • Логическая схема прочитанного

  • Анализ отдельных частей текста

  • Формулирование главной мысли

    Использование различных типов вопросов:

  • -противоречия

  • -установления сходства и различия

  • -установление причинно-следственных связей

  • Выбор действия основанного на «взвешивании» и сопоставлении различных вариантов.

  • Исправление логических, фактических, стилистических и прочих ошибок.

  • Использование логических заданий.

  • Решение проблемных ситуаций

  • Использование объяснительно-иллюстративных методов в обучении

  • Использование технологии модульного обучения.

  • Объективным условием для систематизации знаний является логическая структура учебного предмета.

  • Учёт закономерностей психического и физического развития учащихся.

  • Систематизация знаний предполагает в качестве необходимого условия наличие у обучающихся систематических, связанных содержательно-логическими связями знаний.

  • «Психологические рекомендации по систематизации знаний учащихся»

© 2010-2022